Охлаждение ротора газовой турбины
В настоящее время широко используются охлаждения роторов газовых турбин.
Схема охлаждения ротора турбины продувкой воздуха через хвостовые крепления рабочих лопаток показана на рис. 104. Охлаждающий воздух подается через каналы 2 и, проходя между дефлектором (покрывным диском) 4 и диском 7, попадает в зазоры хвостовиков 6 рабочих лопаток 5. Охлаждая хвостовики рабочих лопаток, воздух препятствует поступлению теплоты к ротору. Если ротор состоит из дисков с большим
6 полотном, такая система охлаждения оказывается недостаточной.
7Наибольшее распространение получили три схемы охлаждения дисков:
радиальным обдувом, струйное и комбинированное струйно-радиальное.
Радиальное течение охлаждающей среды в зазоре между корпусом и боковыми поверхностями дисковых или барабанных роторов возникает во многих конструкциях газовых турбин. Такое течение может быть направлено как от оси вращения ротора к периферии дисков, так и в противоположную сторону. Пять типичных режимов
течения охлаждающей среды, возникающих при радиальном обдуве, показаны на рис. Д05, а—-д. Возникновение обратных течений возможно, если расход охлаждающей среды мал.
Вследствие закрутки потока возникает радиальный перепад давлений, 'вызывающий в пограничном слое на корпусе течение
Рис. 105. Схемы радиального течения охлаждающей среды в зазоре между диском и корпусом турбины:
а, д - Kv =0, б, г - 0<К„ «»,
в — Kv=<x>; 1 — диск, 2—
корпус турбины
от периферии диска к центру. Возникновению обратных токов препятствует расходное течение. Увеличение расхода среды уменьшает закрутку потока и снижает перепад давлений. Характер течения в зазоре между диском и корпусом зависит от значения кинематического фактора:
Рис. 104. Охлаждение ротора турбины продувкой воздуха через хвостовые крепления рабочих лопаток: / — ротор, 2 — канал для подвода охлаждающего воздуха, 3 — корпус турбины, 4 — дефлектор, 5 — рабочие лопатки, 6 — хвостовики лопаток, 7 — диски
где 1>г=(?ов/(ев2лгД) —расходная радиальная составляющая скорости в зазоре (Д — зазор между диском и корпусом).
V Разновидностью охлаждения радиальным обдувом является охлаждение с помощью специального покрывного диска — дефлектора (рис. 106). Такая схема охлаждения позволяет быть уверенным, что даже если в зазор между диском и корпусом проникнут горячие газы (это возможно при больших ,/(„), то они не будут перемешиваться с охлаждающим воздухом и, следовательно, нагревать диск. Как правило, охлаждающий воздух после дефлектор
Рис. 106. Охлаждение диска с дефлектором:
/ — уплотнение, 2 — корпус, 3 — дефлектор, 4 — диск
Рис. 107. Формы каналов (а, б, в) и схема течения
воздуха (г) при струйном охлаждении диска:
/ — корпус, 2 —каналы для подвода охлаждающего воздуха,
~3 — диск
pa проходит через зазоры между хвостовиками рабочих лопаток и пазами диска, отводя часть теплоты, поступающей к диску, через перо рабочей лопатки.
у Струйное охлаждение применяют для резкого усиления теплообмена на ограниченной поверхности. В газовых турбинах обычно возникает необходимость охладить периферию диска (наиболее нагретую его часть). Струйное охлаждение позволяет, не повышая расхода охлаждающей среды, увеличить скорость ее натекания на поверхность диска.
Для этого охлаждающую среду подают через узкий кольцевой канал либо отдельными струями, вытекающими из расположенных на одной окружности круглых или прямоугольных сопл (рис. 107, а — г). В зоне, расположенной между осью вращения ротора и местом подвода воздуха, возникает циркуляционное течение, в которое, как правило, вовлекаются горячие газы из проточной части турбины. Следовательно, при струйном охлаждении необходимо тщательно уплотнять приторцовую полость диска, отделяя ее от проточной части турбины.
В большинстве случаев как по условиям распределения температур в диске турбины, так и по чисто конструктивным соображениям нельзя применять чисто струйное охлаждение. Поэтому ис-
Рис. 108. Комбинированное струйно-радиальное охлаждение диска:
/, 3 — каналы подвода ох*
лаждающего воздуха, 2 —
корпус, 4 — диск
пользуют комбинированное струйное охлаждение периферии диска и радиальный обдув его внутренней части (рис. 108). Такая схема охлаждения позволяет отбирать основное количество теплоты от диска в наиболее нагретой его части — местах крепления хвостовиков рабочих лопаток.
Подбором расхода воздуха на радиальный обдув можно предотвратить или резко снизить приток горячих газов из проточной части турбины в зазор между диском и корпусом. Кроме того, соответствующее соотношение расходов воздуха на струйное и радиальное охлаждение обеспечивает необходимое распределение температур в диске.