Коренные подшипники коленчатых валов
Верхний и нижний коленчатые валы дизеля 10Д100 работают (каждый) на двенадцати коренных подшипниках, из которых одиннадцать являются опорными, а один упорным. Коренной опорный подшипник как верхнего, так и нижнего валов сотоит из двух неодинаковых вкладышей — бесканавочных и двух одинаковых канавочных. В 11-м (упорном) подшипнике вкладыши также неодинаковы. Вкладыши, расположенные в крышках, бесканавочные и буртов не имеют, вкладыши, установленные в опорах, канавочные и имеют бурты для упора. К буртам по канавкам подводится смазка для уменьшения износа.
Конструкция вкладышей упорного подшипника была изменена для создания возможности контроля щупом зазора, «на масло» и в 11-м подшипнике и определения ступенчатости между 10—11 и 12-й опорами. Это стало возможным, когда на одном из вкладышей (крышечном) убрали бурты. Упорный подшипник препятствует перемещению коленчатого вала в сторону шестерен вертикальной передачи, обеспечивая нормальную их работу (зацепление). Верхний коленчатый вал лежит на вкладышах, расположенных в опорах блока, а крышки подшипников прикреплены к блоку двумя шпильками. Нижний же коленчатый вал опирается на вкладыши, расположенные в крышках подшипников, каждая из которых прикреплена к блоку дизеля снизу двумя болтами.
Крышки коренных подшипников изготовляют штамповкой из стали марки 38ХС и подвергают термической обработке (нормализуют). После механической обработки в условиях завода крышки растачивают совместно с блоком. При замене крышки в депо плоскости ее, соприкасающиеся с блоком дизеля, тщательно подгоняют шабровкой. Крышка фиксируется боковыми плоскостями. При посадке крышки между фиксирующими плоскостями и местом опоры в блоке должен
быть натяг 0,03—0,1 мм. Опорные поверхности в крышке и блоке подгоняют по краске. С правой стороны крышки, если смотреть со стороны генератора, запрессован штифт, предназначенный для центровки крышки в блоке. В крышке имеются два отверстия, через которые проходят болты или шпильки, прикрепляющие ее к блоку дизеля. Учитывая напряженную работу шпилек и болтов, к их изготовлению предъявляют повышенные требования. Шпильки изготовляют из стали 38ХС, а болты — из стали 18Х2Н4ВА. Шпильки и болты подвергают термической обработке, полируют, проверяют магнитным дефектоскопом. В зависимости от несущей нагрузки вкладыши коренных подшипников условно делят на рабочие и нерабочие. Рабочие вкладыши воспринимают нагрузку от давления газов, силы инерции возвратно-поступательно движущихся частей и центробежной силы вращающихся масс. На нерабочие вкладыши действуют частично силы инерции и центробежные силы. Вследствие разных нагрузок рабочие вкладыши изнашиваются более интенсивно, чем нерабочие. К рабочим относятся все вкладыши коренных подшипников, расположенные в крышках подшипников, к нерабочим—те, которые расположены в блоке дизеля.
Рабочие подшипники верхнего коленчатого вала условно обозначают ВГ (верх гора), нерабочие ВД (верх дно); нижнего вала рабочие НД (низ дно), нерабочие НГ (низ гора). Бесканавочные опорные вкладыши верхнего и нижнего валов (рис. 3.22) отличаются конструктивно друг от друга. Смазка к подшипнику верхнего вала из магистрали по трубке, через отверстия в крышке поступает в канавку 3, из нее через отверстия 2 в карманы 1, где подхватывается лейкой вала и переносится на трущуюся поверхность вкладыша. Ширина и глубина карманов одинаковы с канавкой нерабочего канавочного вкладыша, и они в торцевой части соединены. Поэтому масло из кармана 1 непрерывно поступает в кольцевую канавку канавочного вкладыша, и часть его идет на смазку трущейся поверхности. Смазка к коренному подшипнику нижнего вала подводится из магистрали по трубке в отверстие в опоре нижнего подшипника и через радиальное отверстие в центре канавочного вкладыша поступает в кольцевую канавку вкладыша. Из кольцевой канавки масло направляется в карман 1 бесканавочного вкладыша, а оттуда на трущуюся поверхность. Подача масла от коренного верхнего и нижнего подшипников на поверхность трения шатунного подшипника обес-
а= 1°45
Место клейменения
№ плавки, н
толщина вкладыша и товарный знак завода
Рис. 3.22. Коренные бесканавочные вкладыши верхнего и нижнего
коленчатых валов дизеля 10Д100:
а — верхнего; б — нижнего; 1 — карман; 2 — отверстия; 3 — канавка; 4 -
отверстие под штифт
Г
печивается через два отверстия в шатунной шейке, которые соединены каналами, идущими от смежных коренных шеек вала. Смазка к опорно-упорным подшипникам подводится так же, как и к опорным. Корпус вкладышей отливают из бронзы ОЦС 3-12-5 или ОЦС 5-5-5 и заливают баббитом, исходными материалами которого являются баббиты БК2, БК2Ш, около 30 и 70 % переплава баббитовой стружки, получаемой при обработке вкладышей. Химический состав баббита после заливки должен соответствовать техническим условиям Д100 ТУШ. Вкладыши заливают центробежным способом при частоте вращения шпинделя 680 ± 20 об/мин, температуре сплава 530—550 °С. Твердость сплава НВ 13—23, условное обозначение Б2. По толщине вкладыши изготовляют по градационным размерам, которых предусмотрено семь. Толщина вкладыша нулевого градационного размера 19 мм, а каждого последующего увеличивается на 0,25 мм. Таким образом, толщина вкладыша седьмого градационного размера будет 20,75 мм. Толщина вкладыша увеличивается за счет толщины корпуса, толщина заливки баббита при всех градационных размерах остается постоянной и составляет 0,5 ± 0,2 мм.
Изготовление вкладышей по градационным размерам вызвано тем, что обработка шеек валов производится также по градационным размерам, при этом на каждую градацию диаметр уменьшается на 0,5 мм. Торцы обоих вкладышей возвышаются относительно постелей при прижатии их к постелям усилием в 2 тс. Этот припуск (натяг) обеспечивает плотную посадку вкладышей в постели после сборки подшипников. Недостаточный натяг может привести к срезу стопорных штифтов и повороту вкладышей; если при этом будут перекрыты отверстия для смазки, то может произойти разрушение вкладышей. Каждый вкладыш имеет свое клеймо, выбитое на боковом торце. На вкладышах коренных подшипников клейма выбиты со стороны управления. Для нижнего коленчатого вала вкладыш с клеймом Д относится к крышке коренного подшипника. Прокладки между торцами вкладышей не ставят, а поэтому зазор «на масло» между вкладышами и шейкой вала устанавливают путем подбора вкладышей.