Основные технические данные дизеля

Номинальная мощность, кВт 140

Номинальная частота вращения, об/мин 750

Средняя скорость поршня, м/с 5,6

Диаметр цилиндра, мм 160

Ход поршня, мм 225

Степень сжатия 13,5

Среднее эффективное давление, МПа 0,84

Давление наддува, кПа 126-130

Максимальное давление сгорания, МПа 7,5

Удельный эффективный расход топлива, г/(кВт∙ч) 231

Удельный расход масла, г/(кВт∙ч) 5,45

Температура выпускных газов при номинальной мощности дизеля, °С:

– перед турбиной 530

– за турбиной 420

Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Масса дизеля, кг 2750

Моторесурс дизеля, ч 30000

Остов дизелясостоит из фундаментной рамы, блок-картера с установленными в него втулками цилиндров и индивидуальных крышек цилиндра. Фундаментная рама закрытого типа, соединяется с блок-картером болтами. Анкерных связей у дизеля нет. К передней торцевой крышке крепится масляный насос. Коренные подшипники имеют стальные вкладыши, рабочие поверхности которых покрыты слоем свинцовистой бронзы и тонким слоем свинца. Смазочное масло в подшипники подводится через крышки.

Блок-картеротливается из чугуна, жесткость его конструкции обеспечивается поперечными стенками.

Рабочие втулки цилиндровчугунные. Уплотнение зарубашечного пространства достигается вверху плотной посадкой буртов на медные прокладки, а внизу – резиновыми кольцами. Для уплотнения пространства цилиндра под кольцевой выступ крышки цилиндра устанавливают медную прокладку. Вдоль блок-картера имеются два сквозных отверстия, одно из которых служит для размещения распределительного вала, а другое – для главной масляной магистрали.

У каждого цилиндра двигателя отдельная крышкас отверстиями для выпускного и впускного клапанов и форсунки. Пуск дизеля осуществляется электростартером. Охлаждающая вода из зарубашечного пространства цилиндра в полость крышки перепускается по коротким патрубкам, уплотненным резиновыми кольцами.

Поршнидизеля отлиты из кремнисто-алюминиевого сплава. В днище поршня расположена камера сгорания типа камеры сгорания Гессельмана. У поршня четыре компрессионных и два маслосъемных кольца, одно из которых расположено в головке, а другое – в юбке поршня. Поршневой палец пустотелый, плавающего типа.

Шатунштампованный из легированной стали. Головной подшипник представляет собой стальную втулку, рабочая поверхность которой покрыта тонким слоем свинцовой бронзы или бронзовую втулку. Смазка головного подшипника осуществляется разбрызгиванием через отверстия в головке шатуна. Вкладыши шатунного подшипника стальные, залиты тонким слоем свинцовистой бронзы.

Коленчатый валоткован из хромистой стали. Шатунные шейки пустотелые, щеки восьмигранные. Смазочное масло подводится к шатунным подшипникам из коренных по сверлениям в колене вала. На кормовом конце коленчатого вала установлена разъемная шестерня передачи

вращения распределительному валу и топливному насосу. На переднем конце коленчатого вала закреплена шестерня привода масляного насоса и шкив привода водяных насосов и электрогенератора.

Распределительный валпредставляет одно целое с кулачными шайбами. Он изготовлен из низкоуглеродистой стали. Рабочие поверхности кулачных шайб цементированы, закалены и отшлифованы. Величина зазора в клапанном приводе распределительного механизма регулируется болтом, который упирается в шток впускного и выпускного клапанов. От смятия шток предохраняется закаленным колпачком, надеваемым на него сверху.

Газотурбинный наддувосуществляется турбокомпрессором, установленным на кронштейне, прикрепленном к кормовому торцу блок-картера. Турбокомпрессор нагнетает воздух в ресивер наддувочного воздуха. Выпускной тракт имеет два выпускных коллектора. В один поступают газы из цилиндров 1, 2, 3-го, а во второй – из 4, 5 и 6-го цилиндров.

Угол перекрытия впускного и выпускного клапанов равен 135° п.к.в., что обеспечивает продувку камеры сгорания и уменьшает теплонапряженность днища поршня.

Турбокомпрессорсостоит из одноступенчатой осевой турбины и центробежного компрессора.

В топливную систему дизелявходят фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос поршневого типа, топливный насос высокого давления золотникового типа, щелевой фильтр тонкой очистки и форсунки. Топливный блочный насос установлен на кронштейне у левой стороны блок-картера, его вал приводится во вращение от распределительного вала. Игла форсунки открывается при давлении топлива 25 МПа. К торцу топливного насоса прикреплен центробежный всережимный прямого действия регулятор числа оборотов вала дизеля. Он приводится в действие от вала топливного насоса.

Масляная система дизеляс «сухим картером». В нее входят масляные фильтры грубой и тонкой очистки, масляный насос, термостат. Чтобы предохранить фильтрующие элементы от повреждения, фильтр тонкой очистки имеет перепускной клапан, перепускающий масло мимо фильтра при его высоком давлении.

Система охлаждения дизелязамкнутая, двухконтурная. Оптимальная температура воды на выходе из двигателя поддерживается терморегулятором. Насосы охлаждающей воды установлены на крышке переднего торца остова дизеля.

Контрольные вопросы

1. Какие механизмы входят в состав СДВС? Назовите основные детали и узлы этих механизмов.

2. Какие системы входят в состав СДВС? Назовите основные узлы этих систем.

3. По каким признакам классифицируются СДВС?

4. Каковы типы СДВС по способу осуществления рабочего цикла?

5. Каковы типы СДВС по способу воспламенения горючей смеси?

6. Какие бывают СДВС по способу наполнения цилиндра свежим зарядом?

7. Как классифицируются СДВС по величине мощности? Назовите пределы мощности характерных групп СДВС.

8. Как классифицируются СДВС по частоте вращения коленчатого вала и средней скорости поршня? Назовите численные значения величин.

9. Как обозначаются СДВС по ГОСТу? Расшифруйте: 9ДКРН 74/160-2, 6ЧРН36/45.

10. Какими отличительными особенностями обладают судовые ВОД, СОД, МОД?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Наши рекомендации