Классификация систем судовой телефонной связи
Специфика требований, предъявляемых к судовой телефонной связи, особенно к гибкости и надежности, обусловила появление автономных систем, которые обеспечивают связь определенной группы абонентов между собой.
Внутрисудовая телефонная связь подразделяется на следующие основные группы: парных связей, управления, механической, обиходной. В зависимости от типа и назначения судна число групп связи и абонентов в группе может быть различным.
Телефоны парных связей (рис. 1.5.1) используют для прямой связи двух абонентских телефонных аппаратов, постоянно соединенных между собой. Парная связь осуществляется между наиболее ответственными постами судна, например, навигационная (рулевая) рубка – каюта капитана судна, навигационная рубка - радиорубка (операторная), навигационная рубка - ЦПУ и т. п.
Прямая связь обеспечивает наибольшую оперативность и простоту соединения абонентских аппаратов, абсолютную безошибочность соединений и надежность в эксплуатации.
Телефоны группы управления (рис. 1.5.2) обеспечивают связь навигационной (рулевой) рубки с теми абонентами и постами, которые обеспечивают управление движением судна. В группу управления входят следующие абоненты и посты; навигационная рубка, капитан судна, посты в носовой и кормовой части судна, гирокомпасная, машинно-котельное отделение, румпельное отделение, аварийный дизель-генератор, станция пожаротушения, коммутатор механической группы.
В навигационной рубке устанавливается коммутатор на 8-12 номеров, который может соединяться с одним или несколькими абонентами одновременно (обеспечивает циркулярную связь). Каждый абонент может вызвать навигационную рубку и вступить в связь с вахтенным штурманом. Соединение абонентов между собой не предусмотрено.
На некоторых судах может обеспечиваться управление с двух и трех постов. В этом случае на каждом посту устанавливают коммутатор и подключают к ним аппараты тех же абонентов. Вторые посты являются резервными.
Телефоны механической группы обеспечивают связь центрального поста управления (машинного отделения), где находится вахтенный механик, с каютами старшего механика и всех механиков, а также с помещениями аварийного дизель-генератора (АДГ), станцией пожаротушения, группой управления (штурманская рубка) (рис. 1.5.3) и др. В ЦПУ устанавливается коммутатор на 8-12 номеров. Схема и порядок работы сохраняется такой же, как и для группы управления.
В системах связи парной, группы управления и механической группы используются безбатарейные телефонные аппараты и коммутаторы, т. е. для обеспечения вызывных и разговорных цепей не требуются источники питания. Таким образом, телефонная связь гарантирована без источников питания. Но в то же время схема предусматривает использование судовой сети 220В, 50Гц для обеспечения вызывных цепей через специальный трансформатор, питания сигнальных ламп и прерывателей, а также усилителя. Использование бортовой сети повышает надежность вызывных цепей и улучшает качество телефонной связи с абонентами, находящимися в помещениях с большим уровнем шумов.
Телефоны обиходной группы на современных судах практически обеспечивают телефонной связью весь личный состав.
Для этого используется система связи центрального коммутатора, в который включены линии всех абонентов, находящиеся в жилых и служебных помещениях. В качестве центрального коммутатора на судах устанавливают АТС емкостью 40, 50, 80, 100 и более абонентов в зависимости от типа судна, назначения, состава команды. На пассажирских судах емкость АТС может достигать нескольких сот абонентов. АТС без вахтенного телефониста обеспечивает быстрое и безошибочное соединение двух абонентов.
В отличие от других в судовых АТС предусмотрен особый абонент (капитан), а в некоторых - главный (капитан) и особый абонент (ст. помощник). Главный и особый абоненты имеют преимущества для связи с любым другим абонентом судна (даже если его линия занята).
Обиходная связь может быть использована как дополнительный резервный, обходной канал для группы управления, механической группы Система связи обиходной группы обладает большой гибкостью, т. е. возможностью соединения аппаратов абонентов в различных комбинациях и включения в одну АТС большого числа абонентов. Схемы судовых АТС любой емкости предусматривают возможность подключения ее к береговым телефонным станциям любых систем с помощью специальной соединительной линии.