Испытания электрических машин после ремонта

После ремонта производятся обкатка машин и приемо-сдаточные испытания по нормам, приведенным в ПТЭ. Общие методы испытаний электрических машин изложены в ГОСТ 11828-86. Зак­лючение о пригодности к эксплуатации дается не только на осно­вании сравнения результатов испытания с нормами, но и по со­вокупности результатов всех проведенных испытаний и осмотров. Значения полученных при испытаниях параметров должны быть сопоставлены с исходными, а также с результатами предыдущих испытаний электрической машины.

Под исходными значениями понимаются значения, указанные в паспорте машины, в протоколах испытаний завода-изготовителя, в стандартах и технических условиях. При отсутствии таких значений в качестве исходных могут быть приняты значения параметров, полу­ченные при приемо-сдаточных испытаниях или испытаниях по окон­чании восстановительного ремонта электрической машины.

По изложенной ниже программе испытываются и электричес­кие машины производства иностранных фирм после истечения гарантийного срока эксплуатации.

Программой испытаний двигателей переменного тока после ка­питального ремонта предусмотрены следующие операции:

  • испытание стали статора двигателей с обмотками из прямо­угольного провода (удельные потери — не более 5 Вт/кг, наи­больший перегрев зубцов при В7 = 1 Тл не должен превышать 45 °С, наибольшая разность перегрева различных зубцов при той же индукции — не более 30 °С );
  • измерение сопротивления изоляции обмоток статора, рото­ра, термоиндикаторов с соединенными проводами (если они име­ются в данной машине) и подшипников;
  • испытание обмоток статора и ротора при собранном двигателе повышенным напряжением промышленной частоты длитель­ностью 1 мин. Значения испытательных напряжений обмоток в процессе их изготовления и после сборки машины приведены в табл. 10.2... 10.4. Результаты испытаний считаются положительны­ми, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки или нарастания его установившегося значения, пробоев или пе­рекрытий и если сопротивление изоляции, измеренное мегаомметром после испытаний, осталось прежним;

Таблица 10.2

Испытуемый элемент двигателя переменного тока с U* 0,66 кВ Испытательное напряжение, кВ
Р„ = 0,2...1 кВт Р,= 10,1...1000 кВт
Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений 2,5 3,0
Обмотки после пайки и изолировки межкатушечных соединений 2,3 2,7
Обмотки после пропитки и запрессовки обмотанного сердечника 2,2 2,5
Главная изоляция обмотки собранного двигателя переменного тока 2U., + 1,0, но не менее 1,5
  • измерение сопротивлений обмоток статора и ротора (про­водится для двигателей мощностью Рн = 300 кВт и более или для двигателей с UH > 3 кВ), реостатов и пускорегулирующих резис­торов постоянному току. Отклонения сопротивления обмоток от паспортных и по фазам — не более ±2%, для реостатов — не более ±10%;
  • испытание витковой изоляции обмоток из прямоугольного провода импульсным напряжением высокой частоты в течение 5... 10 с. Значения испытательных напряжений приведены в табл. 10.5.

Таблица 10.3

  Испытуемый элемент обмоток статора из прямоугольного провода двигателей переменного тока   Испытательное напряжение, кВ, для электродвигателей на номинальное напряжение, кВ  
  Рн ≤ 1000 кВт   Рн >1000 кВт
  До 0,66      
Отдельная катушка(стержень) перед укладкой   Обмотка после укладки в пазы до пайки междукатушечных соединений   Обмотки после пайки и изолировки соединений   Главная изоляция обмотки собранной машины   4,5   3,5     3,0     2Uн+ Но не<1,5 кВ 11,0   9,0     6,5     5,0 13,5   11,5     9,0     7,0 21,1   18,5     15,8     13,0 31,5   29,0     25,0     21,0 13,5   11,5     9,0     7,0 23,4   20,5     18,5     15,0 34,0   30,0     27,0     23,0

Таблица 10.4

Испытуемый элемент ротора асинхронных двигателей Испытательное напряжение, кВ
Полная замена обмотки
Отдельные стержни до укладки в пазы 2Uрот*+3,0
Стержни после укладки в пазы до соединения 2Uрот+2,0
Обмотка после соединения, пайки и бандажировки 2Uрот+1,0
Контактные кольца до соединения с обмоткой 2Uрот+2,2
Частичная замена обмотки
Оставшаяся часть обмотки после выемки заменяемых катушек, секций или стержней 2Uрот(но не менее 1,2 кВ)
Вся обмотка после присоединения новых катушек, секций или стержней 1,7Uрот(но не менее 1,0 кВ)

*Под Uрот понимается напряжение на кольцах неподвижного ротора с разомкнутой обмоткой при номинальном напряжении на статоре

Таблица 10.5

  Амплитуда напряжения, В
Типы изоляции витков До укладки секций в пазы После укладки и бандажировки
Провод ПБО
Провода ПБД, ПДА, ПСД
Провод ПБД с однослойной изоляцией из бумажной ленты
Провода ПБД и ПДА с изоляцией слоем микаленты через виток
То же, с прокладками миканита в пазовой части между витками
Провод с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста
Провод ПБД с однослойной изоляцией шелковой лакотканью толщиной 0,1 мм вполнахлеста
Провода ПБД и ПДА с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста или 1/3 насеста
Провод ПБД или ПДА с однослойной изоляцией микалентой толщиной 0,13 мм вполнахлеста и сверху слоем хлопчатобумажной ленты впритык
Провод ПДА, изолированный двумя слоями микаленты толщиной0,13 мм вполнахлеста
  • измерение воздушного зазора (если позволяет конструкция) в четырех сдвинутых на 90° точках (измеренные зазоры не долж­ны отклоняться от среднего более чем на 10%) и зазоров в под­шипниках скольжения (допустимые значения зазоров приведены в табл. 10.6). Если зазор больше допустимого, необходимо переза­ливать вкладыш подшипника;
  • проверка работы двигателя на холостом ходу (для двигате­лей мощностью 100 кВт и более, напряжением 3 кВ и выше). Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10 % от указан­ного в каталоге. Продолжительность испытания — 1 ч;
  • измерение вибрации подшипников (для двигателей напря­жением 3 кВ и выше и двигателей ответственных механизмов). Максимально допустимые амплитуды вибраций равны 50; 100; 130 и 160 мкм для двигателей с частотами вращения соответственно 3000; 1500; 1000 и 750 об/мин и менее;
  • измерение разбега ротора в осевом направлении (для двига­телей с подшипниками скольжения, двигателей ответственных механизмов и при выемке ротора при ремонте). Допустимый раз­бег — не более 4 мм;
  • проверка работы двигателя (напряжением свыше 1 кВ илимощностью 300 кВт и более) под нагрузкой. Величина нагрузки —не менее 50% номинальной;
  • испытание воздухоохладителя в течение 5... 10 мин при из­быточном давлении 0,2...0,25 МПа;
  • проверка исправности стержней короткозамкнутых обмоток роторов электродвигателей мощностью 100 кВт и более (все стер­жни должны быть целыми) и срабатывания защиты машин на­пряжением до 1000 В при питании от сети с заземленной нейтра­лью (проводится у машин с Uн > 42 В, работающих в опасных и особо опасных условиях, а также у машин с Uн> 380 В).

Табдица 10.6

Номинальный диаметр вала, мм     Зазор, мкм, при частоте вращения, об/мин
До 1000 1000…1500 Более 1500
18…30 31…50 51…80 81…120 121…180 181…260 261…360 361…600 40…93 50…112 65…135 80…160 100…195 120…225 140…250 170…305 60…130 75…160 95…195 120…235 150…285 180…300 210…380 250…440 140…280 170…340 200…400 230…460 260…530 300…600 340…680 380…760

Программой испытаний машин постоянного тока после капи­тального ремонта предусмотрены следующие операции:

  • измерение сопротивления изоляции обмоток и бандажей;
  • испытание изоляции повышенным напряжением промыш­ленной частоты длительностью 1 мин, значения испытательных напряжений приведены в табл. 10.7. Эти испытания не проводятся для машин мощностью до 200 кВт на напряжение до 440 В;
  • измерение сопротивления обмоток, реостатов и пускорегулирующих резисторов постоянному току в практически холодном состоянии. Значения сопротивлений обмоток возбуждения не дол­жны отличаться от заводских значений более чем на +2%, обмотки якоря — ±10 %. В цепях реостатов и пускорегулирующих резисторов не должно быть обрыва цепей; • снятие характеристик холостого хода и испытание витковой изоляции. Характеристика холостого хода снимается только у генераторов; максимальное напряжение — до 1,3 номинального; от­клонение характеристики от заводской — не нормируется. Продолжительность испытания витковой изоляции — 5 мин, при этом испытании среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами не должно превышать 24 В, если 2р > 4.

Таблица 10.7

Испытуемый элемент напряжение, кВ
Обмотки машин постоянного тока на номинальное напряжение до 100 В и мощностью более 3 кВт на номинальное напряжение более 100 В и мощностью до 1000 кВт на номинальное напряжение более 100 В и мощностью более 1000 кВт   1,6 Uн+0,8   1,6 Uн +0,8 (но не менее1,2)   1,6 Uн + 0,8
Обмотки возбудителей синхронных генераторов мощностью более 3 кВт 8Uн (но не менее 1,2 и не более 2,8)
Обмотки возбудителей синхронных двига­телей и компенсаторов мощностью более 3 кВт 8Uн (но не менее 1,2)
Проволочные бандажи якорей машин мощностью более 3 кВт 1,0
Реостаты и пускорегулирующие резисторы (допускается испытание совместно с изоляцией цепей возбуждения) 1,0

РАЗДЕЛ IV

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ТРАНСФОРМАТОРОВ

И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

ГЛАВА 11

Наши рекомендации