Уравновешивание вращающихся масс
Цель работы – выявить необходимость балансировки вращающихся деталей; ознакомиться с методами балансировки деталей.
Теоретическое обоснование.Вращающиеся детали машин (зубчатые колеса, шпиндели станков, валы двигателей и т.п.) должны быть полностью уравновешены, поэтому этим деталям придают такую форму, чтобы их центр тяжести располагался на оси вращения. На практике из-за неточности изготовления (в пределах предусмотренных допусков) и неоднородности распределения массы по всему объему детали центр тяжести может оказаться сдвинутым на расстояние ρ от оси вращения (рисунок 6.1, а). В этом случае возникает центробежная сила инерции:
Pи = mω2ρ, (6.1)
где Ри – сила инерции, Н; т – масса тела, кг; ω – угловая скорость вращения, рад/с; ρ – расстояние от центра тяжести до оси вращения, м.
Рисунок 6.1
Центробежные силы инерции вызывают колебания станин и фундамента, износ подшипников и других частей машины. Поэтому необходимо производить уравновешивание вращающихся масс, чтобы уничтожить вредное действие сил инерции.
Когда центр тяжести тела не находится на оси вращения, создается статическая неуравновешенность. Приведение центра тяжести тела к оси вращения производится либо добавлением соответствующей массы, либо удалением (высверливанием) части массы. Такой процесс уравновешивания называется статической балансировкой.
Но даже в том случае, когда центр тяжести располагается на оси вращения, масса тела может быть распределена несимметрично вдоль оси вращения (рисунок 6.1, б). Возникает динамическая неуравновешенность, которая выявляется при вращении детали. При динамической неуравновешенности силы инерции образуют пару сил, создающую вредную нагрузку на подшипник, станину и фундамент машины. Процесс устранения динамической неуравновешенности называется динамической балансировкой.
В данной работе рассматривается только статическая баланси- ровка, которая при небольшой длине детали и малой скорое вращения оказывается достаточной.
Установка для испытания. Установка (рисунок 6.2)состоит из двух призм 2,расположенных в горизонтальной плоскости. Эти призмы закреплены на четырех регулируемых по высоте опорах 3 жестко закрепленных на плите 4.Деталь 1 цилиндрической формы устанавливается на ребра призмы 2.
Если центр тяжести детали не будет совпадать с осью вращения, то под действием момента, создаваемого силой тяжести, деталь начнет катиться по ребрам призм, пока ее центр тяжести точка С не займет наинизшее положение. Центр тяжести детали располагается на вертикальной диаметральной прямой АС. Чтобы уравновесить деталь, необходимо к ней добавить противовес в какой-либо точке, например диаметрально противоположной точке С. Для увеличения точности отыскания положения центра тяжести деталь несколько раз поворачивают на 90° в одну и другую сторону и после остановки детали отмечают положение верхних точек A1 и А2. Точку А находят, как среднее положение этих отметок.
Рисунок 6.2
Балансировка состоит в том, что к детали в точке А (противопо-ложной центру тяжести) прикрепляют кусочки пластилина в таком количестве, чтобы деталь в любом положении находилась в равновесии на ребрах призм.
По силе тяжести дополнительного груза Q и расстоянию AО можно определить положение центра тяжести ОС детали:
OC=Q•OA/G, (6.2)
где G– сила тяжести детали.
Приближенно можно принять OA равным половине диаметра, тогда:
или , (6.3)
где тAи m – соответствующие массы, кг; ρ = ОС.
Порядок выполнения работы.Ознакомиться с устройством установки для статической балансировки. В отчете зарисовать схему установки и эскиз детали. Замерить наружный диаметр детали D.
Взвесить деталь и записать в отчет величину ее массы.
Проверить по уровню горизонтальное расположение граней призмы. При помощи установочных винтов добиться строго горизонтального расположения граней призмы. Проверить чистоту поверхности призмы и детали.
Осторожно установить деталь на грани призм. Когда деталь остановится, отметить верхнюю точку мелом или карандашом. Повернуть деталь на 90° вокруг оси и осторожно ее отпустить. Когда она вновь остановится, снова отметить верхнюю точку. Снова повернуть деталь на 90°, но в противоположную сторону, и отметить верхнюю точку. Все три отметки или совпадут, или будут расположены очень близко.
К верхней точке А (см рисунок 6.2) прикрепить кусочек пластилина. Добавляя или снимая кусочки пластилина, добиться того, чтобы деталь, повернутая на некоторый угол и остановленная легким прикосновением руки, оставалась в любом положении неподвижной, т.е. находилась в состоянии безразличного равновесия. Это означает,
что деталь статически сбалансирована.
Аккуратно снять весь пластилин, прикрепленный к детали, и взвесить его. Записать величину массы пластилина в таблицу 6.1отчета.
Вычислить расстояние центра тяжести детали до оси.
Отчет о работе.
1 Схема установки и эскиз детали. Наружный диаметр детали D=…мм, масса детали т=…кг.
2 Таблица 6.1 Результаты испытания.
Номер замера | Масса детали m, кг | Масса дополнитель-ного груза mA, кг | Расстояние центра тяжести до оси, – по формуле 6.3, мм |
Среднее значение | mср= | mAср= |
2 Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1 Почему необходимо уравновешивать вращающиеся детали?
2 Как расположен центр тяжести тела относительно оси вращения при статической неуравновешенности?
3 Можно ли обнаружить динамическую неуравновешенность при установке детали на параллельных горизонтальных призмах?
4 Если центр тяжести детали находится на оси вращения, является ли это достаточным условием для полного уравновешивания детали?
5 При какой неуравновешенности, статической или динамической, силы инерции образуют пару сил?
6 Какое состояние равновесия относительно оси вращения – неустойчивое, устойчивое или безразличное – характеризует стати-чески уравновешенное тело?
7 Как должен быть расположен дополнительный (уравновеши-вающий) груз при статической балансировке относительно центра тяжести детали?
8 В каком месте относительно центра тяжести следует удалить (высверлить) материал детали при статической балансировке?
9 При каких условиях работы детали можно ограничиться только статической балансировкой?
Список литературы
Основные источники
1 Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Академия, 2015. – 528с.
2 Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин. – М.: Академия, 2015. – 288с.
Дополнительные источники:
1 Заленский В.С. Строительные машины: Примеры расчетов. – М.: Академия, 2013. – 271с.
2 Олофинская В.П. Техническая механика. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 349 с.