Основные технические характеристики дизеля
Обозначение по ГОСТ 4393—82............................................ 1 ОДН 20,7/2x25,4
Марка........................................................................................................... 10Д100
Тактность................................................................................................................ 2
Расположение цилиндров.......................................... однорядное, вертикальное
Число цилиндров ................................................................................................... 10
Диаметр цилиндра, мм........................................................................................ 207
Ход поршня, мм ............................................................................................. 2x254
Частота вращения коленчатого вала на номинальном
режиме, об/мин.................................................................................................... 850
Полная мощность при нормальных атмосферных условиях, разрежении на впуске не более 2,94 кПа, противодавлении на выпуске не более 0,98 кПа, температуре воды на входе
в охладитель наддувочного воздуха (45 °С), кВт........................................... 2206
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого
вала на холостом ходу, об/мин................................................................... 400 ±15
Порядок работы цилиндров.......................... 1 —6—10—2—4—9—5—3—7—8
Порядок нумерации цилиндров........................................................... со стороны,
противоположной генератору Направление вращения нижнего
коленчатого вала..................................................................... по часовой стрелке,
если смотреть со стороны генератора
Рабочий объем цилиндров, м3(л)....................................................... 0,1709(170,9)
Степень сжатия действительная........................................................................ 13,7
Средняя скорость поршня, м/с............................................................................ 7,2
Максимальное давление сгорания
не более, МПа................................................................................................... 10,5
Среднее эффективное давление, МПа............................................................ 0,93
Температура выпускных газов по цилиндрам
на полной мощности не более, °С..................................................................... 420
Габаритные размеры дизеля:
длина, мм.................................................................................................... 6015
ширина, мм................................................................................................. 2610
высота от оси нижнего коленчатого вала, мм.......................................... 2255
На тепловозах 2ТЭ116 установлены дизель-генераторы 1А-9ДГ-2. Дизель-генератор 1А-9ДГ-2 (рис. 3.5 и 3.6) состоит из дизеля 1А-5Д49-2 и синхронного генератора, установленных на общей под-дизельной раме и соединенных муфтой пластинчатого типа. Дизель является одной из модификаций мощностного ряда тепловозных ди-
10 |
Рис. 3.5. Дизель-генератор 1А-9ДГ-2:
1 — втулка цилиндра; 2 — поршень; 3 — крышка цилиндра; 4 — лоток; 5 —
объединенный регулятор; б — топливный насос; 7 — выпускной коллектор;
8 — блок цилиндров; 9 — шатунный механизм; 10 — охладитель масла
14 |
13 12 |
Рис. 3.6. Дизель-генератор 1А-9ДГ-2. Продольный разрез:
1 — муфта; 2 — привод распределительного вала; 3 — валопровод вспомогательных агрегатов; 4 — механизм управления топливными насосами; 5 — форсунка; б — выпускная трубка; 7 — турбокомпрессор; 8 — охладитель наддувочного воздуха; 9 — водяной насос; 10 — фильтр грубой очистки масла; 11 — маслянный насос;
12 — привод насосов; 13 — демпфер; 14 — рама
зелей типа 16ЧН26/26, разработанных тепловозостроительным заводом им. Куйбышева (г. Коломна). Диапазон мощностей этих дизелей от 590 до 4415 кВт (800—6000 л. с). Дизель-генератор обладает радом достоинств. Он удобен в обслуживании и ремонте, его сборка и разборка производятся агрегатами (узлами), что обеспечивает взаимозаменяемость. Надежность и износостойкость деталей дизелей повышены благодаря применению высококачественных материалов, рациональным современным методам химико-термической обработки, поверхностному упрочнению и качественным покрытиям.
Дизель 1А5Д49 четырехтактный, F-образный, 16-цилиндровый, с газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха.
Рама под дизель и генератор сварная. В поддон заливается масло в количестве 1250 кг. Блок цилиндров сварно-литой, подшипники коленчатого вала подвесного типа. Коленчатый вал стальной, азотированный. Для уменьшения напряжений, возникающих вследствие крутильных колебаний в системе привода вспомогательных агрегатов (коленчатый вал дизеля, ротор генератора), на переднем конце коленчатого вала установлен комбинированный антивибратор, состоящий из маятникового антивибратора и силиконового демпфера вязкого трения.
Шатунный механизм состоит из главных и прицепных шатунов. Прицепной шатун болтами крепится к пальцу, установленному в проушинах главного шатуна. Поршень составной. Головка крепится к тронку шпильками. В отверстия тронка установлен палец плавающего типа, застопоренный от осевого перемещения кольцами. Поршни охлаждаются маслом, поступающим из масляной системы дизеля через шатуны.
В крышке расположены два впускных и два выпускных клапана, форсунка и индикаторный кран. На крышке установлены рычаги привода клапанов. Крышка нижней плоскостью опирается на блок и крепится к нему четырьмя шпильками, ввернутыми в плиту блока цилиндров. Втулка цилиндра подвешена и прикреплена к крышке цилиндра шпильками. Стык между крышкой и втулкой (газовый стык) уплотняется стальной омедненной прокладкой. На втулку напрессована рубашка, которая образует полость для прохода охлаждающей воды.
Лоток с распределительным валом расположен на верхней части блока. На лотке установлены топливные насосы. Распределительный
вал один на оба ряда цилиндров приводится во вращение от коленчатого вала шестеренчатой передачей, имеющейся на заднем торце блока цилиндров, которая одновременно является приводом объединенного регулятора, тахометра, предельного выключателя, возбудителя, стартер-генератора и вентилятора охлаждения генератора.
Топливная система высокого давления состоит из 16 индивидуальных насосов золотникового типа и 16 форсунок закрытого типа. Топливо от насосов подается к форсункам по форсуночным трубкам.
Топливоподкачивающая система состоит из топливоподкачиваю-щего насоса, топливоподкачивающего агрегата (установлен на тепловозе), фильтров грубой очистки (установлены на тепловозе), топли-воподогревателя (установлен на тепловозе), фильтра тонкой очистки и перепускного клапана, обеспечивающего необходимое давление топлива, поступающего к топливным насосам.
На дизеле имеется предельный выключатель, который в случае повышения частоты вращения коленчатого вала выше допустимой посредством рычажной передачи выключает подачу топлива в цилиндры и одновременно подает импульс механизму воздушной за-хлопки, перекрывающей поступление воздуха из воздушной улитки турбокомпрессора в охладитель наддувочного воздуха и ресивер дизеля.
Масляная система состоит из двух насосов масла, работающих последовательно, фильтров тонкой очистки, теплообменника, фильтра грубой очистки, центробежных фильтров и маслопрокачивающего насоса. Все агрегаты и трубопроводы масляной системы, кроме фильтра тонкой очистки, расположены на дизеле.
Система охлаждения дизеля водяная, принудительная, двухконтур-ная, закрытая, с избыточным давлением в расширительном баке тепловоза в результате естественного парообразования. Циркуляция воды в системе обеспечивается центробежными насосами.
Картер дизеля вентилируется отсосом газов на всасывание в турбокомпрессор. Разрежение в картере регулируется автоматически.
В целях предотвращения скопления масла в ресивере наддувочного воздуха на дизеле имеется система удаления масла из ресивера в емкость, расположенную с левой стороны в раме. Для контроля за работой этой системы на раме предусмотрен специальный штуцер.
На переднем торце дизеля установлены привод насосов, турбокомпрессор, охладитель наддувочного воздуха, реле давления масла, автомат системы вентиляции картера. От привода насосов приводятся во вращение два насоса масла, два насоса воды, топливо-подкачивающий насос. С левой стороны дизеля расположены фильтр масла грубой очистки, центробежные фильтры, теплообменник масла, объединенный регулятор с встроенной в него защитой дизеля от падения давления масла в масляной системе и пусковой сервомотор, с правой стороны дизеля — фильтр тонкой очистки топлива, предельный выключатель и маслоотделительный бачок системы вентиляции картера.
С переднего торца дизеля от привода насосов имеется возможность отбирать мощность на привод вспомогательных нужд тепловоза.
Пуск дизеля осуществляется через привод распределительного вала стартер-генератором, расположенным на тяговом генераторе. В генераторном режиме стартер-генератор питает цепи управления тепловоза и производит подзарядку аккумуляторных батарей.
На тяговом генераторе также расположен возбудитель тягового генератора, получающий вращение от привода распределительного вала. Стартер-генератор и возбудитель соединены с приводом распределительного вала двойными резиновыми пальцевыми муфтами.
Со стороны привода распределительного вала на дизеле установлен датчик, к которому подсоединяется показывающий прибор магнито-индукционного тахометра (установлен на тепловозе), а также имеется место для ручного замера частоты вращения коленчатого вала дизеля.
В системе тепловоза предусмотрена защита дизеля от перегрева воды и масла.
На переднем торце дизеля установлено реле давления масла Д-50Б, которое через электросхему тепловоза обеспечивает дополнительную защиту (остановку дизеля) при падении давления масла на входе в дизель ниже 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), а также реле давления масла, блокирующее через электросхему тепловоза пуск дизеля при давлении масла в системе дизеля менее 0,03 МПа (0,3 кгс/см2). Дизель имеет защиту от повышения давления в картере.
Дизели 1А-5Д49-2 имеют до 90 % узлов и деталей, унифицированных с другими тепловозными дизелями мощностного ряда Д49.