Аппаратура речевых сообщений РИ-65Б
Общие сведения о радиоэлектронном оборудовании вертолета
Радиосвязное оборудование
Радионавигационное оборудование
Радиолокационное оборудование
Общие сведения о радиоэлектронном оборудовании вертолета
Радиоэлектронное оборудование, размещенное на вертолете, позволяет экипажу:
- поддерживать двустороннюю радиосвязь на большие расстояния;
- осуществлять связь с командным пунктом;
- вести внутривертолетную связь между членами экипажа;
- оповещать экипаж вертолета и командный пункт по ультракоротковолновой связи об аварийных ситуациях в полете;
- записывать на магнитофон информацию и команды, поступающие по линиям радиосвязи и внутренней бортовой телефонной связи;
- совершать полет по приводным и широковещательным станциям;
- определять истинную высоту полета;
- определять продольную и поперечную составляющие вектора путевой скорости вертолета.
Радиосвязное оборудование
Радиостанция «ЯДРО-1»
КВ радиостанция «ЯДРО-1» предназначена для обеспечения беспоисковой, бесподстроечной симплексной радиотелефонной связи экипажа вертолета с наземными пунктами управления на расстоянии не менее 400 км в соответствие с радиопрогнозом, а также между вертолетами в полете.
Радиостанция конструктивно выполнена по блочному принципу. Все блоки радиостанции, кроме пульта дистанционного управления (ПДУ), размещены в радиоотсеке между шпангоутами № 13 и 16. ПДУ установлен в кабине летчиков под правым блистером между шпангоутами № 3Н и 4Н (на вертолетах Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17) или на правой боковой панели верхнего электропульта (на вертолетах Ми-8АМТ, Ми-171).
Радиостанция работает на двухлучевую тросиковую антенну с антенным вводом в районе шпангоутов № 15 и 16, по правому борту.
Управление радиостанцией осуществляется с пульта управления.
Питание радиостанции осуществляется постоянным током от шины ВУ и ВСУ (на вертолетах Ми-8АМТ, Ми-171) или от шины ВУ (на вертолетах Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17) через автомат защиты сети АЗСГК-25-2с «СВЯЗНАЯ РС», расположенный на правом щитке электропульта.
Радиостанция «ЯДРО-1» имеет несколько вариантов комплектации.
Основные технические данные
Диапазон частот | 2,000 - 17,999 МГц |
Разнос частот между соседними каналами | 100 Гц |
Мощность передатчика: - в диапазоне частот 12 - 17,999 МГц - на остальных частотах | не менее 50 Вт не менее 100 Вт |
Полоса пропускания приемника на уровне 6 dB: - в виде работы АМ - в виде работы ОМ | не менее ±3600 Гц не менее 3200 Гц |
Время готовности к работе с номинальной стабильностью ±20 Гц | 15 мин |
Время автоматической перестройки с одной частоты на другую | не более 5 с |
Напряжение питания | 27 В ± 10% |
Потребляемая мощность - в режиме «ПЕРЕДАЧА» - в режиме «ПРИЕМ» | не более 640 Вт не более 280 Вт |
Конструкция радиостанции
Приемовозбудитель и усилитель мощности комплектуются в моноблок посредством их установки на общей амортизационной раме. Крепление блоков к амортизационной раме осуществляется накидными замками шарнирного типа. Амортизационная рама одновременно служит для защиты блоков от механических повреждений и осуществления электрического соединения блоков между собой и вывода электрических цепей соединений с другими блоками и с бортсетью вертолета.
С нижней стороны горизонтальной панели рамы располагается воздушный коллектор, служащий для подвода воздуха к блоку усилителя мощности для обеспечения его нормального теплового режима. Создание воздушного потока производится за счет электромотора-вентилятора, установленного на входе воздушного коллектора в задней части амортизационной рамы.
Так как электромотор-вентилятор питается переменным током напряжением 115 В 400 Гц, а радиостанция - постоянным током напряжением 27 В, на вертолете установлен преобразователь - блок питания вентилятора. Мощность, потребляемая мотором-вентилятором, составляет 70 В*А.
Антенное согласующее устройство скомпоновано в корпусе прямоугольной формы и крепится к элементам конструкции на амортизаторах.
Оконечные цепи радиостанции («ВХОД», «ВЫХОД», «ПУСК») подключены в СПУ-7 в положениях «СР» переключателей радиосвязей абонентских аппаратов левого и правого летчиков.
Управление радиостанцией
Пульт дистанционного управления позволяет производить установку частот, видов работы, регулировку громкости, уровня подавления шумов и включение встроенного контроля радиостанции, для чего на лицевой панели пульта управления расположены:
- ручки набора частоты, из которых правая крайняя ручка является сдвоенной;
- цифровое устройство барабанного типа;
- ручка включения и выключения радиостанции, а также переключения режимов работ «ОМ - АМ»;
- ручка регулировки громкости;
- ручка ступенчатой регулировки уровня подавления шумов и выключения работы схемы подавителя шумов;
- световые табло «НАСТ» и «АВАР» для индикации периода настройки и аварийного состояния;
- глазок световой индикации и кнопка контроля радиостанции.
Освещение основных надписей, знаков и цифр осуществляется встроенным красным подсветом.
Питание радиостанции
Варианты комплектации радиостанции «ЯДРО-1»
Наименование | Шифр | Ядро-1А | Ядро-1А1 | Ядро-1Г1 |
Приемовозбудитель | Б1-ЯрП-IA | + | + | + |
Усилитель мощности | Б4-ЯрI | + | + | + |
Антенное согласующее устройство | Б5-ЯрI | + | - | - |
Антенное согласующее устройство | Б5A-ЯрI | - | + | + |
Амортизационная рама | Б10Б-ЯрI | + | + | - |
Амортизационная рама | Б10В-ЯрI | - | - | + |
Пульт дистанционного управления с выбором любой частоты | Б7А1-ЯрI | + | + | - |
Пульт дистанционного управления с выбором любой частоты с системой уплотнения | Б7А2-ЯрI | - | - | + |
Блок питания вентилятора | Б18-ЯрI | + | + | + |
Радиостанция Р-863
МВ-ДМВ радиостанция Р-863 предназначена для обеспечения беспоисковой и бесподстроечной телефонной радиосвязи экипажа вертолета в пределах прямой видимости с наземными командными пунктами и между вертолетами в полете.
Радиосвязь через радиостанцию Р-863 может осуществлять как левый, так и правый летчик со своего рабочего места.
На вертолете применяется радиостанция Р-863, литера 211021. С 1986 года может устанавливаться радиостанция Р-863, литера 211031.
Конструктивно радиостанция выполнена по блочному принципу. Приемник-возбудитель и передатчик, установленные на амортизационной раме, размещены в радиоотсеке по правому борту между шпангоутами № 18 и 19. Блок согласования размещен рядом. Пульт управления радиостанции Р-863 литера 211021 установлен на левой панели электропульта летчиков. Около пульта установлен переключатель режимов АМ-ЧМ. Пульт управления с наборным устройством радиостанции Р-863 литера 211031 устанавливается на центральном пульте, запоминающее устройство устанавливается на левой панели электропульта летчиков. Для возможности работы с запоминающим устройством (ЗУ) или с наборным устройством (НУ) на центральном пульте установлен переключатель с трафаретом «КОМАНД РС ЗУ-НУ» (только для комплектации литера 211031). Для включения подавителя шумов на центральном пульте установлен выключатель ПШ. Антенна установлена на хвостовой балке между шпангоутами № 2Б и 3Б.
Питание радиостанции осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты сети АЗСГК-10 «КОМАНД РС» на правой панели АЗС.
Радиостанция Р-863 устанавливается на вертолетах Ми-8МТ, Ми-17, Ми-17-1В.
Основные технические данные
Диапазон частот: - МВ - ДМВ | 100 - 149,975 МГц 220 - 399,975 МГц |
Разнос частот между соседними каналами | 25 кГц |
Количество каналов связи, заранее установленных на земле | |
Мощность передатчика: - в диапазоне МВ - в диапазоне ДМВ | 10 Вт 8 Вт |
Полоса пропускания приемника на уровне 6 dB: - узкая - широкая | не менее 18 кГц не менее 40 кГц |
Время готовности к работе с номинальной стабильностью (±1200 Гц) | 15 мин |
Время перехода с канала на канал | не более 1,5 с |
Напряжение питания | 27 В ± 10% |
Потребляемая мощность: - в режиме «Прием» - в режиме «Передача» | не более 50 Вт не более 200 Вт |
Комплектация Р-863
В комплект радиостанции Р-863 литера 211021 входят:
- приемник-возбудитель (блок 1);
- передатчик (блок 2);
- амортизационная рама (блок 4);
- пульт управления с запоминающим устройством (блок 10а);
- блок согласования (блок 29).
В комплект радиостанции Р-863 литера 21 1031входят:
- приемник-возбудитель (блок 1);
- передатчик (блок 2);
- амортизационная рама (блок 4);
- пульт управления с наборным устройством (блок 7а);
- запоминающее устройство (блок 19в);
- блок согласования (блок 29).
Конструкция Р-863
Приемник-возбудитель выполняет следующие основные функции:
- усиление, преобразование, детектирование принимаемого сигнала во всем диапазоне частот;
- образование сетки частот с заданной стабильностью, которая используется для формирования частот гетеродинов приемного тракта и формирования частот передатчика.
Особенность построения схемы заключается в том, что в радиостанции Р-863 имеется один первичный (опорный) генератор. Высокая стабильность частоты этого генератора обеспечивается применением кварцевого резонатора и термостатирования. Стабильность вторичных генераторов (гетеродинов приемника и возбудителей передатчика) обеспечивается за счет сравнения их частот с частотой опорного генератора. Сетка частот приемника и передатчика формируется с помощью перестраиваемого умножения и деления частот.
Передатчик предназначен для усиления сигнала до номинальной мощности в рабочем диапазоне частот и для получения вторичных питающих напряжений. В радиостанции предусмотрена электронная защита передатчика от перегрева и от рассогласования антенно-фидерного устройства. В случае выхода температуры передатчика за допустимые пределы, электронная автоматика снижает уровень выходной мощности радиостанции.
Приемник-возбудитель и передатчик устанавливаются на общей амортизационной раме. На передней части рамы расположены предохранители цепей питания.
Блок согласования применяется для сопряжения выхода радиостанции (50 Ом) с входом антенны (75 Ом) и представляет собой высокочастотный согласующий трансформатор.
Радиостанция работает на широкополосную МВ - ДМВ антенну АШВ-75, которая представляет собой четвертьволновой вибратор.
Радиостанция «БАКЛАН-20»
УКВ радиостанция «БАКЛАН-20» предназначена для обеспечения безпоисковой, безподстроечной радиотелефонной связи экипажа вертолета с наземными пунктами управления, а также между вертолетами в полете.
В комплект радиостанции входят:
- приемопередатчик (блок 5);
- пульт управления (блок 4).
На вертолете установлено два комплекта радиостанции: основная и резервная.
Питание радиостанций осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты сети «КОМАНД РС ОСНОВ» и «КОМАНД РС РЕЗЕРВ», установленные на правой панели АЗС.
Радиостанция «БАКЛАН-20» установлена на вертолетах Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-172
Основные технические данные
Диапазон частот | 118,000 - 135,975 МГц |
Разнос частот между соседними каналами | 25 кГц |
Общее число каналов связи | |
Выходная мощность передатчика | не менее 16 Вт |
Полоса пропускания приемника на уровне 6 dB | не менее ±8 кГц |
Время перехода с канала на канал | не более 1 с |
Напряжение питания | 27 В ± 10% |
Потребляемая мощность: - в режиме «Прием» - в режиме «Передача» | 30 Вт 180 Вт |
Размещение радиостанции
Приемопередатчики установлены в радиоотсеке по правому борту: основной радиостанции - между шпангоутами № 16 и 17, резервной радиостанции - между шпангоутами № 17 и 19.
Пульты управления радиостанций размещены: основной радиостанции - на левой панели верхнего электропульта, резервной радиостанции - на центральном пульте.
Радиостанция работает на антенну АШС-1 (АШВ-50 на вертолетах Ми-8АМТ, Ми-171). Антенна основной радиостанции установлена между шпангоутами №№ 18 и 19 фюзеляжа, резервной - между шпангоутами №№ 6Б и 7Б хвостовой балки.
Аппаратура речевых сообщений РИ-65Б
Аппаратура речевых сообщений РИ-65Б предназначена для речевого оповещения экипажа вертолета через СПУ-7 и оператора наземного командного пункта (через бортовую командную радиостанцию) об аварийных ситуациях в полете.
В комплект бортовой аппаратуры речевых сообщений входят:
- блок РИ-65-10 (бортовой аппарат речевых сообщений);
- блок РИ-65-20 (пульт дистанционного управления).
Кроме того, в комплект РИ-65Б на вертолете входит распределительная коробка РК-РИ-65 с коммутационной аппаратурой (реле, полупроводниковыми диодами, клеммными колодками).
Питание аппаратуры РИ-65Б осуществляется от аккумуляторной шины через предохранитель ПМ-2, расположенный в щитке предохранителей. Включение питания РИ-65Б осуществляется выключателем «РИ-65: ВКЛ - ВЫКЛ», расположенным на левом щитке электропульта, - при установке его в положение «ВКЛ» гаснет табло «ВКЛЮЧИ РИ-65». Аппаратура РИ-65 готова к работе непосредственно после включения питающего напряжения.
Аппаратура РИ-65Б устанавливается на вертолетах Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-17-1В.
Основные технические данные
Число записываемых речевых сообщений | не более 16 |
Время одного цикла (двукратное воспроизведение) | 10 - 12 с |
Динамический диапазон | не менее 35 dB |
Напряжение питания | 27 В ± 10% |
Потребляемая мощность | не более 35 Вт |
Принцип работы
Сигнал от бортового датчика поступает в блок выбора сигналов по степени важности (блок РИ-65-12), с которого сигнал выдается на линейный коммутатор головок (блок РИ-65-13) для подключения нужного канала универсальной головки и в блок РИ-65-11 - для включения лентопротяжного механизма.
Звуконоситель при подаче сигнала начинает транспортироваться через рабочую щель магнитной головки.
Предварительно записанное речевое сообщение, воспроизводимое в виде сигналов звуковой частоты, после предварительного усиления в блоке РИ-65-13 и окончательного усиления до необходимого уровня в усилителе воспроизведения (блок РИ-65-14) подается на телефоны всех абонентских точек СПУ, а по каналам 1 - 4 - и на вход передатчика командной радиостанции, переводя ее в режим «ПЕРЕДАЧА».
После отработки сообщения с блока РИ-65-11 выдается сигнал в блок РИ-65-12, возвращающий блок речевых сообщений в ждущий режим.
Номер канала | Речевая информация | Номер канала | Речевая информация |
Борт № ... Пожар в отсеке левого двигателя | Аварийный остаток топлива | ||
Борт № ... Пожар в отсеке правого двигателя | Отказал насос расходного бака | ||
Борт № ... Пожар в отсеке главного редуктора | Отказали насосы основных топливных баков | ||
Борт № ... Пожар в отсеке обогревателя | Обледенение | ||
Опасная вибрация левого двигателя | Отказал первый генератор | ||
Опасная вибрация правого двигателя | Отказал второй генератор | ||
Отказала основная гидросистема | Блок РИ-65 исправен |
Под текстом «Борт № ...» понимается бортовой номер вертолета, устанавливаемый в эксплуатирующей организации. Команды, передаваемые по каналам связи через радиостанцию, должны содержать перед основным текстом сообщения слова «Борт № ...», которые записываются в эксплуатирующей организации.
Блок РИ-65-10
Блок РИ-65-10 (аппарат речевых сообщений) предназначен для автоматической выдачи речевых сообщений на телефоны членов экипажа и на вход командной радиостанции при поступлении на вход сигналов от датчиков бортовых систем.
Блок РИ-65-10 состоит из следующих блоков:
- блок РИ-65-11 - лентопротяжный механизм с устройством автоматического управления;
- блок РИ-65-12 - блок выбора сигнала по степени вважности (2 шт.);
- блок РИ-65-13 - линейный коммутатор магнитных головок, обеспечивающий подключение необходимой головки к усилителю воспроизведения;
- блок РИ-65-14 - усилитель воспроизведения.
Особенностью изделия является использование при записи и при воспроизведении лентопротяжного механизма и двух 8-ми дорожечных блоков универсальных магнитных головок.
Запись речевых сообщений на блоке РИ-65-10 осуществляется при помощи наземного записывающего устройства РИ-65-50. Использование в блоке РИ-65-10 магнитной ленты с записью речевых сообщений, произведенной в другом блоке РИ-65-10, не рекомендуется, так как при этом речевые сообщения могут прослушиваться с искажениями.
В блоке РИ-65-10 предусмотрена возможность отключения прослушиваемого сообщения с одновременной выдачей сигнала на переключение командной радиостанции из режима «ПЕРЕДАЧА» в режим «ПРИЕМ». Отключение производится кнопкой «ОТКЛ».
Блок РИ-65-10 работоспособен, если при нажатии кнопки «ПРОВЕРКА» выдается сообщение по 16-му каналу.
Блок РИ-65-10 установлен в радиоотсеке на левом борту, между шпангоутами № 20 и 21. Там же находится распределительная коробка РК-РИ-65.
Блок РИ-65-20
Блок РИ-65-20 (пульт дистанционного управления) предназначен для оперативного управления блоком РИ-65-10.
На лицевой панели пульта размещены:
- кнопка «ОТКЛ» для отключения прослушивания сообщения о одновременным переключением радиостанции о передачи на прием;
- кнопка «ПОВТОР» для повторного прослушивания речевого сообщения;
- кнопка «ПРОВЕРКА» для проверки работоспособности бортового аппарата речевых сообщений по каналу №16;
- выключатель «УСИЛ - ВЫКЛ», не используемый на вертолете;
- малогабаритная аппаратура красного подсвета.
Блок РИ-65-20 установлен на левой боковой панели электропульта летчиков.