Российский морской регистр судоходства
Классификационное общество Российский морской регистр судоходства было создано 31 декабря 1913 года. С 1969 года РС является членом Международной ассоциации классификационных обществ (. LACS)
Основные цели:
- повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море;
- повышение стандартов безопасного плавания судов;
- повышение стандартов надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях;
- разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
С 1993 года РС поддерживает и совершенствует внутреннюю систему менеджмента качества, разработанную в соответствии с международным стандартом ИСО 9001. Система менеджмента качества РС сертифицирована и имеет сертификаты национального органа по сертификации России и независимого сертификационного органа SAI GLOBAL. С 1999 года РС - признанная Европейским cоюзом организация, действующая в соответствии с Правилом (ЕС) 391/2009 и европейским стандартом EN 17020.
Высокая квалификация персонала, широкая сеть представительств в России и за рубежом позволяют РС быстро и надежно предоставить в любом регионе полный спектр услуг по:
- рассмотрению технической документации, осуществлению технического наблюдения и выдаче документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства, изделия, снабжение и материалы, холодильные установки, грузоподъемные устройства, контейнеры;
- обмеру судов и плавучих сооружений;
- осуществлению технического наблюдения за выполнением положений международных конвенций и выдаче соответствующих документов от имени морских администраций стран - сторон конвенций;
- сертификации промышленной продукции и производств;
- сертификации систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9001, 14001 и OHSAS 18001;
- освидетельствованию систем управления безопасностью судоходных компаний и судов на соответствие требованиям Mеждународного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;
- анализу данных и предоставлению необходимой информации судовладельцам, морским администрациям, страховщикам и портовым властям при смене класса судна;
- сотрудничеству с морскими администрациями, портовыми властями при контроле судов в портах.
В настоящее время наличие у судна класса того или иного классификационного общества свидетельствует о вполне определенной и достаточной при заданных условиях надежности и прочности корпусных конструкций, установленных на судне механизмов, устройств и систем, обеспечивающих безопасность плавания.
Для признания классифицированного судна годным к плаванию необходимо также выполнение требований ряда международных соглашений:
- конвенции о грузовой марке КГМ-66;
- конвенции по охране человеческой жизни на море - СОЛАС-74;
- конвенции по предотвращению загрязнения акваторий портов и морей МАРПОЛ-73/78;
- конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты ПДМНВ-78/95.
Присвоение судну класса производится по результатам специального всестороннего освидетельствования, называемого первоначальным.
Класс присваивается сроком на пять лет с ежегодным подтверждением и удостоверяется выдачей судну Классификационного свидетельства.
В последующие годы для возобновления класса производятся очередные освидетельствования с интервалами в пять лет.
Для быстрого получения оценочной информации о судне и его эксплуатационных возможностях и особенностях используется общепринятая в мировой практике символика в виде сочетания знаков, букв и цифр.
Основной символ класса судна, указывающий на то, что судно построено по правилам и под техническим надзором РС, состоит из знака О и проставляемых перед ним букв КМ - для самоходного судна и К - для несамоходного.
Дополнительные знаки отражают следующие данные:
- категорию ледовых усилений ЛУ1 – ЛУ9;
- степень обеспечения непотопляемости – цифры 1, 2, 3, заключенный в квадрат (одно -, двух -, трехотсечный стандарт непотопляемости);
- наличие повышенной противопожарной защиты – буква F/
- ограничения дальности плавания – I, II, ПСП, III;
- знак автоматизации судовой энергетической установки - А1, А2, АЗ;
- назначение судна – пассажирское, рыболовное, буксирное и т.д;
- оборудование судна АЭУ – знак атома (ядро в центре двух пересекающихся электронных орбит).
Дополнительные характеристики.
Для характеристики конструктивных особенностей или других специфических качеств могут указываться дополнительные сведения о судне. Например, корпус изготовлен из стеклопластика, или что судно или его отдельные грузовые помещения приспособлены для перевозки опасных грузов.
Таким образом, полный символ судна, имеющего класс PC:
КМ ○УЛ1 2 А2 (лесовоз)
Он содержит информацию о том, что корпус сухогрузного судна лесовоза и его механическая установка построены по Правилам и под надзором Российского Морского Регистра Судоходства. Судно имеет ледовые подкрепления, позволяющие ему самостоятельно плавать в мелкобитом разреженном льду неарктических морей с удалением от порта убежища до 200 миль. Судно остается на плаву в равновесном состоянии при затоплении двух любых водонепроницаемого отсеков. Эксплуатация энергетической установки производится без вахты в машинном отделении, но с вахтой в ЦПУ.
Литература: [1 ]: с.13-23, 23-26, 310-312; [2]: с.359-384; [3]:- с.33-104, 246-251;[7]: с. 13-25.
Вопросы для самоконтроля
1. Классификация транспортных судов?
2. Классификация промысловых судов?
3. Эксплуатационные качества судна?
4. Российский морской регистр судоходства и функции?
5. Главные размерения судна?