Классификация изоляции
Работа ЭД сопровождается потерей части энергии, которая превращается в теплоту. Мощность потерь :
(7-1)
где: – номинальная мощность;
потери при номинальной мощности;
– к.п.д. при номинальной мощности.
тем больше, чем большую мощность P развивает двигатель на валу и чем ниже его к.п.д. – .
С ростом нагрузки мощность P и потери P растут, а следовательно растёт и температура двигателя, соответственно и температура его изоляции, и температура может достигнуть опасных для изоляции значений.
По устойчивости к температуре изоляционные материалы ЭД подразделяют на несколько классов(Таблица 7.1).
Таблица 7.1Классы изоляционных материалов по устойчивости к температуре
Класс изоляции | Y | A | E | B | F | H | C |
Предельно допустимая температура °С | >180 |
. Y – на судах бывшего СССР не допускалось применение изоляции этого класса;
∙ A – пропитанные волокнистые материалы;
∙ B – материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна с пропиткой;
∙ H – те же что и B с кремний органическими связывающими пропитками;
На судах Морфлота используется изоляция:
1. Для обмоток статоров класса H и B;
2. Для обмоток роторов класса H, B и F;
Указанные рабочие температуры установлены исходя из срока службы ЭД. Соблюдение установленных ограничений по допустимой температуре нагрева, а следовательно и по допустимой нагрузки, обеспечивает длительный срок службы изоляции ЭД.
Предельные температуры обмоток двигателей с различными классами изоляции достигаются при номинальной нагрузке и температуре окружающей (охлаждающей) среды 40°С и высоте над уровнем моря до 1000м. Превышение допустимых температур ведёт к разрушению изоляции и сокращению срока эксплуатации электродвигателя.
При температуре окружающей (охлаждающей) среды меньше 40°Сдвигатель может быть нагружен несколько выше номинальной нагрузки (для изоляции класса А превышение номинальной нагрузки не допускается).
При температуре окружающей (охлаждающей) среды больше 40°Си высоте над уровнем моря больше 1000м нагрузка двигателя должна быть снижена относительно номинальной.
Степень снижения (или увеличения) нагрузки, кроме температуры окружающей среды и высоты, зависит ещё и от класса изоляции, режима работы электродвигателя и соотношения постоянных и переменных потерь.
Например, для высоты до 1000м
при превышении температуры окружающей среды до 45°С рекомендуемое снижение тока нагрузки составляет от 2% до 7%,
при превышении температуры 50°С снижение тока от4% до 15%,
при превышении температуры 60°С снижение тока от10% до 30%.
Опытным путём установлено, что электродвигатель сохраняет эксплуатационные свойства, определённые технической документацией:
a) 15÷20 лет – при номинальной нагрузке;
b) 1.5 месяца – при нагрузке 1.25 от номинальной;
c) 3 часа – при нагрузке 1.5 от номинальной.