Требования к смазочным материалам и порядок их применения
Масла для дизеля. Для смазывания трущихся деталей дизеля тепловоза применяют следующие марки масел: М12Б (ТУ 38-101-264-72); М14Б (ТУ 38-101-264-72); М14В (ТУ 38-101-421-73); М14Г2 (ТУ 38-101-830-80); М12БР (ТУ 32-ЦТ-647-80); МС-20П (ТУ 101-265-72). Чем лучше подобрано масло для каждого конкретного типа двигателя, тем меньше износ, а значит, и больше срок службы. Смешение различных марок масел допускается в исключительных случаях по разрешению Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». Допускается смешение регенерированного масла марки М12БР со свежим маслом марки М12Б. Подробнее об этом — в табл. 2.1.
Для контроля качества масла химическая лаборатория депо перед постановкой тепловозов на техническое обслуживание ТО-3 и в текущие ремонты отбирает пробы масла из дизеля. Дополнительный отбор для лабораторного анализа производят после смены масла по браковочным показателям по истечении 3—5 сут работы тепловоза. Температура масла перед отбором пробы должна быть не ниже 50—60 °С. При отборе пробы следить, чтобы в масло не попала грязь.
Плановую смену моторного масла в дизелях производят на тепловозах:
ТЭ10 — не более чем через 100—120 тыс. км пробега;
ТЭ7,2М62, ТЭП60 — на текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3;
2ТЭ116,2ТЭ121 — через 100 тыс. км пробега на очередных текущих ремонтах и техническом обслуживании ТО-3;
Таблица 2.1 Смазочные материалы, применяемые в узлах трения тепловозов
Наименование масла | Порядок заправки узлов | Контроль за качеством |
(ГОСТ или ТУ) | смазочным материалом | и сроки замены масла |
Регулятор частоты | ||
вращения дизеля | ||
Авиационное масло | Залить в подогретом | При замене промы- |
марки МС-20 (ГОСТ | состоянии в масляную | вать ванну керосином |
21743-76). Заменитель: | ванну, предварительно | или дизельным топли- |
компрессорное масло | профильтровав через | вом. Заменять через |
марки КС-19 (ГОСТ | полотняную безворсо- | одно техническое об- |
9243-75). Масла с при- | вую салфетку. Уровень в | служивание ТО-3. |
садками не допускаются | пределах отметок мас- | Внеочередная замена |
лоизмерителя | при неудовлетвори- | |
тельной работе регу- | ||
лятора. Шарниры ры- | ||
чажной передачи сма- | ||
зывают маслом для | ||
регулятора по мере | ||
необходимости | ||
Компрессоры | ||
Компрессорное масло | ||
марки КС-19 (ГОСТ | Перед заправкой про- | Пробу масла (0,3 л) |
9243-75) | мыть картер керосином | берут через 25—30 |
и отчистить фильтр. | тыс. км пробега у по- | |
Заливать до верхней | ездных и через 55—65 | |
отметки масломерной | сут у маневровых теп- | |
рейки | ловозов при очеред- | |
ном техническом об- | ||
служивании ТО-3 или | ||
текущем ремонте | ||
ТР-1. Анализируют на | ||
кислотное число и | ||
содержание механиче- | ||
ских примесей. Пол- | ||
ную смену масла про- | ||
изводят при текущих | ||
ремонтах ТР-2 и ТР-3, | ||
внеочередную — при | ||
браковочных показа- | ||
телях. После ремонта | ||
компрессора — при | ||
первом ТО-3 |
Продолжение таблицы 2.1
Наименование масла (ГОСТ или ТУ)
Порядок заправки узлов смазочным материалом
Контроль за качеством и сроки замены масла
Масляные ванны воз-
духоотчистителя Дизельное масло любой марки (разрешается отработавшим)
Гидрообъемный привод вентилятора Масло турбинное марки Тп-22 (ГОСТ 9972-74). Масло трансформаторное (ГОСТ 982-80), масло веретенное АУ
Тяговые редукторы Смазка СТП марки 3 (ТУ 38-УССР-2-01-23-2-80)
Моторно-осевые подшипники
Осевые масла марок Л — летом, 3 — зимой, С — при температуре ниже -30 °С. Зимой добавлять анти-облединительные жидкости (антифриз)
Заправку производить до верхней контрольной отметки. Воздушные фильтры перед пропиткой отчистить от грязи, промыть и высушить сухим сжатым воздухом. Проверку уровня масла в поддонах производить при всех ремонтах и обслуживании
Уровень масла поддерживать в пределах, указанных на масломерном стекле бака-фильтра
В кожух редуктора с нижним заливочным окном заправлять смазку по нижнюю кромку окна: у тепловозов типа 2ТЭ10М, 2ТЭ116 заправлять 5 кг смазки
Норма на одну масляную ванну 6 кг. Контроль по щупу. Зимой добавлять подогретое до температуры 50—80 °С. Антифриз добавлять в соответствии с инструкцией ВФ-39-76
Отчистку поддонов и полную смену масла в масло-пленочных фильтрах производить при текущих ремонтах, отчистку масляных ванн фильтров непрерывного действия — при текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3, на дорогах с большой запыленностью воздуха — не ниже чем на каждом ТР-1
Полную смену масла производить при текущем ремонте ТР-3 согласно руководству по эксплуатации гидромашин
Полную замену производить при текущих ремонтах ТР-2, ТР-3, добавлять при очередных технических обслужи-ваниях ТО-3 и текущем ремонте ТР-1 через 7—10 тыс. км пробега (поездные тепловозы) и 30—35 сут (маневровые) в количестве 1—1,5 кг; при ТО-2 через заправочную горловину проверять наличие смазки на зубьях
Полную смену производить при текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 и сезонных сменах масла. Отбор проб — через 25—45 тыс. км пробега (поездные тепловозы), через 60—90 сут (маневровые)
16
Продолжение таблицы 2.1
Наименование масла | Порядок заправки узлов | Контроль за качеством |
(ГОСТ или ТУ) | смазочным материалом | и сроки замены масла |
Шкворневое устройство, | ||
опорно-возвращающие | ||
устройства, буксовые | ||
направляющие, шарниры | ||
опоры рессор | ||
Осевое масло марок Л, 3, | Уровень масла по указателю. | При переходе в зиму |
С или дизельное любой | На каждую опору и шкворне- | сменить на зимнее. При |
марки | вое устройство по 7-8 кг. Сма- | текущем ремонте ТР-3 |
зочные фитили буксовых на- | ванны промыть кероси- | |
правляющих периодически | ном и полностью запра- | |
промывать. Добавлять масло | вить свежим маслом | |
по необходимости | ||
Узлы трения, приспособ- | ||
ленные под использова- | ||
ние пластичных смазок | ||
Солидолы: жировые | Наносить при сборке на чис- | При сборке узлов после |
(ГОСТ 1033-79), синте- | тую поверхность валиков, вту- | ремонта |
тические (ГОСТ 4366- | лок шарниров, тормозной ры- | |
76), смазка графитная | чажной передачи и рессорного | |
УССР (ГОСТ 3333-80), | подвешивания, привода ручно- | |
паста ВНИИНП-232 | го тормоза и на другие детали | |
(ГОСТ 14068-79) | (ступенчатые валики смазке не | |
подлежат) | ||
Подшипники и шестерни | ||
редукторов | ||
Дизельное масло, соот- | Уровень по маслоуказателю. | Полная смена при те- |
ветствующее марке мас- | Добавлять в процессе эксплуа- | кущих ремонтах ТР-2 и |
ла дизеля | тации по мере необходимости | ТР-3 |
Первичный редуктор, | ||
приводы скоростемера, | ||
конические шестерни и | ||
подшипники качения осе- | ||
вого вентилятора ЦВС | ||
Масло трансмиссионное: | Уровень по маслоуказателю | Полную замену произ- |
ТСп-10 зимой, ТСп-14 | водить при сезонных | |
летом (ГОСТ 23652-79) | сменах и при текущем | |
ремонте ТР-3 |
Продолжение таблицы 2.1
Наименование масла (ГОСТ или ТУ)
Порядок заправки узлов смазочным материалом
Контроль за качеством и сроки замены масла
Подшипники и шестерни промежуточных редукторов скоростемера и игольчатые подшипники, шлице-вые соединения крестовины карданных валов Смазка «Буксол»
Манжеты и рабочие поверхности цилиндров пневмопривода жалюзи и других механизмов Смазка ЖТКЗ-65 (ТУ 32-ЦТ-546-83), при температуре ниже минус 40 °С, смазка ЖТ-79Л (ТУ 32-ЦТ-1176-83)
Добавление при каждом техническом обслуживании ТО-3 запрессовкой до выдавления старой смазки (15—20 г)
Смазать тонким слоем манжеты из кожи, прожи-ровать составом 12 (ТУ 32-ЦТ-547-83). Через одно техническое обслуживание ТО-3 добавлять 2—3 г смазки, а зимой — приборного масла МВП (ГОСТ 1805-76)
Полную замену производить при текущем ремонте ТР-3
При ревизии приводов при текущих ремонтах
Пальцы и сегменты реверсора, перемычки и наконечники кабелей аккумуляторных батарей Технический вазелин (ОСТ 38.1.56-79)
Оси барабана реверсора Солидол
По мере необходимости смазывать пропитанной салфеткой
Через пресс-масленку при техническом обслуживании ТО-3 завинчивать на два оборота для выдавливания смазки в подшип-
При техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах
Смена смазки при текущих ремонтах
Сегменты кнопочных выключателей, пальцы и сегменты контроллера
Приборное масло МВП
(ГОСТ 1805-76)
Резиновые и резинотканные уплотнителъные детали автотормозных приводов Смазка ЖТ-79Л (ТУ 32-ЦТ-1176-83), ЖТКЗ-65 (ТУ 32-ЦТ-546-83) при температуре ниже минус 30 °С
Смазать поверхности слегка пропитанной маслом салфеткой
Смазывать чистой салфеткой, пропитанной смазкой. Фетровые смазочные кольца пропитать до полного насыщения маслом
При текущих ремонтах
Смена при текущих ремонтах ТР-2, ТР-3. Закладывать смазку между бортами манжет и ручьями поршня запрещается
18
Окончание таблицы 2.1 | ||
Наименование масла | Порядок заправки узлов | Контроль за качеством |
(ГОСТ или ТУ) | смазочным материалом | и сроки замены масла |
Разобщительные и пере- | ||
ключательные пробковые | ||
краны | ||
Смазка ЖТКЗ-65 (ТУ 32- | Смазать тонким слоем | При текущих ремон- |
ЦТ-546-83) | тах ТР-2 и ТР-3 | |
Уплотнителъные резьбовые | ||
соединения тормозных | ||
приборов и заглушки | ||
Твердые паровозные | Тонким слоем | При сборке |
смазки ЖД (ТУ 32-ЦТ- | ||
548-83) |
ТЭП70 — через 50 тыс. км пробега при очередных текущих ремонтах и ТО-3;
ТЭМ7, ТЭ2, ТЭМ2, ТЭМ2А, ТЭМ2У, ТЭМЗ, ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, типа ТГМ, ТГ16 — на текущих ремонтах;
гарантийных — в соответствии с заводской инструкцией.
«Освежение», т.е. частичная замена масла, не допускается, так как это ведет только к излишнему его расходу и длительной работе дизеля при качестве масла, близком к браковочному, снижающем ресурс дизеля.
2.2. Рама, кузов и кабина тепловозов
Рама и кузов тепловоза 2ТЭ116
В настоящее время на отечественных тепловозах применяются две основные конструкции кузовов: с несущей рамой и цельнонесущие. В кузовах с несущей рамой расчет главной рамы ведется на все нагрузки, т.е. не учитывается частичное восприятие этих нагрузок стенками кузова. У цельнонесущих кузовов необходимая несущая способность для восприятия нагрузок достигается совместной работой всех его элементов, включая и раму, как его составную часть.
Кузов тепловоза 2ТЭ116 (рис. 2.1) выполнен с несущей рамой и состоит из главной (несущей) рамы, кабины машиниста с простав-кой, кузова над дизелем и охлаждающего устройства.
Главная рама. Предназначена для восприятия веса оборудования, находящегося в кузове тепловоза, передачи тягового усилия, тормозных сил, динамических и ударных нагрузок, возникающих при движении тепловоза (рис. 2.2).
Основными несущими элементами рамы являются две хребтовые балки 9, выполненные из двутавров, усиленных приваренными к нижним и верхним полкам усиливающими полосами толщиной 18 мм и скрепленные стяжными ящиками 1 и 6, прикрепленными к нижним усиливающим полосам с помощью заклепок и прерывистого сварного шва.
К задним и передним торцам хребтовых балок приварены лобовые листы толщиной 14 мм, в которые стяжные ящики упираются своими буртами. Стяжные ящики представляют собой литые пустотелые конструкции. Для увеличения жесткости рамы хребтовые балки соединены между собой поперечными диафрагмами толщиной 8 мм. С левой и правой сторон в средней части рамы для увеличения ее несущей способности в месте ее наибольшего нагружения (установка дизеля, бака для топлива, аккумуляторных батарей) в раму вварены две фермы 4. Каждая ферма представляет собой коробчатую сварную конструкцию трапециевидной формы, разделенную четырьмя диафрагмами на три отсека, в которых выполнены ниши для аккумуляторных батарей. Ниши закрываются крышками. Фермы приварены сплошным швом к хребтовым балкам по диафрагмам, продольным листам и откосам и составляют со всеми другими несущими элементами рамы единую сварную конструкцию. По периметру рамы (по трем ее сторонам — боковым и лобовым) к кронштейнам, хребтовым балкам, а также к фермам приварен об-носной швеллер 3.
Снизу на специальные, имеющие коробчатые сечения усиления во всю высоту хребтовых балок рамы приварены два шкворня 8, на которые установлены и приварены прерывистым швом сменные шкворневые кольца 7, изготовленные из стали 40.
Рама сверху по всей своей поверхности, кроме центральной части, где выполнен поддон для дизеля, зашита настилом. Толщина на-
ED ED ED ED ED |
11 10 |
Рис. 2.1. Кузов тепловоза 2ТЭ116:
1 — путеочиститель; 2 — главная рама; 3 — кабина машиниста; 4 — проставка; 5 — кузов над двигателем; б — холодильная камера; 7 — жалюзи забора воздуха дизелем; 8, 10 — боковые и верхние жалюзи охлаждающего устройства; 9 — жалюзи забора воздуха в кузов; 11 — съемная крыша охлаждающего устройства; 12 — крыша над компрессором; 13, 17, 19 — люки; 14 — крыша с глушителем; 75 — крыша над дизелем; 16 — крыша над
выпрямителем; 18 — крыша проставки
□
Н
Lt; ш
О
ON
Б-Б
Рис. 2.2. Главная рама кузова тепловоза 2ТЭ116:
1,6 — стяжные ящики; 2 — опоры под домкраты; 3 — обностной швеллер; 4 — ферма; 5 — кронштейн для крепления топливного бака; 7 — шкворневые кольца; 8 — шкворень; 9 — хребтовая балка; 10 — места под установку верхних элементов опорно-возвращающих устройств; 11 — штампованные желоба с крышками
стильных листов под кабиной и боковых 4 мм. Снизу настилом зашита вся средняя часть рамы между хребтовыми балками, по всей длине от переднего стяжного ящика до заднего. Толщина нижних настильных листов 8 мм.
В месте установки компрессора и его привода верхний настил усилен снизу ребрами жесткости. Снизу вокруг шкворней выполнены по четыре специальных места 10 под установку верхних элементов опорно-возвращающих устройств тепловоза. В этих местах каркас рамы имеет жесткие коробчатые усиления.
В зоне установки передних и задних элементов опорно-возвращающих устройств тепловоза приварены четыре опоры 2 под домкраты для подъемки надтележечного строения тепловоза.
В раме также выполнены (вварены) каналы сварной конструкции для подвода воздуха на наддув к тяговым электродвигателям передней и задней тележек, а также каналы для наддува к высоковольтным камерам. На верхнем настиле с правой и левой сторон рамы установлены штампованные желоба 11 (см. рис. 2.2) с крышками для прокладки в них силовых кабелей из высоковольтных камер к тяговым электродвигателям и электродвигателям вспомогательного оборудования. Для предотвращения скопления влаги в желобах они подняты над рамой на плитках высотой 20 мм и в их днище выполнены отверстия.
Все балласты расположены симметрично оси рамы тепловоза. С тепловоза 2ТЭ116—118с целью усовершенствования конструкции и улучшения развески предусмотрены четыре балласта, два передних и два задних: один передний и один задний весом соответственно 1347 и 2721 кгс на переднем и заднем стяжных ящиках симметрично оси рамы и по одному балласту весом 490 кгс впереди и сзади на вертикальном ребре левой хребтовой балки в зоне стяжных ящиков. Балласты представляют собой отливки из чугуна. Они крепятся с помощью болтов и дополнительных стальных упоров, приваренных к раме тепловоза.
В местах прохода трубопроводов и электропроводов через настил рамы предусмотрена герметизация отверстий для предотвращения попадания в кузов тепловоза пыли, снега и т.п.
Кабина машиниста. Кабина машиниста (рис. 2.3) является постоянным рабочим местом локомотивной бригады при управлении теп-
ловозом. Она должна быть удобной и удовлетворять требованиям санитарных норм. Эти условия и были положены в основу при создании кабины машиниста тепловоза 2ТЭ116.
Ворошиловградским заводом совместно с исследовательскими институтами было проведено большое число испытаний и исследований по выбору оптимального варианта кабины. В процессе эксплуатации первых образцов тепловозов 2ТЭ116 были учтены также пожелания локомотивных депо, в которых тепловозы 2ТЭ116 эксплуатировались по более рациональному и удобному расположению оборудования в кабине машиниста и ее конструкции.
В лобовой части кабины установлены передние песочные бункеры, которые заправляются песком через горловины, закрытые крышками 8. Расположение окон и их конструкция обеспечивают хороший обзор пути. Для уменьшения воздействия прямых солнечных лучей и бликов лобовые окна имеют отрицательный угол установки. Боковые окна раздвижные, имеют поворотные предохранительные щитки. Для остекления всех окон и предохранительных щитков применены безосколочные стекла. Для вентиляции кабины вверху в лобовой части предусмотрен лючок 14, а также два лючка в задней части крыши. Кроме того, в средней части кабины под пультом управления установлен отопительно-вентиляционный агрегат, который забирает воздух через окно в лобовой стенке кабины. От отопительно-вентиляционного агрегата предусмотрен также обдув теплым воздухом стекол лобовых окон через сопла 7.
В основании пульта управления выполнены: в левой части — шкаф для пищи, а на местах машиниста и помощника — ниши для ног. Имеются два удобных сиденья 26 для машиниста и его помощника, регулируемые по высоте. С целью удобства управления тепловозом при подходе к составу предусмотрена кнопка маневровой работы 16.
Полы кабины под пультом стационарные, а в свободной ее части — в виде съемных щитков 3. Под полом установлены дешифратор автоматической локомотивной сигнализации, блок радиостанции, а также оборудование и трубопровод тормозной и пневмосистемы обслуживания тепловоза.
В задней стенке кабины имеется центральная входная дверь 19, имеющая окно с двойным остеклением.
14 |
Рис. 2.3. Кабина машиниста:
1 — штурвал привода ручного тормоза; 2 — огнетушитель; 3 —съемные щитки пола; 4 — пульт радиостанции; 5—электроплитка; 6—горловина для заправки бачка установки обмыва лобовых окон; 7—сопло обогрева лобовых стекол; 8— крышка горловины переднего песочного бункера; 9 — буферный фонарь; 10 — полы; 11—прожектор; 12 — графике держатель; 13—локомотивный светофор; 14 — вентиляционный лючок; 75 — боковое раздвижное окно; 16— кнопка маневровой работы; 17— клапан тифона и свистка; 18 — привод ручного тормоза; 19 — входная дверь; 20 — штурвал контроллера; 21 — пневматический привод стеклоочистителя; 22 — пульт управления; 23 — скоростемер; 24 — кран машиниста; 25 — кран вспомогательного тормоза; 26 — сиденье машиниста; 27 — откидное сиденье; 28 — звукоизоляция
Крыша кабины, боковые стенки, задняя стенка (включая дверь) и полы имеют хорошую шумоизоляцию. Шумоизоляция выполнена из стеклоплиты в виде отдельных пакетов различных размеров, обтянутых полиамидной пленкой, склеенной полиамидным клеем, и штапельного волокна из капроновых отходов в виде отдельных матов, обтянутых стекловолокном и простроченных. Маты и пакеты уложены в каркас кабины. По задней стенке от потолка до пола между стеклоплитой и штапельным волокном уложена фанера толщиной 10 мм. Ниже уровня пола шумоизоляция состоит только из стеклоплиты толщиной 100 мм. Места прохода труб и кабелей через заднюю стенку кабины уплотнены штапельным волокном и зашиты металлическими заделками. Внутренняя поверхность наружной обшивки и каркас кабины покрыты противошумной мастикой толщиной 4—6 мм. На опорных поверхностях каркаса под установку листов внутренней обшивки проложены полосы термошумоизоляцион-ного картона ТШ-1.
Внутренняя обшивка кабины машиниста выполнена из алюминиевых перфорированных листов с диаметром отверстия перфорации 3 мм, шаг 4,5 мм. На перфорированные листы со стороны каркаса клеем на основе смол ЭД5, ЭД6 наклеена стеклоткань.
Благодаря таким конструктивным мероприятиям по шумоизоля-ции кабины, а также тому, что кабина машиниста отделена от дизельного помещения проставкой, уровень шума на частотах выше 250 Гц в кабине тепловоза 2ТЭ116 снизился на 5—10 дБ по сравнению с уровнем шума в кабине машиниста тепловоза 2ТЭ10М. Кабина тепловоза 2ТЭ116 устанавливается на раму без амортизаторов и приваривается сплошным швом к обносному швеллеру главной рамы.
Проставка. Проставка отделяет кабину машиниста от дизельного помещения и имеет заднюю стенку, представляющую собой каркас из гнутых профилей, обшитый с обеих сторон металлическими листами толщиной 1,5 мм. Толщина стенки с учетом толщины обшивочных листов — 68 мм. Между обшивкой стенки по всей площади уложена шумоизоляция — пакеты из стеклоплиты, обтянутые полиамидной пленкой и склеенные полиамидным клеем. По переднему торцу проставка приварена к кабине машиниста, по заднему — к кузову над дизелем. В левой стенке проставки есть дверь для входа в тепло-
воз, а в задней стенке с обеих сторон — две двери для сообщения с дизельным помещением. Двери шумоизолированные (аналогично поперечной стенке), в верхней части дверей имеются окна с двойным остеклением. В крыше проставки (в передней ее части) выполнен люк, открывающийся из кузова.
В проставке расположены три высоковольтные камеры (левая, правая и центральная). Левая и правая крепятся болтами к настилу главной рамы и боковым стенкам проставки, центральная — болтами к настилу рамы, а по отношению к поперечной стенке установлена с зазором не менее 5 мм.
Проставка приваривается швом к обносному швеллеру главной рамы. Кабина машиниста с проставкой устанавливаются на главную раму тепловоза предварительно уже собранными (сваренными) в блок.
Кузов над двигателем. Основой кузова является каркас из гнутых профилей, который снаружи обшит металлическими листами толщиной 1,5 мм. Изнутри на каркасе закреплена винтами внутренняя обшивка из металлических листов толщиной 1 мм. Поверхность листов внутренней обшивки, прилегающая к каркасу, покрыта противошумной мастикой толщиной 1—2 мм. На правой и левой стенках кузова имеется по пять оконных проемов и по одному проему для забора воздуха дизелем, а на левой стенке у торца, граничащего с проставкой, — еще входная дверь. Оконные проемы застеклены безосколочными стеклами, закрепленными резиновой окантовкой. На проемы для забора воздуха дизелем устанавливаются жалюзи.
На тепловозах 2ТЭ116до № 031внутренней металлической обшивки не было, а наружная обшивка покрывалась виброизоляционным покрытием, представляющим собой смесь связующего на основе синтетических смол, растворенных в органическом растворителе, и органического наполнителя — вермикулита.