Современное состояние Мирового судостроения и судоходства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра судовождения и промышленного рыболовства
СИДОРЕНКО Ю.З.
МОРСКАЯ ПРАКТИКА
Конспект лекций
для курсантов специальности 26.05.05 «Судовождение»
очной /заочной формы обучения
Керчь, 2016 г.
Содержание
Введение | |
1 Классификация судов | |
1.1 Современное состояние Мирового судостроения и судоходства. | |
1.2 Классификация транспортных судов | |
1.3 Классификация промысловых судов | |
1.4 Эксплуатационные качества судна | |
1.5 Российский морской регистр судоходства | |
2 Общие понятия о строении судна и его составных частей | |
2.1 Конструкция корпуса судна | |
2.2 Системы набора корпуса судна | |
2.3 Основные конструктивные элементы корпуса | |
2.4 Судовых помещений и их расположение на судне | |
3 Мореходные качества судна | |
3.1 Главные размерения судна | |
3.2 Посадка судна | |
3.3 Запас плавучести | |
3.4 Грузовая марка | |
3.5 Плавучесть судна | |
3.6 Начальная остойчивость судна | |
3.7 Непотопляемость судна | |
4 Рулевое устройство | |
4.1 Конструкции рулей | |
4.2 Пост управления | |
4.3 Рулевые машины | |
4.4 Рулевые приводы | |
4.5 Уход за рулевым устройством | |
5 Якорное устройство | |
5.1 Типы якорей | |
5.2 Якорные цепи | |
5.3 Якорные механизмы | |
5.4 Уход за якорным устройством | |
6 Швартовное устройство | |
6.1 Основные элементы швартовного устройства | |
6.2 Основные типы швартовных канатов | |
6.3 Устройство кранцевой защиты | |
7. Грузовое устройства | |
7.1 Грузовые стрелы и краны | |
7.2 Конструкция легкой грузовой стрелы | |
7.3 Люковые закрытия | |
8Общесудовые и специальные системы и их элементы | |
8.1Назначение и классификация судовых систем | |
8.2 Конструктивные элементы судовых систем | |
8.3Типы трубных соединений | |
9 Спасательные средства | |
9.1 Коллективные средства спасения | |
9.2 Индивидуальные спасательные средства | |
9.3 Размещение спасательныхна судне. Снабжениесудов спасательными средствами | |
9.4 Спусковые устройства. Шлюпбалки | |
10Рангоут и такелаж. Морские узлы | |
10.1 Рангоутно-такелажное вооружение парусного судна | |
10.2 Рангоут и такелаж судна с механическим двигателем | |
10.3 Такелажное снаряжение | |
10.4 Троса, блоки и тали | |
10.5 Такелажные работы с тросами. Такелажный инструмент | |
10.6 Морские узлы | |
11 Спасение на море | |
11.1 Поиск аварийных судов с помощью спутниковой системы связи | |
11.2 Снятие людей с терпящего бедствие судна. | |
11.3 Снятие судна с мели. | |
11.4 Плавание в штормовых условиях | |
12 Устройство и управление шестивесельным ялом | |
12.1 Устройство, вооружение и снабжение шестивесельного яла | |
12.2 Парусное вооружение яла | |
13 Устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ | |
13.1 Общее положение | |
13.2 Экипаж судна | |
13.3 Судовые службы | |
13.4 Организация сохранения человеческой жизни на море, обеспечение живучести судна | |
13.6 Судовые правила | |
14 Борьба за живучесть судна | |
14.1 Предупредительные мероприятия по обеспечению живучести судна | |
14.2 Аварийное снабжение судов | |
14.3 Организация борьбы экипажа за живучесть судна | |
14.4 Обеспечение пожарной безопасности судна | |
14.5 Борьба экипажа с пожаром на судне | |
15 Международный свод сигналов (МСС-65) | |
15.1 Способы сигнализации. Флажная, световая и звуковая сигнализация | |
16 Огни и знаки судов. Звуковые сигналы судов. Сигналы бедствия | |
16.1 Средства связи и сигнализации | |
16.2 Организация наблюдения на море | |
16.3 Характеристика судовых навигационных огней, знаков и звуковых сигналов | |
16.4 Огни и знаки судов на ходу, на якоре и на мели | |
16.5 Сигналы бедствия | |
Список литературы |
Введение
Целью изучения дисциплины «Морская практика» является получение знаний и умений, необходимых для выполнения судовых работ в различных условиях эксплуатации судна, несения вахты, в том числе на трапе, на руле и в качестве наблюдателя, принятия и передачи сообщений согласно МСС-65, профессиональной оценки возможности безопасного выполнения работ и несения вахт.
Поставленная цель достигается путем приобретение умений в области технической и производственной эксплуатации судов, именуемых традиционно «хорошей морской практикой» для исполнения обязанностей палубного матроса при любых видах судовых работ и с любыми судовыми устройствами,.
Предметом изучения дисциплины являются следующие объекты: рангоут и такелаж судна, морские узлы, судовые устройства: якорное, швартовное; рулевое, грузовое, спасательные средства, судовые системы, шестивесельный ял, средства связи, а также умение вести наблюдение и осуществлять доклады,
В результате освоения дисциплины курсант должен
знать:
-основы устройства судна;
- основные обязанности и права лиц судового экипажа согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота;
- свое место и роль в обеспечении охраны человеческой жизни, безопасности судна, груза и порта, а также охраны окружающей среды;
- основы организации судовой вахты на ходу судна и во время стоянки в порту или на рейде;
- сигналы судовых тревог;
- Международный свод сигналов (МСС-65);
- Международные правила предотвращения столкновения судов (МППСС-72),
уметь:
- выполнять судовые работы по техническому обслуживанию судна в целом и его палубных механизмов в частности;
- выполнять такелажные работы, работы по уходу за судном;
- выполнять обязанности рулевого, наблюдателя, вахтенного у трапа;
- определять направление в море;
- выполнять основные виды морских узлов,
владеть:
- владеть навыками управления рулем;
- навыками вести визуальное и слуховое наблюдение за обстановкой;
- навыками выполнения судовых работ по поддержанию судна в технически исправном состоянии;
- способностью читать однобуквенные сигналы МСС;
- понимать смысл огней и знаков, выставляемых на судах.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Морская практика», используются во время прохождения курсантами плавательной практики.
1 Классификация судов
Современное состояние Мирового судостроения и судоходства
Произошедшие в последние 20 лет в мировом судостроении изменения показали, что традиционные подходы к проектированию судов устарели: привычная обтекаемая архитектурно-конструктивная форма транспортных судов меняется в сторону более грубых рациональных форм, обеспечивающих при меньших затратах на судостроение. Решающее влияние на конструктивный тип судна и его архитектуру сегодня оказывает род перевозимого груза, а не обтекаемая архитектурно-конструктивный облик судна, в угоду которому приносились жертвы со стороны заводов-изготовителей.
Архитектурный вид судна в современных условиях должен облегчать размещение груза в трюмах и на верхней палубе, управление грузовыми операциям, а также различными судовыми устройствами и системами, обеспечивать доступность корпусных конструкций для осмотра и ремонта при минимальной стоимости их изготовления.
Большинство судов уже не имеют привычных килеватости и седловатости, исчезло излишнее скругление перехода палубного стрингера в ширстрек. Все реже встречаются суда с удлиненным баком, и все чаще носовые обводы судна имеют достаточную полноту, что вместе с бульбом улучшают всхожесть на волну и его мореходные качества в целом, уменьшая заливаемость верхней палубы.
Обычным стало асимметричным расположение дымовых труб, грузовых устройств, машинных шахт, вырезов в корме и в бортах при установке кормовой рампы.
Архитектурный вид судна, как и раньше, определяет вытянутая обтекаемая форма корпуса, обеспечивающая хорошие мореходные и скоростные качества судна с минимальным сопротивлением движению в воде.
В ближайшие годы мировой транспортный флот будет пополняться, в основном, следующими типами специализированных судов:
- танкерами (доля 50 %);
- балкерами (22%) – для перевозки навалочных, в том числе сыпучих, безтарных грузов;
- контейнеровозами (20%);
- газовозами (6%).
Остальные 2% будет составлять суда других типов.