Стандарт аис для внутреннего судоходства

2.1 Введение

В морском судоходстве ИМО уже ввела автоматическую идентификационную систему (АИС). Все морские суда международного плавания, подпадающие под действие главы 5 Конвенции СОЛАС, начиная с конца 2004 года подлежали оснащению АИС.

Применительно к морским судам, осуществляющим перевозку опасных или загрязняющих грузов, Европейский парламент ввел - на базе АИС для судовых сообщений и наблюдения за судами - "систему наблюдения за движением судов Сообщества и информирования об их движении" (директива 2002/59/ЕС).

АИС рассматривается в качестве подходящей технологии, которая может также использоваться для целей автоматической идентификации и обнаружения и отслеживания судов на внутренних водных путях. Особенно ценное значение для целей обеспечения безопасности имеют функционирование АИС в реальном масштабе времени и наличие согласованных на глобальном уровне стандартов и руководящих принципов.

С целью приспособления АИС к требованиям внутреннего судоходств она подлежит дальнейшей доработке с трансформацией её в т.н. стандарт АИС для внутреннего судоходства, с сохранением при этом полной совместимости с морской АИС ИМО и уже существующими стандартами, действующими в области внутреннего судоходства.

Поскольку АИС для внутреннего судоходства совместима с морской АИС, отвечающей требованиям Конвенции СОЛАС ИМО, обеспечивается возможность прямого обмена данными между морскими судами и судами внутреннего плавания, осуществляющими судоходство в районах смешанного плавания.

Использование АИС для автоматической идентификации и обнаружения и отслеживания судов на внутренних водных путях характеризуется следующими особенностями.

АИС представляет собой:

· морскую навигационную систему, отвечающую требованиям ИМО в отношении оснащения ею всех судов, подпадающих под действие Конвенции СОЛАС;

· систему, способную функционировать в режимах судно-судно, судно-берег, а также берег-судно;

· систему обеспечения безопасности, отвечающую высоким требованиям в отношении наличия данных, бесперебойности их передачи и надежности;

· систему, функционирующую в реальном масштабе времени, ввиду обмена данными напрямую между судами;

· автономную систему, построенную на принципе самоорганизации и исключающую необходимость задействования основной станции, что не требует централизованного контроля;

· систему на базе международных стандартов и процедур в соответствии с предписаниями главы 5 Конвенции СОЛАС ИМО;

· систему официально утвержденного типа, способствующую повышению безопасности судоходства при условии соблюдения процедуры сертификации;

· систему, взаимодействующую с морской АИС.

В настоящей главе излагаются все необходимые эксплуатационные требования, а также изменения и дополнения к существующим морским АИС в целях разработки АИС для внутреннего судоходства.

2.2 Область применения

Автоматическая идентификационная система (АИС) представляет собой судовую систему для передачи по радио данных, которая обеспечивает обмен статическими, динамическими и связанными с рейсом судовыми данными между оборудованными этой системой судами, а также между оборудованными судами и береговыми станциями. Находящиеся на борту судна станции АИС передают по радио через регулярные интервалы времени следующие данные: идентификационное обозначение судна, его местоположение и др. Получив передаваемую информацию, судовые или береговые станции АИС, находящиеся в зоне радиоприема, могут автоматически отобразить на предназначенных для этого мониторах радиолокаторов или СOЭНКИ для внутреннего судоходства местоположение, идентификационное обозначение и путь следования судов, оснащенных АИС. Системы АИС предназначены для повышения безопасности судоходства при их использовании напрямую между судами, а также для контроля за движением, обнаружения и отслеживания судов и предотвращения аварийных ситуаций.

Можно выделить различные типы станций АИС:

а) судовые станции класса A, используемые всеми морскими судами, подпадающими под действие требований главы 5 Конвенции СОЛАС ИМО об оборудовании их такими станциями;

b) судовые станции класса B, имеющие ограниченное количество функций, используемые в частности на прогулочных судах;

c) аналоги станций класса A, обладающие всеми функциональными возможностями станций класса А на уровне ПД-ОВЧ, которые могут отличаться дополнительными функциями и могут использоваться на всех судах, не подпадающих под действие требований ИМО о наличии на борту таких станций (например, буксиры, лоцманские суда, суда внутреннего плавания), именуемые в настоящей главе как АИС для внутреннего судоходства;

d) базовые станции, включая береговые станции-ретрансляторы, работающие в симплексном и дуплексном режиме.

Можно выделить следующие режимы эксплуатации:

а) режим судно-судно: все оборудованные АИС суда в состоянии получать статическую и динамическую информацию от всех других оснащенных АИС судов в зоне радиоприема;

b) режим судно-берег: данные от оборудованных АИС судов могут приниматься также базовыми станциями АИС, которые соединены с центрами РИС, в которых может составляться картина движения (тактическая картина движения (ТКД) и/или стратегическая картина движения (СКД));

c) режим берег-судно: с береговой станции на суда могут передаваться данные, связанные с безопасностью.

АИС работает в автономном режиме с использованием Самоорганизующего многостанционный доступа с разделением по времени (СОТДМА) и не нуждается в регулирующей основной станции. Протокол ведения радиосвязи обеспечивает автономное взаимодействие судовых станций на принципе самоорганизации через обмен параметрами доступа к каналу связи. Временные блоки продолжительностью 1 минута разделены на 2 250 временных ячеек для каждого канала радиочастот, причем они синхронизируются через Глобальную навигационную спутниковую систему (ГНСС) в универсальное координированное время (УСВ). Каждый участник организует свой доступ к каналам радиосвязи таким образом, что он избирает свободные временные ячейки с учетом будущего использования временных ячеек другими станциями. Необходимость в центральной станции, контролирующей распределение ячеек, таким образом отсутствует.

Станция АИС для внутреннего судоходства состоит из следующих основных компонентов:

a) приемо-передатчик в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ) (1 передатчик /2 приемника);

b) приемоиндикатор ГНСС;

c) процессор для обработки данных.

Универсальная судовая АИС, как предписывается ИМО, Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Международной электротехнической комиссией (МЭК) и рекомендуется для применения во внутреннем судоходстве, использует СОТДМА в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы. АИС работает на двух предусмотренных на международном уровне частотах ОВЧ: АИС 1 (161 975 МГц) и АИС 2 (162 025 МГц) и может переключаться на другие частоты в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.

Для удовлетворения конкретных требований, предъявляемых к внутреннему судоходству, возникла необходимость доработать АИС и внедрить т.н. АИС для внутреннего судоходства при условии обеспечения ее совместимости с морской АИС ИМО.

Системы обнаружения и отслеживания судов на внутренних водных путях должны быть совместимы с морской АИС, описанной ИМО. По этой причине сообщения АИС должны содержать:

a) статическую информацию, например, официальный номер судна, позывной сигнал судна, название судна, тип судна;

b) динамическую информацию, например, местоположение судна с указанием точности и вероятности;

c) информацию, касающуюся рейса, например, длина и ширина состава судов, наличие на борту опасных грузов;

d) специфическую свойственную внутреннему судоходству информацию в соответствии с Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) / Правилам перевозки опасных грузов по Рейну (ППОГР) или, например, число синих конусов/огней или предполагаемое время прибытия (ETA) к шлюзу/мосту/терминалу/пункту пересечения границы.

Для движущихся судов периодичность обновления динамической информации на тактическом уровне может переключаться между режимом, предусмотренным Конвенцией СОЛАС, и режимом внутреннего судоходства. В режиме внутреннего судоходства периодичность обновления информации может устанавливаться между 2 секундами и 10 минутами. Для судов, стоящих на якоре, информацию рекомендуется обновлять с периодичностью в несколько минут либо при ее изменении.

АИС является дополнительным источником навигационной информации. АИС не подменяет собой, но поддерживает навигационные службы, такие как слежение за целями с помощью радиолокатора и СДС. Преимуществами АИС является обеспечение слежения и наблюдения за судами, которые оснащены АИС. Благодаря различиям в их характеристиках, АИС и радиолокаторы дополняют друг друга.

2.3 Эксплуатационные требования

Наши рекомендации