Причины отказов и виды расчётов червячных передач
Причинами отказа передачи могут быть: усталостное выкрашивание на боковых поверхностях зубьев колеса для материалов, стойких к заеданию; износ зубьев колеса; заедание при твёрдых материалах колёс; пластическая деформация поверхностей зубьев колеса (при перегрузках); усталостная поломка зубьев колеса (в результате изнашивания).
Основное значение для червячных передач имеют расчёты на сопротивление усталостному выкрашиванию, износу и заеданию. Воснову расчёта, как и для зубчатых передач, положена формула Г. Герца. Искомый параметр — межосевое расстояние передачи aw. При проектировочном расчёте
Обычно напряжения изгиба не определяют размеры передачи и являются значимыми только при числе зубьев колеса z2 > 90. Условие проверки прочности на изгиб зуба колеса имеет вид : σF ≤ [σF]. Допускаемые контактные напряжения для оловянистых бронз [σH]= 130... 160 МПа, а допускаемые изгибные напряжения для бронз [σF ] = 35.. .75 МПа.
Значительное тепловыделение при работе червячной передачи приводит к нагреву масла, потере им защитных свойств и опасности заедания в передаче, поэтому проводят расчёт передачи на теплостойкость по условию
где t0 - температура воздуха в помещении; обычно принимают t0 = 20 °С;
N1 - мощность на валу червяка, кВт;
η - КПД передачи;
Кт - коэффициент теплопередачи с поверхности корпуса; при естественном охлаждении Кт = 12...18 Вт/(м2∙°С), при установке вентилятора на валу червяка Кт = 18...30 Вт/(м2∙°С), при охлаждении смазки в картере проточной водой Кт = 30...200 Вт/(м2∙°С);
S - поверхность теплопередачи корпуса (без учёта площади днища корпуса редуктора), м2;
ψ - коэффициент, учитывающий теплоотвод через днище корпуса редуктора; при установке корпуса на бетонном основании ψ = 0, при установке корпуса на металлическом основании ψ = 0,3.3.
ЛЕКЦИЯ №15
Планетарные и волновые зубчатые передачи. Передачи Новикова.
Общие сведения
Планетарными называют передачи, имеющие зубчатые колеса с подвижными осями. Наиболее распространенная простая однорядная планетарная передача (рис. 98) состоит из центрального колесаа с наружными зубьями, неподвижного центрального колеса b с внутренними зубьями, сателлитовg - колес с наружными зубьями, зацепляющихся одновременно са иb (здесь число сателлитов nw = 3), и водилаh, на котором закреплены оси сателлитов. Водило соединено с тихоходным валом. В планетарной передаче одно колесо остановлено (соединено с корпусом).
Рис. 98. Планетарная передача.
1- солнечное колесо, 2 - сателлиты, 3- корончатое колесо, 4 - водило.
При неподвижном колесеb вращение колесаа вызывает вращение сателлитаg относительно собственной оси, а обкатывание сателлита по колесуb перемещает его ось и вращает водилоh. Сателлит таким образом совершает вращение относительно водила и вместе с водилом вокруг центральной оси, т.е. совершает движение, подобное движению планет. Поэтому передачи называют планетарными.
При неподвижном колесеb движение передают чаще всего от колесаа к водилуh; возможна передача движения от водилаh к колесуа.
Основными звеньями называют такие, которые нагружены внешним вращающим моментом. Для передачи, изображенной на рис.98, основные звеньяа, b, h, т.е. два центральных колеса (2К) и водило (h). Такие передачи условно обозначают 2К - h. Внешние моменты на звеньях обозначают: Та, Ть, Th.
В планетарных передачах применяют не только цилиндрические, но и конические колеса с прямым или косым зубом.
Если в планетарной передаче подвижны все звенья, т.е. оба колеса и водило, то такую передачу называютдифференциальной. С помощью дифференциального механизма можно суммировать движение двух звеньев на одном или раскладывать движение одного звена на два других. Например, в дифференциале ведущего моста автомобиля движение от водилаh передают одновременно колесам а иh, что позволяет при повороте одному колесу вращаться быстрее другого.
Достоинства планетарных передач.
1. Малые габариты и масса вследствие передачи мощности по нескольким потокам, число которых равно числу сателлитов. При этом нагрузка в каждом зацеплении уменьшена в несколько раз.
2. Удобство компоновки в машинах благодаря соосности ведущего и ведомого валов.
3. Работа с меньшим шумом по сравнению с обычными зубчатыми передачами, что связано с меньшими размерами колес и замыканием сил в механизме. При симметричном расположении сателлитов силы в передаче взаимно уравновешиваются.
4. Малые нагрузки на валы и опоры, что упрощает конструкцию опор и снижает потери в них.
5. Возможность получения больших передаточных отношений (до 10000)при небольшом числе зубчатых колес и малых габаритах.
Недостатки. 1. Повышенные требования к точности изготовления и монтажа передачи. 2. Большее число деталей (подшипников), более сложная сборка. 3. Для нарезания колес с внутренними зубьями требуются зубодолбежные станки, парк которых меньше, чем зубофрезерных.
Планетарную передачуприменяют как: редуктор в силовых передачах и приборах; коробку передач, передаточное отношение в которой изменяют путем поочередного торможения различных звеньев (например, водила или одного из колес); дифференциал в автомобилях, тракторах, станках, приборах.
где через z обозначены числа зубьев соответствующих колес.
Часто применяют планетарную передачу, совмещенную с электродвигателем (мотор-редуктор, мотор-колесо).
Передаточное отношение
При определении передаточного отношения планетарной передачи используют метод остановки водила (метод Виллиса). По этому методу всей планетарной передаче мысленно сообщают дополнительно вращение с угловой скоростью водила ωh, но в обратном направлении. При этом водило как бы останавливается, а закрепленное колесо освобождается. Получается так называемыйобращенный механизм, представляющий собой обычную непланетарную передачу, в которой геометрические оси всех колес неподвижны. Сателлиты при этом становятся промежуточными (паразитными) колесами, т.е. колесами, не влияющими на передаточное отношение механизма. Передаточное отношение в обращенном механизме определяют как в двухступенчатой передаче с одним внешним и одним внутренним зацеплением.
Здесь существенное значение имеетзнак передаточного отношения. Передаточное отношение и считают положительным, если в обращенном механизме ведущее и ведомое звенья вращаются в одну сторону, и отрицательным, если в разные стороны. Так, для обращенного механизма передачи при ведущем колесеа и ведомом колесе b, см. рис. 98, имеем:
где через z обозначены числа зубьев соответствующих колёс
В рассматриваемом обращенном механизме знак минус показывает, что колеса g и b вращаются в обратную сторону по отношению к колесу а.
С другой стороны, мысленная остановка водила при передаче движения от a к b равноценна вычитанию его угловой скорости ωh, из угловых скоростей колес. Тогда для обращенного механизма этой передачи
где (ωа -ωh) и (ωb – ωh) - соответственно угловые скорости колес a и b относительно водила h; za и zb - числа зубьев колес a и b.
Верхний индекс (h) в обозначении передаточного отношения соответствует обозначению невращающегося звена, нижние (a и b) - соответственно ведущему и ведомому звеньям.
Таким образом, по формуле (15.1) вычисляют передаточное отношение для планетарной передачи, у которой неподвижно водило h(ωh = 0), колесо a является ведущим, колесо b - ведомым.
В планетарной передаче любое основное звено может быть остановлено.
Для планетарной передачи, у которой колесо b закреплено в корпусе неподвижно (ωb = 0), колесо a является ведущим, а водило h - ведомым, из формулы (15.1) получим:
или
Отсюда следует
Для планетарной передачи, у которой колесо b закреплено в корпусе неподвижно (ωb = 0), водило h является ведущим, а колесо a - ведомым, имеем:
Таким образом, в зависимости от остановленного звена можно получить различные значения передаточного отношения планетарной передачи. Это свойство планетарных передач используют в коробках передач.
В планетарных передачах широко применяют внутреннее зубчатое зацепление с углом aw = 30о.
Для обеспечения сборки планетарных передач необходимо соблюдать условие соосности (совпадение геометрических центров колёс); условие сборки (сумма зубьев центральных колёс кратна числу сателлитов) и соседства (вершины зубьев сателлитов не соприкасаются друг с другом).
Зубчатые колёса планетарных передач рассчитываются по тем же законам, что и колёса обычных цилиндрических передач.