Цели и задачи курсового проектирования

В.А. Самсонов

Детали машин

И основы конструирования

Методические указания

и задания для выполнения курсового проекта

по направлению подготовки бакалавриата

35.03.06 «Агроинженерия»

профиль «Технический сервис в агропромышленном комплексе»

Смоленск 2015г.

УДК 621.81.(631.3.02) (076)

ББК 34.44 я 73

С17

Рецензент: Михайлов В.А. заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики филиала МЭИ в г. Смоленске, к.т.н., доцент

Самсонов, В.А.

С17 Детали машин и основы конструирования : методические указания и задания для выполнения курсового проекта / В.А. Самсонов. – Смоленск : ФГОУ ВО «Смоленская ГСХА». – 2015. – 71 с.

Рассмотрены цели, задачи и содержание курса, изложены требования по оформлению пояснительной записки и графической части проекта. Рекомендована последовательность выполнения проекта. Даны теоретические основы расчета клиноременных и зубчатых передач, варианты индивидуальных заданий, справочные материалы и конструкции различных типов редукторов.

Предназначено для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки35.03.06 «Агроинженерия».

Профиль:«Технический сервис в агропромышленном комплексе»,

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВО «Смоленская ГСХА» (протокол № от 20 г.)

ББК 34.44 я 73

© Самсонов В.А., 2015

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия», 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….4

1 Цели и задачи курсового проектирования……………………………...5

1.1 Цель курсового проектирования………………………………………5

1.2 Задачи курсового проектирования……………………………………5

2 Содержание курсового проекта………………………………………..5

2.1 Общие указания к выполнению курсового проекта………………….5

2.2 Требования к выполнению курсового проекта………………………7

3 Задание для курсового проекта………………………………………..7

3.1 Расчетная часть проекта…………………………………………….….9

3.2 Графическая часть проекта……………………………………………10

3.3 Кинематические схемы приводов…………………………………….11

4 Выбор электродвигателя………………………………………………14

5 Ременная передача……………………………………………………..22

5.1 Общие сведения………………………………………………………..22

5.2 Расчет клиноременной передачи……………………………………...23

5.3 Конструкции шкивов…………………………………………………..35

5.4 Пример расчета ременной передачи………………………………….38

6 Расчет основных параметров для каждой ступени редуктора……...43

7 Пример расчета косозубой цилиндрической передачи редуктора, работающего при постоянной нагрузке……………………...………48

8 Предварительная компоновка редуктора………………………….…52

Приложение А………………………………………………………….57

Приложение Б………………………………………………………….59

Приложение В………………………………………………………….61

Приложение Г………………………………………………………….63

Приложение Д……………………….…………………………………63

Приложение Е………………………………………………………….64

Приложение Ж…………………………………………………………66

Приложение З………………………………………………………….67

Приложение И…………………………………………………………68

Приложение К…………………………………………………………69

Список рекомендуемой литературы…………………………………70

ВВЕДЕНИЕ

Курсовой проект по деталям машин завершает цикл общеинженерной подготовки и является первой самостоятельной конструкторской ра­ботой студента. При его выполнении закрепляются знания по курсу «Детали машин и основам конструирования», развивается умение использовать для практических приложений сведения из ранее изученных дисциплин: начертательной геометрии и инженерной графики, теоретической механики и теории механизмов и машин, сопротивления материалов материаловедения и технологии конструкционных материалов, а также технических условий изготовления и при­обретаются навыки работы со справочной литературой, государственными стандартами. Суммируя сведения из перечисленных дисциплин, студенты при­общаются к деятельности инженеров и исследователей, начинают понимать значение общетеоретических и общеинженерных дисциплин. Все это спо­собствует развитию самостоятельности и творческого подхода к постав­ленным проблемам.

Методические указания состоят из восьми разделов и 10 приложений, где изложены цели и задачи курсового проектирования, указания и требования к выполнению курсового проекта, требования к его выполнению, основные разделы расчетно-пояснительной записки, объем и содержание графической части проекта, а также примеры конструктивного выполнения цилиндрических редукторов, рекомендованных к разработке.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Цель курсового проектирования– развитие у студентов инженерного мышления, в том числе умения использовать пред­шествующий опыт изучения общетехнических дисциплин, формулировать новые идеи, моделировать, используя аналоги. Свойственная курсовому проекту по деталям машин многовари­антность решений при одном и том же задании развивает у студентов мыслительную деятельность и инициативу. Развитие эвристических под­ходов является одной из составляющих качественного скачка, который предстоит совершить студентам при выполнении этого проекта.

1.2 Задачи курсового проектирования по деталям машин —
развитие умения разрабатывать техническую документацию для облечения
в материальную форму синтезируемой или заданной схемы механизма,
учитывая требования, предъявляемые к прочности, работоспособности,
технологичности, эксплуатационным расходам и т. д. Черчение, наряду
с устной речью, письменностью, математическими описаниями,
является важнейшим средством коммуникации, которым обязаны владеть,
выпускники технических специальностей. Базируясь на исходных предпосылках из курса начертательной геометрии и инженерной графики, в процессе самостоятельной работы над курсовым проектом по деталям машин, студенты овладевают свободным чтением и выполнением чертежей неограниченной сложности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

2.1 Общие указания к выполнению курсового проекта

В соответствии сгосударственным общеобразовательным стандартом объектом курсового проекта являются механические передачи для преобразования вращатель­ного движения, а также вращательного в поступательное. Наиболее распространенными объектами в курсовом проекте являются цилиндрические, конические, червячные передачи и передачи с гибкой связью.

Такой выбор связан с большой распространенностью и важностью их в совре­менной технике. Весьма существенным является и то, что в механическом приводе с упомянутыми передачами наиболее полно представлены основ­ные детали, кинематические пары и соединения, изучаемые в курсе «Детали машин и основы конструирования». Возьмем для примера привод с передачами гибкой связью и зацепле­нием. Здесь имеем зубчатые колеса, валы, оси, подшипники, соединительные муфты, соединения резьбовые, сварные, штифтовые, вал-ступицу, корпусные детали, уплотнительные и другие устройства. При проек­тировании привода находят практическое приложение такие важнейшие сведения из курса, как расчеты по тяговой способности ремня, на контактную и объемную прочность, выбор материалов и термообработок, масел, посадок, параметров шероховатости поверхности и т. д.

Данные задания по деталям машин предназначаются для студентов очного и заочного обучения инженерно-технологического факультета, изучающих курс "Детали машин и основы конструирования". По указанной дисципли­не студенты выполняют курсовой проект. При разработке рабочих чертежей в ходе выполнения курсового проекта не­обходимы навыки по назначению допусков, посадок поверх­ностей деталей, поэтому для правильного выполнения черте­жей следует предварительно изучить курс «Метрология, стандартизация и сертификация», обращая особое внимание на разделы «Взаимозаменяемость и технические измерения».

Тема курсового проекта является комплексной и представ­ляет собой расчет и проектирование привода общего назначе­ния, состоящего из электродвигателя, клиноременной и редуктора. Общее конструктивное исполнение редукторов каждой кинематической схемы представлено в приложениях.

В методических указаниях излагается порядок оформле­ния курсового проекта, последовательность расчета, некото­рые приемы конструирования с применением стандартов и приводятся справочные данные, необходимые при расчете и конструировании.

2.2 Требования к выполнению курсового проекта

Курсовой проект (далее – КП) должен состоять их графической и расчетной части. Расчетная часть проекта оформляется в виде расчетно-пояснительной записки (далее – ПЗ). ПЗ выполняется на листах писчей бумаги формата А4 и оформляется в соот­ветствии с требованиями ЕСКД к текстовым документам. Графическая часть КП выполняется на чертежной бумаге карандашом или с помощью компьютерной графики, масштаб выбирается в зависимости от габарит­ных размеров конструкции или детали. Эскизная компоновка выполняется на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1.

Общими требованиями к ПЗ являются: краткость и логи­ческая последовательность изложения материала; точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; наличие расчетных схем, эскизов, графиков; обо­снование выбора материалов, расчетных коэффициентов и до­пускаемых напряжений со ссылкой на литературный источник.

Общим требованием к чертежам является полное их
соответствие ГОСТам ЕСКД.

ПЗ должна содержать:

– титульный лист;

– содержание;

– кинематическую схему и исходные данные для расчета;

– перечень пунктов задания, подлежащих выполнению;

– основную расчетную часть;

– список использованной литературы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Исходными данными для конструкторского проекта являются кинематические схемы электропривода общего назначения, изображенные на рисунках 3.1 – 3.3, и параметры приводов, представленные в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Исходные данные для курсового проекта

По первой букве фамилии  
Показатели А-Б В-Д Е-З И-Л М-О П-С Т-Ф Х-Ч Ш-Э Ю-Я  
Схемапривода, рис.  
По последней цифре шифра  
Параметры  
Рвых, кВт 0,62 0,9 1,28 1,85 3,45 3,2 3,6 1,9 1,3 2,8  
Режим работы* Т С Л Т С Л Т С Л Т  
Срок службы в годах**  
Число смен работы  
Разработать чертеж шкива Ве- ду- щий Ве- до- мый Ве- ду- щий. Ве- до- мый Ве- ду- щий Ве- до- мый. Ве- ду- щий Ве- до- мый Ве- ду- щий Ве- до- мый  
По сумме двух последних цифр шифра
Схема Параметры, об/мин 1 или 18 2 или 17 3 или 16 или 5 или 14 6 или 13 7 или 12 8 или 11 9 или 10
Рис. 1, 2, 3, 4 nвых
up 11,2 12,5 22,4
I–я ступень редуктора (быстроходная) Косозубая Прямозубая
II–я ступени редуктора (тихоходная) Прямозубая
                                           

* Т – тяжелый режим, С – средний режим, Л – легкий режим работы

** При определении срока службы в часах принимать количество рабочих дней в году равным 300, продолжительность одной смены равной 8 часов.

Конкретный вариант задания для выполнения курсового проекта выбирается в зависи­мости от первой и второй букв фамилии студента и его учеб­ного шифра (номера зачетной книжки). Например, исходными данными для КП студен­ту Сидорову И.П., имеющему шифр (номер зачетной книжки) 08029, будут:

– кинематическая схема привода (рис. 3.3):

– мощность на выходном валу привода Рвых = 2.8 кВт;

– частота вращения выходного вала привода пвых = 35 об/мин;

– передаточное число редуктора ир = 14;

– режим работы – Т (тяжелый);

– срок службы в годах – 3 года;

– работа двухсменная.

3.1 Расчетная часть проекта

Порядок расчета курсового проекта по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» следующий:

1. Привести кинематическую схему привода и исходные данные для расчета (см. табл. 1).

2. Определить потребную мощность привода и подобрать электродвигатель.

3. Определить передаточные числа:

• привода Uпр;

• ременной передачи Uрп = U12;

• распределить передаточное число редуктора по отдельным ступеням (Uред =UБUT, где UБ - передаточное число быстроходной ступени, UT - переда­точное число тихоходной ступени).

4. Определить расчетные параметры для всех ступеней привода:

• мощность на каждом валу РI, РII, РIII и PIV (кВт);

• частоту вращения каждого вала пI, пII, пIII и nIV (об/мин);

• вращающие моменты на каждом валу ТI, ТII, ТIII и TIV (Нм).

5. Рассчитать клиноременную передачу:

• привести кинематическую схему передачи;

• определить сечение ремня;

• определить диаметры ведущего и ведомого шкивов, вычислить угол обхвата ведущего (меньшего) шкива;

• определить расчетную мощность передачи, приходящуюся на один ремень;

• определить расчетную длину ремня и подобрать ремень стандартной длины;

• определить число ремней для привода, средний рабочий ресурс ремня и сум­марное число ремней на весь срок службы привода;

разработать рабочий чертеж шкива (согласно заданию на курсовой проект).

6. Рассчитать зубчатые передачи:

• выбрать материал для деталей зубчатых передач, назначить твер­дость рабочих поверхностей зубьев (с учетом обеспечения равнопрочности элемен­тов конструкции), определить ресурс передачи и допускаемые напряжения;

• провести расчет передач редуктора, опре­делив их размеры;

• определить силы, действующие в зацеплении;

• выполнить компоновочный эскиз редуктора;

• провести выбор подшипников качения конструктивно;

• разработать чертежи деталей (согласно заданию на проект);

3.2 Графическая часть проекта

Графическая часть проекта состоит из пяти листов чертежей формата А3 (разме­ры одного листа 420×297 мм). В зависимости от размеров деталей их чертежи могут быть выполнены на листах формата А4 (размеры одного листа 297×210).

1. Лист № 1 «Компоновочная схема редуктора». Компоновочный эскиз выполняется в масштабе 1:1по выполненным расчетным данным. Пример выполнения компоновочного эскиза приведен в главе 8.

Пример чертежа редуктора (для каждой из кинематических схем) приведен в приложении А, Б и В.

2. Лист № 2 «Рабочий чертеж шкива». Включает в себя чертеж ведущего (или ведомого) шкива ременной передачи (согласно заданию на курсовой проект);

Чертежи выполняются на отдельных листах формата A3. Рабочий чертеж должен быть выполне­н в полном соответствии с требованиями ЕСКД: деталь должна быть представлена в нужном количестве изображений с нанесением размеров и их отклонений, шеро­ховатости поверхности и требований к материалу детали.

Примеры выполнения чертежей приведены в Приложении Ж.

Все чертежи складываются в соответствии с требованиями ЕСКД и подши­ваются в конце пояснительной записки курсового проекта.

Титульный лист расчетно-пояснительной записки приведен в Приложении З.

3.3 Кинематические схемы приводов

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 3.1 – Кинематическая схема привода с развернутым цилиндрическим редуктором (Схема № 1) .

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 3.2 – Кинематическая схема привода с соосным цилиндрическим редуктором (Схема № 2)

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 3.3 – Кинематическая схема привода с развернутым цилиндрическим редуктором и сдвоенной тихоходной ступенью (Схема № 3)

ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

4.1 Исходные данные должны строго соответствовать за­данию.

4.2 В КП должны быть даны ответы на все пункты зада­ния и приведено обоснование выбора конструктивных элемен­тов привода и его узлов.

4.2.1 Мощность на валу электродвигателя передается всем приводом,

состоящим из клиноременной передачи и редуктора. Ее значение определяют по потребной мощности

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

где Р – требуемая мощность электродвигателя, кВт;

Рвых – требуемая мощность на выходном валу привода, кВт;

η общ – общий КПД привода.

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

η 12 η34 η56– соответственно КПД первой, второй и третьей ступени привода.

В зависимости от схемы задания КПД ступени могут быть приняты для:

—клиноременной передачи, η = 0,95...0,96;

—зубчатой передачи с цилиндрическими колесами, η = 0,98;

—зубчатой передачи с цилиндрическими колесами, сдво­енной η = 0,97;

Приведенные значения КПД являются приближенными и учитывают потери в подшипниках.

4.2.2 По найденному значению Р подбирается электродвигатель (см. табл. 4.1). Должно быть выполнено условие Р1 > Р. Обычно вы­бирается ближайшее большее значение. Частота вращения вала электродвигателя выбирается из условия обеспечения заданного передаточного числа редуктора и допустимого значения переда­точного числа клиноременной или цепной передачи (см. табл. 4.2). Номинальная мощность электродвигателя Рх является рас­четной. Значение расчетной мощности для каждого вала при­вода определяется с учетом соответствующего значения КПД.

Габаритные и присоединительные размеры электродви­гателя выбираются по табл. 4.3.

Таблица 4.1

Трехфазные асинхронные короткозамкнутые обдуваемые двигатели

общепромышленного применения серии 4А> ГОСТ 19523-74

(частичное извлечение), типы и основные параметры при

номинальной нагрузке

Тип двигателя Мощность Асинхронная частота вращения л,, об/мин Отношение вращающего моментах номинальному
макси­мального начального пускового мини­мального
з 4

Синхронная частота вращения 3000 об/мин

4А71А2УЗ 0,75     2.2     2,0 1,2
4А7Ш2УЗ 1,10 2,0 1,2
4А80А2УЗ 1,50 2S50 2,0 1,2
4А80В2УЗ 2,20 2,0 1,2
4А9012УЗ 3,00 2,0 1,2
4А10052УЗ 4,00 2,0 1,2
4А10012УЗ 5,50 2,0 1,2
4АП2М2УЗ 7,50 2,0   1,0
4А132М2УЗ 11.00 1,6 1,0
4А1$0$2УЗ 15,00 1,4 1,0

Синхронная частота вращения 1500 об/мин

(4А71В4УЗ 0,75   2,2   2,0 1,6
4А80А4УЗ 1,10 2,0 1,6
4А80В4УЗ 1.5 2,0 1,6
4А90Ь4УЗ 2,2 2,0 1,6
4А1004УЗ 3,0 2fi 1,6
4А1004УЗ 4.0 2,0 1,6
4АП2М4УЗ 5,5 2,0 1,6
4А1324УЗ 7,5 2,0 1,6
4А132М4УЭ 11,0 2,0 1,6
4А1604УЗ 15,0 1,4 1,0

Продолжение таблицы 4.1

Синхронная частота вращения 1000 об/мин

4А30А6УЗ 0.75 2.2   2,0 1,6
4А80Б6УЗ 1,10 2,0 1,6
4A90L6Y3 1,5 2,0 1.6
4A100L6Y3 2.2 2,0 1,6
4А112МА6УЗ 3,0 2.0 1.6
4АП2МВ6УЗ 4.0 2,0 1.6
4A132S6Y3 5.5 2,0 1.6
1 4А132М6УЗ 7.5 2.0 1.6
4А16086УЗ 11,0 2,0     1,2 1,0
4А160М6УЗ 15,0 1,2 1,0

Таблица 4.2

Рекомендуемые значены передаточных чисел для одной ступени передач
Тип передачи Твердость зубьев Значения u
        наиболее  
    употреби- наибольшие
    тельные  
Зубчатая цилиндрическая      
закрытая:      
тихоходная ступень во всех редукторах цели и задачи курсового проектирования - student2.ru HB350 2,5...5 6.3
  HRC40...56 2,5...5 6,3
  HRC56...63 2...4 6.3
быстроходная ступень в редукторах цели и задачи курсового проектирования - student2.ru НB 350 3.15...5
ло развернутой схеме HRC40...56 3.15...6 7.1
  HRC 56...63 2,5…4 6,3
быстроходная ступень в соосном редукторе цели и задачи курсового проектирования - student2.ru НВ 350 4...63
  HRC40...56 4...6,3
  HRC56...63 3,15.,.5
Зубчатая цилиндрическая цели и задачи курсового проектирования - student2.ru НВ 350 4...S
Открытая:      
Зубчатая коническая закрытая цели и задачи курсового проектирования - student2.ru HB350 I...4 6.3
  >НВ350 1...4
Червячная закрыты   16...50
Цепная   1,5...5
Клнноременная   2…4

Таблица 4.3

Размеры вала, мм, асинхронных короткозамкнутых двигателей

серии 4А (исполнение М100) по ГОСТ 19523-74

(частичное извлечение)

Тип двигателя Диаметр вала,d,мм   Тип двигателя Диаметр вала,d,мм
4А71 4A100L
4А80А 4A112M
4А80В 4A132S
4А90L 4A132M
4A100S 4A160S

1.2.3. Передаточное число привода определяется из выра­жения

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

где пдв – асинхронная частота вращения вала электродвигателя; пвых –заданная частота вращения выходного вала привода.

Поскольку передаточное число редуктора иропределено заданием, то передаточное число клиноременной передачи uрп определяется из выражения:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ,

4.2.4 Максимально допустимые значения передаточного числа клиноременной передачи могут быть приняты до 8... 10.

Однако при таких больших значениях и ведомый шкив может оказаться слишком большим, а угол обхвата ведущего шкива а — слишком маленьким, поэтому рекомендуется ориентироваться на оп­тимальные значения передаточных чисел, приведенные в табл. 4.2.

Если передаточные числа превышают оптимальные значе­ния, следует выбрать электродвигатель той же мощности с меньшей частотой вращения. При разбивке по ступеням пе­редаточного числа редуктора следует руководствоваться ре­комендациями, приведенными в табл. 4.4.

Общее передаточное число редуктора определяется из вы­ражения

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ,

где uБ – первая быстроходная ступень редуктора;

uт – вторая тихоходная ступень редуктора.

4.2.5 Определяют расчетные параметры для ступеней при­вода. К расчетным параметрам (нагрузочным характеристи­кам) привода относят:

• расчетная мощность на валах привода:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

где цели и задачи курсового проектирования - student2.ru – мощность выбранного электродвигателя;

η12 , η34 , η56 – КПД соответствующих ступеней привода.

•частота вращения валов привода

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru .

Здесь пдв—асинхронная частота вращения двигателя; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru — частоты вращения соответствующих валов привода;

• вращающие моменты на валах

Таблица 4.4

Рекомендуемые значения передаточных чисел для отдельных ступеней двухступенчатых редукторов

  Вид редуктора Передаточное число Быстроходная ступень цели и задачи курсового проектирования - student2.ru Тихоходная ступень uт
Цилиндрический редуктор с развернутой схемой 8...25 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru  
Цилиндрический соосный ре­дуктор 8...25 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru   цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru ;

где Р – кВт; п – об/мин; T– Нм.

4.2.6 Определение расчетной нагрузки

За расчетную нагрузку для зубьев зубчатых передач при­нимают максимальное значение удельной нагрузки, распре­деленной по линии контакта зубьев. Однако при расчете удоб­нее эту нагрузку выражать через передаваемый крутящий момент. Поэтому при проектном расчете размеры передач оп­ределяют через основные заданные характеристики переда­чи: вращающий момент и передаточное число.

Когда привод проектируется без указания его конкретно­го назначения, следует считаться с тем, что потребитель мо­жет загрузить передачи на полную мощность электродвига­теля, и расчет передачи следует вести по номинальному мо­менту Тном, определенному исходя из номинального момента электродвигателя Tдв Расчетные параметры на каждом из валов привода удобно свести в таблицу (табл. 4.5).

Таблица 4.5

Номер вала Р, кВт n, об/мин Т, Нм
I      
II      
III      
IV      

4.2.7 Материалы зубчатых колец

Зубчатые колеса силовых редукторов обычно изготовля­ются из углеродистой или легированной стали. Меньшее из зубчатых колес пары, находящейся в зацеплении, обычно на­зывают шестерней, а большее — колесом. Термин «зубчатое колесо» относится как к шестерне, так и к колесу.

Контактная прочность, обуславливающая размеры пере­дачи, определяется главным образом твердостью поверхнос­ти зубьев. В зависимости от твердости рабочих поверхнос­тей зубьев стальные зубчатые колеса можно разделить на две группы:

I — Колеса с твердостью до НВ350. Для получения такой твердости колеса подвергаются нормализации или улучше­нию (закалке с высоким отпуском).

II— Колеса с твердостью выше НВ350 (при этом твердость обычно замеряется по шкале Роквелла — HRC). Для получе­ния такой твердости колеса подвергаются объемной или по­верхностной закалке, а также цементации, цианированию, азотированию.

Таблица 4.6

Характеристики механических свойств некоторых сталей
Марка стали Максимальные Размеры, мм НВ (Включая сердцевину) НRC (поверхность) Термическая обработка
D S
Любые 163…192 - Нормализация
Любые 179…207 - Нормализация
235…262 269…302 - - Улучшение Улучшение
40Х 40Х 40Х 235…262 269…302 269…302 - - 45…50 Улучшение Улучшение Улучшение + Закалка ТВЧ
40ХН 40XН 40ХН         235...262 269...302 269... 302 48...53 Улучшение Тоже Улучшение + закалка ТВЧ

При выборе материалов следует обеспечить для шестерни более высокие механические характеристики, чем для коле­са. Этого можно достигнуть подбором различных марок ста­ли или различной термообработкой.

Если твердость рабочих поверхностей зубьев хотя бы од­ного из зубчатых колес пары Н < НВ350, то зубчатые колеса считаются прирабатывающимися.

Для ускорения прирабатываемости и выравнивания дол­говечности зубчатой пары с ведомым колесом, имеющим твер­дость до НВ350, среднюю твердость рабочей поверхности зубьев шестерни следует назначать выше твердости колеса. Обычно

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru или цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Для косозубых передач твердость НВсррабочих поверхно­стей зубьев шестерни следует принимать максимально воз­можной.

Для неприрабатывающихся зубчатых передач с твердыми рабочими поверхностями зубьев обоих колес (свыше HRC45) твердость зубьев шестерни и колеса можно выбирать одина­ковой.

Следует помнить, что получение нужных механических свойств стали зависит не только от температурного режима тер­мообработки, но и от габаритов заготовки.

РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА

5.1 Общие сведения

Ременная передача — это передача гибкой связью (рис. 5.1), состоящая из ведущего 1 и ведомого 2 шкивов и надетого на них ремня 3. В состав передачи могут также входить натяж­ные устройства. Возможно применение нескольких ремней и нескольких ведомых шкивов. Основное назначение — пере­дача механической энергии от двигателя передаточным и ис­полнительным механизмам, как правило, с понижением час­тоты вращения и повышением вращающего момента.

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 5.1 – Передача гибкой связью

По принципу работы различаются передачи трением (боль­шинство передач) и зацеплением (зубчато-ременные). Пере­дачи зубчатыми ремнями по своим свойствам существенно отличаются от ременных передач трением.

Ремни передач трением по форме поперечного сечения раз­деляются на плоские, клиновые, поликлиновые, круглые, квад­ратные (рис. 5.2). Клиновые, поликлиновые, зубчатые и быст­роходные плоские изготовляют бесконечными замкнутыми. Плоские ремни преимущественно выпускают конечными в виде длинных лент. Концы таких ремней склеивают, сшива­ют или соединяют металлическими скобами. Места соедине­ния ремней вызывают динамические нагрузки, что ограничивает скорость ремня. Разрушение этих ремней

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 5.2 – Форма поперечного сечения ремней

происходит, как правило, по месту соединения.

Достоинства:ременных передач трением: возможность пере­дачи движения на значительные расстояния; возможность ра­боты с высокими скоростями; плавность и малошумность ра­боты; предохранение механизмов от резких колебаний нагруз­ки и ударов; защита от перегрузки за счет проскальзывания ремня по шкиву; простота конструкции; отсутствие смазоч­ной системы; низкая стоимость.

Недостатки:значительные габариты; значительные силы, действующие на валы и опоры; непостоянство передаточного отношения; малая долговечность ремней в быстроходных пе­редачах; необходимость защиты ремня от попадания масла.

5.2 Расчет клиноременной передачи

Основной деталью передачи является приводной бесконеч­ный ремень. Размеры нормальных поперечных сечений рем­ней и их расчетная длина на уровне нейтральной линии при­ведены на рис. 5.3 и в табл. 5.1

Ремень каждого сечения спо­собен передавать максимально допустимую мощность при оп­ределенных значениях частоты вращения ведущего (меньшего) шкива, его диаметра, переда­точного числа и окружной ско­рости ремня.

Выбор необходимого сече­ния ремня осуществляется по рис.5.4 в зависимости от пере­даваемой мощности и частоты вращения ведущего шкива.

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 5.3 – Форма поперечного сечения клинового ремня

Параметры ремнейТаблица 5.1

  Обозначение сечения   Wp, мм   W, мм To, мм   Площадь сечения, мм2 Масса 1м длины, кг/м Минимальный диаметр ведущего шкива
0(2Г) 8,5 6,0 0,06
А (А) 11,0 8,0 0,105
Б (5) 14,0 10,5 0,18
В(С) 19,0 13,5 0,30
Гф) 27,0 19,0 0,62
Д(Е) 32,0 23,5 0,92
Е(ЕО) 42,0 1,5
  Ряд стандартных длин ремней Lp(мм): 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800,   900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000, 2240, 2500, 2800, 3150,   3550,4000, 4500, 5000, 6000.

Примечания: 1. В скобках указаны обозначения сечения ремней в международной системе.

2. Примеры условных обозначений:

Ремень сечения В с длиной L = 2500 мм, с кордной тканью в несущем слое для работы в умеренном климате: Ремень В-2500 Т ГОСТ 1284.1-80 — ГОСТ 1284.3-80;

3. Тоже с кордшнуром: Ремень В-2500 Ш ГОСТ 1284.1-80 —
ГОСТ 1284.3-80.

Расчетные диаметры ведущих шкивов d1и d2должны быть не менее минимальных значений, указанных в табл. 1. В це­лях повышения срока службы ремней рекомендуется приме­нять шкивы с диаметрами d1 > dmin (d2 > dmin) из стандартного ряда, приведенного в табл. 5.2.

Расчетные диаметры шкивов Таблица 5.2

Обозначение Величина
D1, мм (d2, мм)   63,71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160,180, 200, 224,250,   280, 315, 355,400, 450, 500, 560, 630, 710, 800,900,1000

Примечание. При передаваемых мощностях Р1 < 2 кВт при­меняют ремни сечением О.

Расчетный диаметр ведомого (большего) шкива d2 опреде­ляют предварительно без учета скольжения по формуле:

d2=d1× U, мм,

где U — принятое передаточное отношение.

Полученное значение d2округляют до ближайшего стан­дартного и уточняют передаточное отношение с учетом ко­эффициента относительного скольжения цели и задачи курсового проектирования - student2.ru = 0,01:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 5.4 – Частотно-силовая характеристика ремней

Уточненное значение передаточного числа должно отли­чаться от ранее принятого не более чем на ± 5%.

С целью уменьшения габаритов передачи целесообразно принимать передаточное число ременной передачи U = 2...3, предельное значение U = 5.

Предварительно значение межосевого расстояния откры­той передачи (см. рис. 5.1) принимают в диапазоне:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , мм

amax = цели и задачи курсового проектирования - student2.ru + цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , мм,

где Т0— высота сечения ремня.

К расчету принимают промежуточное значение:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , мм

Ориентировочно межосевое расстояние можно принимать по рекомендации табл. 5.3 (в зависимости от величины переда­точного числа U).

Ориентировочные межосевые расстояния Таблица 5.3  
     
u
а 1,5 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru 2 1,2 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru 2 d2 0,95 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru 2 0,9 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru 2 0,85 цели и задачи курсового проектирования - student2.ru 2

По принятому межосевому расстоянию определяют расчет­ную длину ремня:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Полученную расчетную длину ремня Lp' округляют до бли­жайшего стандартного значения по табл. 5.1, а затем уточняют межосевое расстояние:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , мм,

где Lp — стандартная расчетная длина ремня, измеренная по ней­тральному слою, мм.

Параметры w и у вычисляются по формулам:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , мм; цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , мм2.

Значительное влияние на тяговую способность клиноременной передачи оказывает угол обхвата а ремнями ведущего шкива, который определяется по формуле:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Существенное влияние на долговечность и тяговую спо­собность ременной передачи оказывает количество ремней. При определении числа ремней необходимо учитывать сле­дующие обстоятельства.

Заданная мощность Р1 на валу ведущего шкива может быть передана как одним, так и несколькими ремнями. С увеличе­нием числа ремней уменьшается мощность, приходящаяся на один ремень. Это дает возможность назначить для передачи ремень с меньшим сечением. При этом уменьшаются диамет­ры шкивов и межосевое расстояние и, тем самым, могут быть получены оптимальные габариты передачи.

Предельное число ремней ограничивается условием их рав­номерной загрузки и не превышает восьми. Если по расчету получается Z > 8, то необходимо принять большее сечение рем­ня или увеличить диаметры шкивов.

Однако уже при Z > 5 в большинстве случаев габариты пе­редачи становятся менее оптимальными, поскольку ее разме­ры растут в сторону увеличения ширины шкивов быстрее, чем уменьшается межосевое расстояние и диаметры шкивов.

Число ремней Z округляемое до целого большего значе­ния, определяют по формуле:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

где Р1— мощность на валу ведущего шкива, кВт. Если шкив ус­тановлен на валу двигателя, то Р1 — мощность двига­теля;

С2 — коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте (табл. 5.4):

Значения коэффициента Сz Таблица 5.4
Число ремней в комплекте Z Cz
2...3 4...6 >6 0,95 0,90 0,85

Мощность, передаваемая одним ремнем Рp в условиях экс­плуатации при заданном режиме работы:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , кВт,

где Р0— номинальная мощность эталонной стандартной пе­редачи, состоящей из одного ремня при а = 180°, U = 1, и базовой длине ремня Lp;

С α, Сp ,CL— коэффициенты (табл. 5.6, 5.8, 5.10).

Величина мощности Р0выбирается по табл. 5.5, 5.7 и 5.9. Ис­ходными данными при этом являются диаметр ведущего шки­ва d1 частота его вращения n1 сечение ремня и передаточное число U. Для промежуточных значений n1 и U номинальную мощность вычисляют методом линейной интерполяции.

Коэффициент Сα, учитывающий влияние угла обхвата α°, выбирают по табл. 5.6.

Коэффициент CLучитывающий длину ремня L , находят по табл. 5.8.

Коэффициент Сp учитывающий влияние режима работы, определяют по табл. 5.10.

Окружная скорость ремня определяется по формуле:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , м/с.

Значение окружной скорости ремня влияет на натяжение каждой ветви одного ремня S0, и, как следствие, на нагрузки, действующие на валы и опоры ременной передачи.

Начальное натяжение каждой ветви одного ремня S0 оп­ределяется по формуле:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , H,

где v — скорость ремня, м/с.

Значение коэффициента цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , учитывающего влияние цент­робежных сил, принимают в зависимости от сечения ремня по табл. 5.11.

Необходимость создания предварительного натяга и после­дующее нагружение ременной передачи, вызванное действием внешнего момента Т1 приводят к появлению большой по вели­чине Fr , приложенной к сопряженным с ременной передачей валам (рис. 5.5).

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 5.5 – Силы на валах передачи

В работающей передаче сила Fr представляет собой результирующую сил натяжения St и S2, направленную по радиусу к центру вращения вала и по модулю равную:

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru H.

где Z — количество ремней в ременной передаче.

  Таблица 5.5   Номинальная мощность Ро(кВт), передаваемая одним ремнем сечения О при Lр= 2240 мм (частичное извлечение из ГОСТ 1284.3-80)
d1, мм U Частота вращения меньшего шкива n1, мин -1
1200 | 1450 |1600
1,20 1,50 >3,00 0,39 0,40 0,42 0,45 0,46 0,48 0,54 0,56 0,58 0,63 0,66 0,68 0,69 0,71 0,73 0,82 0,84 0,87 0,94 0,97 1,00 1,05 1,08 1,11 1,14 1,18 1,22
1,20 1,50 >3,00 0,47 0,49 0,50 0,55 0,56 0,58 0,66 0,68 0,71 0,77 0,80 0,82 0,84 0,86 0,89 1,00 1,03 1,06 1,15 1,18 1,22 1,28 1,32 1,36 1,40 1,45 1,49
1,20 1,50 >3,00 0,56 0,58 0,60 0,65 0,67 0,69 0,79 0,82 0,84 0,93 0,96 0,99 1,00 1,03 1,07 1,20 1,23 1,39 1,37 1,42 1,46 1,53 1,58 1,63 1,67 1,73 1,78
1,20 1,50 >3,00 0,65 0.67 0,70 0,75 0,78 0,80 0,92 0,95 0,98 1,07 1,11 1,14 1,16 1,20 1,24 1.39 1,43 1,48   1,59 1,64 1,69 1,77 1,83 1,89 2,04 2,11 2,17 :,93 1,99 2,05
>112 1,20 1,50 >3,00 0,76 0,78 0,81 0,88 0,91 0,94 1,07 1,10 1,14 1,25 1,29 1,33 1,35 1,40 1,44 1,61 1,66 1,72 1,84 1,90 1,96 2,04 2,11 2,17 2,21 2,28 2,35
v, м/с 5 10 15  
                       

При заданных значениях мощности Р1и числе оборотов п1принятые клиновые ремни передачи должны обеспечить необ­ходимую тяговую способность в течение определенного срока службы до наступления разрушения. Длительность этого срока Тср(средний ресурс ремней в эксплуатации) по ГОСТ 1284.2-80 установлена (для среднего режима работы и умеренного кли­мата) в 2000 часов.

Таблица 5.6

Значения коэффициента Сα
Угол обхвата α, град.
Коэффициент Сα 0,98 0,95 0,92 0,89 0,86 0,82 0,73 0,68

Таблица 5.7

Номинальная мощность Pо (кВт), передаваемая одним ремнем

сечения А при Lр= 2240 мм (частичное извлечение

из ГОСТ 1284.3-80)

d1,мм     U   Частота вращения меньшего шкива n1, мин –1
1,20 1,50 >3,00 0,88 0,91 0,94 1,01 1,05 1,08 1,22 1,25 1,30 1,41 1,45 1,50 1,52 1,57 1,62 2,10 2,17 2,24 2,19 2,27 2,34 2,34 2,42 2,49
                                     
1,20 1,50 >3,00 1,07 1,11 1,14 1,23 1,27 1,31 1,49 1,54 1,59 1,72 1,78 1.84 1,86 1,92 1,98 2,58 2,67 2,75 2,69 2,78 2,87 2,86 2,96 3,05
1,20 1,50 >3,00 1,28 1,32 1,36 1,47 1,52 1,57 1,77 1,83 1,89 2,06 2,13 2,19 2,22 2,29 2,36 3,07 3,17 3,27 3,19 3,30 3,40 3,38 3,49 3,60
1,20 1,50 >3,00 1,51 1,56 1,60 1,74 1,79 1,85 2,10 2,17 2,24 2,43 2,51 2,59 2,62 2,71 2,79 3,60 3,71 3,83 3,72 3,85 3,97 3,91 4,03 4,16
1,20 1,50 >:3,00 1,81 1,87 1,93 2,09 2,15 2,22 2,52 2,60 2,69 2,92 3,02 3,11 3,14 3,24 3,35 4,22 4,36 4,50 4,35 4,49 4,63 4,48 4,63 4,78
>180 1,20 1,50 >3,00 2,10 2,17 2,24 2,43 2,51 2,59 2,93 3,03 3,12 3,38 3,50 3,61 3,63 3,75 3,87 4,76 4,92 5,07 4,86 5,02 5,18 4,90 5,05 5,22
v, м/с 10 20 25  

Таблица 5.8

Значения коэффициента СL

Расчетная   длина   ремня   Lp, мм Сечение ремня Расчетная   длина   ремня   Lp,мм Сечение ремня
О А Б В А Б В
0,69 - - - 0,99 0,93 -
0,74 0,79 - - 1,01 0,95 0,86
0,76 0,81 - - 1,03 0,98 0,88
0,79 0,83 - - 1,06 1,00 0,91
0,81 0,85 - - 1,09 1,03 0,93
0,82 0,87 0.82 - 1,11 1,05 0,95
0,84 0,89 0,84 - 1,13 1,07 0,97
0,86 0,91 0,86 - 1,15 1,09 0,99
0,90 0,96 0,88 - 1,17 1,13 1,02
0,92 0,98 0,90 - - 1,15 1,04

Таблица 5.9

Номинальная мощность Ро (кВт), передаваемая одним ремнем

сечения Б при Lр= 2240 мм (частичное извлечение

из ГОСТ 1284.3–80)

d1, мм U   Частота вращения меньшего шкива п1, мин –1
       
  1,20 1,50 >3,00   1,54 1,59 1,64   1,85 1,81 1,86   1,82 1,88 1,93   2,07 2,13 2,20   2,35 2,42 2,50 2,50 2,58 2,66
  1,20 1,50 >3,00   1,95 2,01 2,08   2,20 2,30 2,37   2,31 2,39 2,46   2,64 2,72 2,82 | 3,21   3,01 3,10 3,21   3,21 3,32 3,42
  1,20 1,50 >3,00   2,48 2,57 2,65   2,84 2,94 3,03   2,96 3,05 3,15   3,39 3,50 3,61   3,87 4,00 4,13   4,13 4,27 4,40
  1,20 1,50 >3,00   3,01 3,11 3,21   3,45 3,56 3,67   3,59 3,70 3,82   4,11 4,25 4,38   4,70 4,85 5,01   5,01 5,17 5,38
  1,20 1,50 >3,00   3,53 3,64 3,76   4,04 4,17 4,30   4,20 4,34 4,48   4,82 4,97 5,13   5,49 5,67 5,85   5,84 6,03 6,22
  1,20 1,50 3,00   4,13 4,27 4,40   4,73 4,89 5,04   4,92 5,08 5,24   5,63 5,81 6,00   6,39 6,60 6,81   6,77 7,00 7,22
  1,20 1,50 >3,00   4,77 4,93 5,08   5,46 5,63 5,81   5,67 5,86 6,04   6,47 6,68 6,89   7,30 7,58 7,82   7,74 8,00 8,25
>280   1,20 1,50 3,00   5,49 5,67 5,85   6,26 6,47 6,67   6,50 6,72 6,93   7,42 7,66 7,91   8,30 8,57 8,84   8,69 8,97 9,26
v, м/с 10 15  

Расчетный ресурс ремней вычисляется по формуле

цели и задачи курсового проектирования - student2.ru , ч,

где К1– коэффициент режима работы

Наши рекомендации