Соединительные разъёмы

До недавнего времени в звуковой технике применялось большое количество разнообразных разъемов. Наиболее популярными являются разъемы типа XLR, DIN, Tuchel, Lemo а также простые штеккеры. Для сбалансированного сигнала требуется наличие минимум трех проводников: два для цепи сигнала и третий (заземленный) экранирует их от воздействия других систем. Если используются только два
проводника, один внутри другого (несбалансированный сигнал), это может привести к появлению мешающих переходных наводок, поэтому его применение ограничено условиями отсутствия подобных эффектов.
Разъемы типа XLR широко используются в студиях, при этом количество контактов может быть определено из их маркировки: например, XLR-3, т.е. три контакта. Как правило, корпус микрофона имеет разъем с тремя штырьковыми контактами (называемых "папой"): они как бы указывают на направление движения
сигнала. Кабель, соответственно, оборудован приемным разъемом ("мамой") для соединения с микрофоном и другим разъемом "папой", с противоположного конца, для подсоединения с приемным настенным гнездом. Существуют также и другие варианты разъемов, соединяющихся под прямым углом и имеющих большее количество контактов.

На практике встречаются и нестандартные варианты (часто для наушников монитора), которые могут потребовать осуществить соединение, например, двух приемных разъемов.
Все разъемы XLR имеют специальный паз для осуществления правильной ориентации при соединении. Некоторые из них снабжены специальной защелкой, которая автоматически фиксирует положение разъема при подсоединении и при нажатии на нее освобождает его от закрепления. Распайка шнуров по контактам разъема почти всегда соответствует определенному стандарту.
В случае нарушения порядка развода шнуров по контактам может произойти поворот фазы сигнала. Поэтому перед установкой нового оборудования необходимо убедиться в правильности произведенной распайки. В подобных случаях полезно иметь сопутствующее оборудование (фазоинверторы и пр.) для корректировки фазового сдвига.
Система разъемов XLR является довольно надежной в эксплуатации, она позволяет удерживать соединения при различного рода механических воздействиях: толчках, ударах и пр. Вместе с тем, она слишком массивна для случаев, где требуется произвести коммутацию более малых устройств.


Другим стандартом при осуществлении подсоединения более компактного и домашнего оборудования, является система DIN (немецкого стандарта) разъемов. В ней штырьковые контакты и корпусы разъемов выполнены в более миниатюрном варианте. Для тех случаев, где требуется обеспечить надежную фиксацию соединения, предусматривается наличие резьбового замка.
Кроме названных существуют также системы разъемов Tuchel, имеющие три плоских довольно больших контакта, расположенных радиально от центра, а также разъемы Lemo (более мелкие), расположенные внутри рукава и имеющие центральные пальчиковые контакты 3.5 или 6.3 мм в диаметре (моно и стерео). Последние нельзя подсоединять к наушникам или громкоговорителям, в этом случае требуется коммутация через XLR разъемы.
Трех проводов (следовательно и трех контактов), из которых один заземлен, является вполне достаточно для большинства случаев, включая коммутацию сигнала, подведение питания и напряжения поляризации для электростатических микрофонов. Соответствующие проводам контакты могут быть использованы для
всех названных целей, если увеличить номинал проводящих двух основных жил до 48 Вольт по отношению к земле. Такая система получила название "фантомного питания". Термин "фантом" был взят из телефонии, где он применялся для обозначения группового сигнала, приходящего по одному кабелю, т.е. в целях экономии проводов. На практике многие современные электростатические микрофоны используют фантомное питание напряжением от 9 до 52 в; некоторые питаются от батарей. Разность потенциалов между такой парой и третьим (заземленным) проводом обеспечивает необходимую поляризацию электростатических микрофонов.


Более сложные системы используют большее количество проводов (и контактов), например, для переключения полярного реагирования и подавления низких частот, а также для, радиомикрофонов. Старые конструкции электростатических микрофонов содержали вакуумные трубки в качестве звукоуловителей, требовавших дополнительное питание в 12 Вольт для нагревателя.
Многожильные студийные кабели обычно состоят из упругих, но достаточно гибких разноцветных проводов, имеющих основательное экранирование от электрических наводок и мощную защитную оболочку. Еще более сложные "пяти-четверочные" кабели имеют более высокое шумоподавление - ожидается, что они станут обычным явлением для студий различного направления. В настоящее время происходит широкое внедрение многоканальных кабельных систем для осуществления коммуникаций на большие расстояния и использование для этих целей сложных многоштырьковых разъемов.

Наши рекомендации