Предотвращение образования опасных зарядов статического электричества
17.1. На танкерах статическое электричество представляет большую опасность, так как многие из нефтепродуктов обладают способностью аккумулировать опасные заряды статического электричества.
17.2. Образовавшееся в нефтепродуктах статическое электричество может привести к взрыву и пожару, если потенциал поля зарядов достигнет определенной величины, при которой возникает искровой разряд, и если энергия разряда достаточна для воспламенения данной концентрации взрывоопасной смеси паров нефтепродуктов с воздухом.
17.3. Электростатически активными средами и материалами, используемыми на нефтеналивных судах, являются органические жидкости и твердые диэлектрические материалы с удельным объемным электрическим сопротивлением более 1и Ом м; вода и водные растворы, используемые для механизированной мойки танков; транспортируемые по магистралям пар, воздух и другие газы, содержащие твердые и жидкие частицы.
17.4. Проектирование, строительство, модернизация и эксплуатация нефтеналивных и комбинированных судов в части защиты их от апатического электричества должны осуществляться в соответствии с ОСТ 5.6186-83 "Защита нефтеналивных судов от статического электричества" и Правилами по защите от статического электричества на морских судах, за исключением п. 3.8 и частей IV и V этих Правил, отмененных приказом министра морского флота СССР от 26 декабря 1985 г. № 245.
17.5.Электростатическая защита должна осущестаняться на всех нефтеналивных судах, предназначенных для перевозки нефтепродуктов и яругах органических жидкостей с температурой вспышки ниже 60 С. При проведении грузовыхопераций с электростатически активным грузом, имеющим температуру вспышки 60°C и выше, на дегазированном танкере или танкере, перевозившем в предыдущем рейсе груз с температурой вспышки выше 60'С, выполнение требований по электростатической защите не является необходимым.
При проведении грузовых операций с любым электростатически активным грузом на недегазированных танкерах, перевозивших ранее грузы, способные создавать взрывоопасные смеси при эксплуатационных температурах, независимо от того, были ли это электростатически активные грузы или нет, необходимо соблюдение требований по электростатической защите.
17.6. Средством электростатической защиты для отвода зарядов статического электричества является заземление всех электропроводных деталей судовых систем и оборудования, расположенных во взрывоопасных помещениях и пространствах и контактирующих с электрически активными средами - нефтепродуктами, водой и водными растворами для механизированной мойки танков, транспортируемым по магистралям паром, воздухом и другими газами, содержащими твердые и жидкие частицы.
Мероприятия по электростатической защите должны осуществляться и в обычных зонах судна при возможности переноса каким-либо образом зарядов статического электричества из этих зон в опасные.
17.7. При погрузке и выгрузке в грузовой шланговой линии или стендере необходимо использовать электроизолирующее фланцевое соединение (ЭФС) или токонепроводящий шланг, у которого электрическое сопротивление между любым элементом арматуры шланга и корпусом судна в процессе эксплуатации не превышает 106 Ом и не снижается до величины менее 200 Ом.
17.8. При эксплуатации нефтеналивного танкера не требуется присоединять для отвода зарядов статического электричества с его корпуса какие-либо заземляющие проводники, выполненные в виде кабеля заземления, "судно-берег" и "судно-судно".
В тех случаях, когда национальные правила требуют использования заземляющего кабеля, точка присоединения кабеля на танкере должна быть достаточно удалена от района шлангоприемников. На нефтепирсе должен быть установлен выключатель, соединенный последовательно с заземляющим кабелем. Этот выключатель должен быть выключен в момент присоединения или отсоединения кабеля и включается только тогда, когда заземляющий кабель должным образом будет закреплен на танкере и на берегу. Заземляющий кабель подключается до пришланговки и отключается после отшланговки грузовых шлангов. Перед присоединением заземляющий кабель должен быть визуально проверен на механическую и электрическую исправность.
17.9. При использовании в грузовой шланговой линии изолирующего фланца или токонепроводящего шланга все металлические части изолирующего фланца или токонепроводящего шланга с береговой стороны должны быть электрически связаны с системой заземления на причале, а все металлические части фланца или шланга с морской стороны должны быть электрически связаны с судном.
17.10. В первоначальный период заполнения грузовых танков электростатически активным грузом в случаях, требующих соблюдения мер по электростатической защите согласно п. 17.5 скорость движения жидкости в приемных трубах танков не должна превышать 1 м/с вплоть до достижения уровня груза в 1 м в каждом загружаемом через приемные трубы танке. Затем скорость потока груза может быть увеличена до предела, указанного в судовых документах.
Для танкеров с двойным дном, оборудованных специальным антистатическим колодцем в грузовых танках, скорость потока груза в начальный период заполнения танков*не регламентируется. Максимальная скорость движения нефтепродуктов по судовому грузовому трубопроводу при погрузке не должна превышать 7м/с.
Грузы, аккумулирующие статическое электричество, допускается перекачивать со скоростью более 7 м/с только в том случае, если опытным, документально подтвержденным путем установлено, что при этом не образуются опасные потенциалы статического электричества.
* Здесь и далее по тексту Части II и III жирным шрифтом набраны изменения и дополнения, введенные согласно циркулярному письму Росморфлота N- МФ-35/1712 от 11.09.97г.
17.11. Применение антистатических присадок для увеличения проводимости электризующихся нефтепродуктов может устранить необходимость выполнения рекомендаций относительно ограничений скорости потока.
17.12. Если при перекачке нефтепродуктов применяются фильтры тонкой очистки, то могут потребоваться такие меры предосторожности, как уменьшение скорости потока, так как фильтры тонкой очистки могут быть генераторами статического электричества большой мощности.
17.13. Электризующиеся нефтепродукты не должны грузиться "через верх", так; как при разбрызгивании образуются опасные заряды статического электричества.
Погрузка в танки и перекачка из одних танков в другие электризующихся нефтепродуктов должны осуществляться только по грузовым трубопроводам.
17.14. Запрещается заполнение недегазированных танков балластом через горловину танка, так как в газовом облаке может накапливаться опасный заряд агзекгричества.
17.15. Во время погрузки электростатически активных грузов и в продолжение 30 мин после окончания погрузки для замера пустот и отбора проб груза, через открытые смотровые лючки не должны использоваться ручные приборы, выполненные из электропроводных материалов, например, стальные рулетки, металлические футштоки, металлические пробоотборники, В этан случае могут использоваться только токонепроводящие ручные приборы, не имеющие металлических частей, подвешенные на токонепроводящих тросах, изготовленных из растительных: волокон, при этом использование тросов из синтетических полимеров не допускается.
Токопроводящие приборы во время погрузки и в продолжение 30 мин после окончания погрузки для замера пустот п отбора проб могут быть использованы только через стационарно установленные в танках измерительные трубы.
17.16. После окончания погрузки электростатически активных грузов замеруровня груза и отбор проб груза через открытые смотровые лючки с использованием электропроводящих приборов могут быть произведены не раньше чем через 30 мин после окончания загрузки каждого танка и при условии, что эти приборы за землены до введения в танк и остаются заземленными до их удаления из танка Отбор проб груза необходимо производить с учетам требований ГОСТ 2517-85.
17.17. Для измерения уровня груза в танках рекомендуется применение стационарных бесконтактных дистанционных уровнемеров.
17.18. После окончания погрузки запрещается производить продавливание остатков груза из стендеров и грузовых шлангов сжатым воздухом и инертным газом в грузовые танки, в которые погружены нефтепродукты, аккумулирующие статическое электричество, или в которых перед этим перевозились такие нефтепродукты и которые не дегазировались перед погрузкой.
17.19. В целях исключения образования опасных зарядов статического электричества пропаривание грузовых танков должно производиться только после их дегазации. При этом остаточная концентрация воспламеняющихся газов в грузовых танках перед пропариванием не должна превышать 10 % от нижнего концентрационного предела воспламеняемости (взрываемости).
17.20. При пропаривании танков не допускается вводить в танк моечные машинюн, вентиляторы и другие токопроводящие предметы до полного конденсирования пара. При этом обязательно произвести заземление корпусов указанных устройств.
17.21. При мойке танков подачу воды, моечного раствора необходимо начинатьмалой скоростью с целью постепенного смачивания внутренних поверхностей шлангов и систем для предотвращения чрезмерной электризации сильной струей.
17.22. Применение переносных моечных машинок при работе в недегазированных танках должно быть ограничено (см. п. 20.29), а применение стационарных высокопроизводительных моечных машинок разрешается только в среде инертных газов (см. п. 28.19).
17.23. Вся шланговая линия должна быть собрана и проверена на непрерывность электрической цепи до того, как моечная машинка будет опущена в танк, и шланги не должны разобщаться или отсоединяться от палубной моечной магистрали до тех пор, пока машинка не будет удалена из танка. Удаление моечной машинки из танка допускается через 5 мин после прекращения ее работы.
17.24. При осушении шланговой линии моечной машинки необходимо только частично приотдать соединение с палубной моечной магистралью, а после осушения опять плотно соединить и только после этого извлекать моечную машинку из танка.
17.25. При мойке недегазированных танков из-под электризующихся нефтепродуктов не рекомендуется употреблять рециркуляционную воду и химические неантистатические моющие растворы без предварительного инертирования танков, так как существует вероятность образования в них опасного заряда статического электричества.
Мойка недегазированных танков таким способом, без предварительной инертизации, может осуществляться только в том случае, если постоянный контроль показывает, что концентрация паров углеводородов в танках не находится в пределах взрываемости или применяется антистатический моющий препарат.
17.26. При мойке недегазированных танков, если они не заполнены инертным газом, моющую воду не рекомендуется нагревать выше 60°С, если в танках имеются остатки электризующихся нефтепродуктов, так как в них может образоваться опасный заряд статического электричества.
17.27. Во время мойки недегазированных танков в них образуется водяной и нефтяной туман, в котором могут накапливаться опасные заряды статического электричества, поэтому замерять уровень моющей воды на днище танка металлической рулеткой или футштоком разрешается только через замерную трубку.
17.28. Если в танке отсутствует замерная трубка, то ввод в атмосферу вымытого танка металлического предмета может быть осуществлен только через 5 ч после окончания мойки танков. Если танк интенсивно вентилируется, то ввод металлического предмета может быть осуществлен через 1 ч. На неметаллические замерные приборы это правило не распространяется.
17.29. При работе в недегазированных танках запрещается использовать одежду, накапливающую на своей поверхности статическое электричество.
17.30. При протирке грузовой палубы, днищ и переборок танков от остатков нефтепродуктов запрещается пользоваться ветошью, швабрами и щетками из синтетического материала, так как возможно воспламенение от образовавшихся опасных зарядов статического электричества.
17.31. При производстве на судне ремонтных и других работ специалистами береговых служб судовая администрация должна требовать выполнения ими мероприятий по защите судна и груза от образования опасных зарядов статического электричества.
Применение инертного газа
18.1. Инертный газ для заполнения грузовых танков может быть использован на всех стадиях рейса, исключая то время, когда требуется безопасный вход людей в эти помещения без дыхательных аппаратов.
18.2. Эксплуатация и уход за системой инертных газов должны производиться в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации системы, издаваемой заводом-изготовителем.
18.3. Содержание кислорода в инертном газе не должно превышать 5% объемных, при этом в газе должны отсутствовать окись углерода и другие горючие примеси. При увеличении содержания кислорода до 8% объемных должна срабатывать световая и звуковая сигнализация предупреждения. Температура газа, поступающего в грузовые танки, должна быть не более 65°С.
18.4. Давление инертного газа в грузовых танках не должно превышать 0,017 МПа (0,17 кгс/см2), исключая танки, спроектированные для высоких давлений. При этом должны использоваться высокочувствительные приборы для контроля за давлением.
18.5. В состав инертных газов могут входить двуокиси серы или окислы азота, которые обладают токсичностью, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности.
18.6. Применение системы инертных газов на танкере не гарантирует абсолютную взрывопожаробезопасность в связи с возможностью попадания атмосферного кислорода в инертные газы, поэтому на танкерах с системами инертных газов не должны ослабляться обычные меры пожарной безопасности.
18.7. Инертными газами нельзя воздействовать на внешние очаги загорания, например при загорании нефтепродуктов, разлитых на грузовую палубу, при пожаре в грузовом танке, получившем пробоину при столкновении, и др., так как инертные газы легко обогащаются кислородом воздуха.
18.8. При погрузке нефтяных грузов в инертированные танки подача инертного газа в танки должна быть прекращена и отвод газов должен производиться в атмосферу через газоотводную систему танков. Дыхательные клапаны газоотводной системы «давление—вакуум» в этом случае должны быть открыты только на время, пока идет погрузка.
18.9. Если грузовые танки заполнены инертным газом под давлением, то нельзя открывать крышки горловин танков, смотровых и моечных лючков, например, для замера уровня груза или отбора проб до тех пор, пока в танке давлениене будет уменьшено и не сравняется с наружным.
18.10. При открывании крышек горловин или моечных лючков следует находиться в стороне от них и ни в коем случае не стоять над ними.
18.11. Перед началом погрузки необходимо в грузовых танках замерить содержание кислорода в инертном газе и данные записать в судовой журнал.
18.12. При плавании с грузом или в балласте утечки инертного газа из грузовых танков могут происходить при изменении температурных условий.
При повышении температуры воздуха и воды давление газов в танках увеличивается и часть газов выпускается в атмосферу через газоотводную систему. При понижении температуры воздуха и воды давление газов в танках падает и в них поступает атмосферный воздух, поэтому бывает необходимо произвести подкачку инертных газов в грузовые танки. Подкачку газа рекомендуется производить в жаркое время суток, чтобы в последующем избежать подрыва предохранительных клапанов.
18.13. Пустые грузовые танки, в которых не перевозится груз, также должны заполняться инертным газом, так как в них могут скапливаться пары нефтепродуктов, а также перетекать груз из смежных танков.
18.14. При выгрузке система инертных газов должна работать постоянно, чтобы поддерживать необходимое давление газов в танках.
Во избежание попадания наружного воздуха разгерметизация грузовых танков не допускается. Дыхательные клапаны газоотводной системы должны быть закрыты. Замер уровня груза в танках должен производиться закрытой системой.
18.15. Во время выгрузки необходимо контролировать давление газов в грузовых танках, так как количество поступающих в грузовые танки инертных газов может быть меньше по объему количества выкачиваемого груза.
В случае снижения давления газов в грузовых танках при работающем нагнетателе необходимо уменьшить производительность грузовых насосов.
18.16. Если после выгрузки возникает необходимость проверки остатков груза с помощью рулетки или футштока, необходимо остановить вентиляторы системы инертных газов, закрыть клапаны на все танки, стравить избыточное давление и после этого выполнить замеры.
После проведения замеров необходимо поднять давление газа до номинального.
18.17. При производстве балластных операций система инертных газов должна работать в таком же режиме, как и при проведении грузовых операций.
18.18. При мойке танков стационарными моечными машинками давление инертных газов в танках следует поддерживать в пределах, не превышающих давления, при котором происходит выброс газов из танка через дыхательные клапаны газоотводной системы.
18.19. При мойке танков переносными моечными машинками давление инертных газов в танках следует поддерживать несколько большеатмосферного, чтобы предотвратить попадание кислорода в моющиеся танки из внешней среды.
Перед тем как переносить моечные машинки из одного танка в другой, давление инертных газов в этих танках следует снизить до атмосферного.
18.20. Перед началом мойки и после ее окончания необходимо замерить содержание кислорода в атмосфере танка.
18.21. После окончания мойки грузовые танки должны быть вновь заполнены инертным газом до номинального давления, если танкер опять идет под погрузку нефтепродуктов.
18.22. Перед спуском людей в танки для профилактического осмотра или проведения работ необходимо проверить газоанализатором, нет ли в танке инертного газа или паров нефтепродуктов, проверить закрытие клапанов, через которые может подаваться инертный газ, и убедиться, что танк не сообщается с другими, заполненными инертным газом. Также должен быть сделан анализ воздуха в танке на содержание кислорода.
Во время нахождения людей в танке должна производиться его вентиляция свежим воздухом.
18.23. Во время погрузки, приема балласта или дегазации танков, когда из них вытекает инертный газ, все иллюминаторы и двери, выходящие на грузовую палубу, должны быть закрыты во избежание попадания его в судовые помещения. Также необходимо принять меры, предупреждающие захват инертного газа общесудовой вентиляцией через палубные приемники воздуха.