Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) предназначена для раннего автоматического обнаружения пожара по уровню задымленности, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации как о пожаре, так и о неисправностях системы, с указанием соответствующего места в электровозе и тушения пожара в автоматическом режиме и ручном режиме управления.

СПСТ состоит из блока коммутации А171 (шкаф №3), блоков контроля индикации и управления А161 и А162 (шкаф кабины за местом машиниста-инструктора), блока резервного питания А174 (шкаф №3), световых оповещателей A165(166) (поперечная стенка кабины за местом машиниста), A167 (в кузове на первом конце), A168 (в кузове на втором конце), A169 (под кузовом на первом конце слева от подножки), A170 (под кузовом на втором конце слева от подножки) и звукового оповещателя BA9 (в кузове по центру электровоза), пультов дистанционного управления A163 (на первом конце рамы кузова слева от подножки) и A164 (на втором конце рамы кузова слева от подножки), регистратора пожарных состояний А172 (шкаф №3), адаптера радиостанции А173(Шкаф №3), генераторов огнетушащего аэрозоля ET1,ET12 (в кузове на первом конце вдоль проходного коридора), тепловых пускателей SK61-SK66 (В кузове на первой, второй, третьей, четвертой, пятой крышке), концевых выключателей SQ20-SQ23(Над каждой входной дверью в кузов), дымовых извещателей SK91, SK91 (Поперечная стенка кабины 1 (2) над дверью) SK93-SK102 (В кузове на верхних частях шкафов с оборудованием) и тепловых извещателей SK103(В кузове на первой крышке), SK104(В кузове на четвертой крышке), включенных в четыре шлейфа пожарной сигнализации.

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения - student2.ru

Включить систему.

Для этого в первой секции электровоза:

- на блоке резисторов БР (блоке коммутации БК) перевести автоматический выключатель во включенное положение.

- ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину на передней панели БКИУ и повернуть по часовой стрелке до упора, открыть дверцу, прикрывающую органы управления.

- на блоке БКИУ перевести тумблер «ВКЛ» во включенное положение и проконтролировать выполнение «стартовой программы»:

- свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда),

- последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции,

- двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики),

- последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ, соответствующих данной секции (проверка пожарных шлейфов секции),

- включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям электровоза и индикатора «ручной».

Если Система обнаружила возгорание в кузове электровоза, то при срабатывании одного или более извещателей в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ» гаснет, а красный светодиод строки «ПОЖАР» начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ».

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения - student2.ru

По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.

Звуковые оповещатели, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях включаются.

Локомотивная бригада путем осмотра должна убедиться в возникновении пожара. После визуального обнаружения пожара локомотивная бригада должна принять меры к тушению пожара. Для этого необходимо остановить электровоз.

После остановки локомотива необходимо:

- убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).

- убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,

- убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;

- отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ;

- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;

- в течение 30 секунд покинуть электровоз;

После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет электровоз необходимо взять тормозные башмаки для закрепления данного состава.

- после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;

- через 30 секунд после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо:

- открыть блок ПДУ той секции электровоза, где обнаружено возгорание;

- откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;

После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.

Если Система не обнаружила очаг возгорания, а пожар обнаружен локомотивной бригадой путем осмотра кузова электровоза, необходимо:

- остановить электровоз,

- убедиться, что на блоке БКИУ установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» (если установлен другой режим, то необходимо установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ»).

-убедиться в отсутствии людей и принять меры к недопущению их в секцию, где произошло возгорание,

- убедиться, что все двери секции, в которой произошло возгорание закрыты (на дисплее БКИУ световой индикатор «двери» данной секции должен быть погашен), если двери открыты, то закрыть их;

- отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ той секции, где произошло возгорание;

- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ три раза с интервалом между нажатиями не более 3 секунд, дожидаясь звукового подтверждения после каждого нажатия.

- в течение 30 секунд покинуть электровоз;

После остановки локомотива перед тем как локомотивная бригада покинет электровоз необходимо взять тормозные башмаки для закрепления данного состава.

- после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;

- через 30 секунд после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

Помните! При принудительном запуске генераторов огнетушащего аэрозоля (система пожарной сигнализации не обнаружила возникновение пожара) активация генераторов огнетушащего аэрозоля будет происходить в секции, где три раза нажата кнопка «ПУСК».

Если развитие возгорания будет делать 30-ти секундную задержку перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля недопустимой, необходимо использовать режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ».

В этом случае необходимо:

- установить режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля «РУЧНОЙ»

- открыть одну из боковых дверей секции;

- отломать блокировочную скобу над кнопкой «ПУСК» на лицевой панели БКИУ;

- нажать кнопку «ПУСК» на лицевой панели БКИУ один раз;

- покинуть электровоз;

- после выхода из электровоза необходимо тщательно закрыть все двери;

- сразу после закрытия дверей произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.

Если развитие возгорания не позволяет произвести запуск генераторов огнетушащего аэрозоля из кабины машиниста, где находится блок БКИУ, необходимо срочно покинуть электровоз.

После выхода из электровоза необходимо:

- тщательно закрыть все двери;

- открыть блок ПДУ той секции электровоза, где обнаружено возгорание;

- откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ;

- после нажатия кнопки «ОСНОВНОЙ» в блоке ПДУ без всякой задержки независимо от состояния дверей и режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля произойдет отключение высоковольтного оборудования электровоза и активируется основная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля;

Если очаг возгорания не ликвидирован и пожар продолжается, необходимо откинуть защитную скобу и нажать и удерживать не менее пяти секунд кнопку «РЕЗЕРВ» в блоке ПДУ;

После нажатия кнопки «РЕЗЕРВ» активируется резервная очередь генераторов огнетушащего аэрозоля.

При работе по системе многих единиц или при наличии в локомотиве секций оборудованных КТС-УАСП возможна активация генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди при помощи блока УСЛ-Д. Условием активации будет обнаружение системой возгорания и закрытое состояние дверей секции. При нажатии кнопки «ПУСК ОСН» УСЛ-Д произойдет активация генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди во всех секциях СПСТ, где обнаружен пожар в кузове.

Эксплуатационные ограничения при возникновении пожара

В каждой кабине электровоза предусмотрено наличие (веревки) аварийного покидания кабины. В случае возникновения пожара и при невозможности покинуть локомотив через двери необходимо:

- остановить электровоз и отключить электропитание;

- плотно закрыть дверь кабины во избежание распространения огня с потоком воздуха при сквозняке;

- включить систему пожаротушения в ручном режиме (в случае если автоматический режим работы системы пожаротушения невозможен);

- осуществить связь с диспетчером и сообщить ему о случившемся пожаре;

- открыть боковое окно;

- покинуть электровоз, воспользовавшись аварийной веревкой.

Наши рекомендации