Установки кондиционирования воздуха и холодильное оборудование вагонов
Кондиционирование воздуха - это искусственная обработка воздуха с изменением температуры и влажности до определенного значения. Для кондиционирования используются специальные установки, оборудованные нагревателями, охладителями, вентиляторами, фильтрами, а также приборами автоматического регулирования.
Все пассажирские вагоны имеют установки неполного или полного кондиционирования. Первые оборудуются системами вентиляции с фильтрами для очистки воздуха и отопления, вторые - дополнительно системой охлаждения воздуха. Необходимость применения кондиционирования воздуха в вагонах обусловлена их низкой теплоустойчивостью, малым объемом помещения, приходящимся на одного пассажира, быстрым передвижением вагонов, вследствие чего они попадают в различные климатические зоны.
Установки кондиционирования воздуха по назначению ^разделяются на комфортные и промышленные (техни-::кие). Комфортное кондиционирование предназначено для здания наиболее благоприятных метеорологических и са-тарно-гигиенических условий, необходимых для хороше-самочувствия человека. Промышленное кондиционирова-* обеспечивает оптимальные параметры воздуха, наи-лсе благоприятные для технологических процессов про-зодства, хранения материалов, продуктов и др. ГОСТом утверждены следующие параметры воздуха : вагонах с кондиционированием: температура летом 11 25°С, зимой 18-22°С, относительная влажность 30 60%, ; пускаемая неравномерность температуры по длине ваго-i на одном уровне по высоте не более 3°С, наибольшая .»орость движения воздуха в зонах пребывания пассажиров 25 м/с, наименьшее количество подаваемого в вагон на-- ужного воздуха на одного пассажира (по числу спальных (ест) летом 25 м3/ч, зимой 20 м3/ч, наибольшее допустимое . одержание пыли 1 мг/м\ наибольшее допустимое содержа-не углекислого газа 0,1% по объему. Температура подаваемого в вагон воздуха должна быть не ниже 20°С в зимний период и 14°С - в летний. Необходимый воздухообмен в ва-оне обеспечивается системой вентиляции.
§ 70. Система охлаждения воздуха
Устройство. Система охлаждения состоит из холодильной установки и устройств для распределения охлажденного воздуха по пассажирским помещениям. В пассажирских вагонах применяются компрессионные холодильные установки. Действие их основано на способности некоторых веществ - хладагентов - снижать температуру при переходе из жидкого состояния в газообразное вследствие резкого уменьшения их давления и вновь нагреваться, отбирая теплоту от охлаждаемой среды.
Основными агрегатами компрессионной холодильной установки являются компрессор для сжатия и передачи газообразного хладона, конденсатор для превращения хладо-на в жидкость, регулирующий вентиль для автоматического регулирования подачи хладона в испаритель (воздухоохладитель), в котором он испаряется.
Компрессионная холодильная установка (рис. 97) - это замкнутая система, где все агрегаты соединены между собой между собой трубопроводамивысокого и низкого давления, покоторым циркулирует хладон в газообразном и жидком состоянии.Компрессор 3 всасывает из испарителя 2 парообразный хладом,имеющий низкое давление и соответственно низкую температуру.В компрессоре пары хладона ежи-Рис. 97. Схема компресс маются, при этом давление и темпесионпой холодильной РатУРа их повышаются. Из комп-установки рессора пары нагнетаются в конденсатор 4, который для увеличения теплообмена обдувается воздухом. В ковденсаторе пары хладона охлаждаются и превращаются в жидкость. Жидкий хладон при высоком давлении подается через регулирующий вентиль 1 в испаритель 2, где давление его понижается и он кипит, переходя в газообразное состояние. При этом происходит отбор теплоты от продуваемого через испаритель воздуха, в результате чего температура его понижается.
Охлажденный воздух с помощью системы вентиляции нагнетается в пассажирские помещения вагона, а пары хладона снова всасываются компрессором, и цикл повторяется. Трубопровод от компрессора до регулирующего вентиля называется линией нагнетания или линией высокого давления, а трубопровод от регулирующего вентиля до компрессора - линией всасывания или линией низкого давления.
Хладагенты - охлаждающие вещества, с помощью которых может быть достигнут отвод теплоты от окружающей среды. В качестве хладагентов применяются жидкости, кипящие при низких температурах: сернистый ангидрид, аммиак, хлористый метил, углекислота, хладон-12, хладон-22. Хладагент выбирают в зависимости от назначения холодильной машины, ее конструктивных особенностей, условий работы и других факторов. На пассажирских вагонах применяется хладон-12 (дифтордихлорметан). Это бесцветный газ, в 4,3 раза тяжелее воздуха, практически без запаха и цвета. Температура кипения хладона-12 при атмосферном давлении - 29,8°С, температура замерзания - 155°С. Хладон не ядовит, но при содержании его в воздухе более 30% по объему человек ощущает удушье из-за недостатка кислорода. Под действием открытого пламени или раскаленной поверхности газ разлагается с выделением фосгена. Хладон-12 хорошо растворяется в масле и так же, как и хладоны других марок, обладает повышенной способностью проникать через малейшие неплотности и даже поры обычного чугуна. Хранят хладон в стальных баллонах, окрашенных алюми-4невой краской с надписью "Хладон-12", имеющих пас-торт, находящийся под колпаком каждого баллона.
Компрессоры. В установках кондиционирования возду-ча пассажирских вагонов применяют четырсхцилиндро-=ые компрессоры средней холодопроизводителыюсти от 5.019-106 до 6,6923-106 Дж/ч (21 000-28 000 ккал/ч).
Компрессор независимо от применяемого хладагента имеет следующие основные узлы и механизмы: корпус блок-картер, гильзы, головки и крышки цилиндров); кри-зошинно-шатунный механизм (коленчатый вал, шатуны, комплект поршней); клапанный узел (обычно плита с всасывающими и нагнетательными клапанами); механизм мазки (масляный насос и его привод, перепускные клапа-чы, фильтры); предохранительные устройства и контрольно-измерительные приборы. В пассажирских вагонах применяются компрессоры типов 5 м (Германия), 5Ф-40 (Венгрия), ФУ-15 и ФУБС-15-1 (отечественные).
Холодопроизводительность компрессора типа 5 м изменяется выключением из работы двух или трех цилиндров путем автоматического отжатия всасывающих клапанов. В системе регулирования холодопроизводителыюсти предусмотрено два соленоидных вентиля: один отключает два цилиндра, а другой - один. Вентили управляются ртутными контактными термометрами. При открытом соленоидном вентиле пары хладона высокого давления, поступая из ресивера в надклапанное пространство (камеру регулирования), давят сверху на тарельчатую часть штифтов, отжимая пластины всасывающего клапана вниз. Сжатия паров не происходит, и цилиндр работает вхолостую. При закрытии соленоидного вентиля давление в камере регулирования выравнивается через специальное сопло всасывающей стороны, (штифты возвращаются с помощью пружины в исходное положение и цилиндр включается в работу.
Холодопроизводительность компрессора типа 5Ф-40, который применяется в установках кондиционирования воздуха "Стоун" вагонов "Микст" постройки Венгрии, регулируется с помощью специального гидравлического масляного разгружателя цилиндров. Разгружатель работает в зависимости от величины давления испарения и позволяет выключать путем подъема всасывающих клапанов из работы один, два или три (из четырех) цилиндра. Вследствие этого компрессор при постоянном числе оборотов вала может снижать свою холодопроизводительность до 75, 50 и 25% от номинальной.
Компрессор ФУ-15 применяется в отечественных установках кондиционирования воздуха типа КЖ-25П на постоянном токе, а компрессор типа ФУБС-15-1 - в установках КЖ-25 на вагонах с централизованным электроснабжением 380/220 В. Холодопроизводительность этих компрессоров регулируется путем изменения числа оборотов вала электродвигателя и, следовательно, коленчатого вала компрессора.
Теплообменные аппараты, вспомогательные устройства и арматура холодильных установок. К теплообменным аппаратам относятся конденсаторы и испарители. Конденсаторы служат для превращения паров хладона, поступающих из компрессора, в жидкость. В холодильных установках пассажирских вагонов применяются конденсаторы с воздушным охлаждением. Испаритель - аппарат, в котором происходит кипение хладона за счет отбора теплоты от охлаждаемой среды. Так как охлаждаемой средой в вагонных установках является воздух, продуваемый через испаритель, его обычно называют воздухоохладителем.
К вспомогательным устройствам относятся аппараты, обеспечивающие нормальную, безаварийную работу холодильной установки, а также улучшающие ее эксплуатационные показатели, - это теплообменники, ресиверы, осушители, фильтры и др.
Теплообменник предназначен для переохлаждения жидкого хладона перед регулирующим вентилем за счет перегрева паров, идущих из испарителя в компрессор. Этим достигается повышение холодопроизводительности установки.
Ресивер служит для сбора жидкого хладона, поступающего из конденсатора, который затем направляется к регулирующему вентилю; он имеет два смотровых стекла для контроля за количеством хладона.
Осушители применяются для поглощения влаги из хладона, так как присутствие ее в системе вызывает усиленную коррозию деталей из латуни и сплавов магния и замерзание регулирующего вентиля. В качестве поглотителей влаги (адсорбентов) применяются силикагель (оксид кремния), представляющий собой стекловидные пористые зерна диаметром 2-5 мм, или синтетический цеолит в виде зерен диаметром 2-3 мм.
Фильтры предназначены для улавливания механических примесей (окалины, ржавчины, песка и др.), которые могут появляться в системе холодильной установки вследствие чымывающей способности хладона. Задерживая примеси, фильтр предохраняет цилиндры компрессора, клапаны, регулирующие вентили и другие аппараты от преждевременного износа и засорения. Обычно фильтры объединяют с осушителем в одном аппарате и устанавливают на трубопроводе между ресивером и регулирующим вентилем.
Приборы автоматического регулирования защиты и контроля. Терморегулирующие вентили (ТРВ) предназначены для автоматического регулирования подачи хладона в испаритель, обеспечения гидравлического затвора между нагнетательной и всасывающей линиями и перекрытия системы при остановке машины.
Принцип действия ТРВ заключается в изменении размеров его проходного отверстия в зависимости от величины перегрева паров хладагента на выходе испарителя. При прохождении хладона через ТРВ происходит дросселирование его от давления конденсации до давления испарения и резкое понижение температуры. Пары хладона, продвигаясь по испарителго, перегреваются за счет теплоты охлаждаемого воздуха; на выходе из испарителя они имеют более высокую температуру. На степень перегрева паров pear иру-ет термочувствительный патрон, установленный на выходе испарителя. При увеличении их перегрева в результате недостаточного поступления в испаритель хладона термочувствительный патрон подает сигнал исполнительному механизму ТРВ и сечение его водного отверстия увеличивается; при уменьшении перегрева паров хладона сечение проходного отверстия ТРВ уменьшается. Если перегрев снизится до наименьшего установленного значения, ТРВ закрывается, прекращая доступ жидкого хладона в испаритель.
Соленоидные вентили служат для автоматического пропуска жидкости и паров по трубопроводам или перекрытия их. Соленоидные вентили могут быть полностью открыты или полностью закрыты, т.е. являются позиционными приборами автоматического регулирования. Такие вентили используются для управления заполнением испарителя, открывания и перекрытия трубопроводов при пуске и остановке компрессоров, а также для изменения холодопроизводительности компрессора. Работа соленоидных вентилей основана на принципе втягивания стального сердечника внутрь катушки, по обмотке которой пропускается ток.
Для поддержания необходимого давления в холодильных установках и для обеспечения их безаварийной работы применяют реле высокого давления - РВД (маноконтроллер) и реле низкого давления - РНД (прессостат). РВД служит для автоматического отключения двигателя компрессора при повышении давления нагнетания выше допустимого, а РНД -при падении давления всасывания ниже допустимого. Реле высокого и низкого давления иногда конструктивно объединены в одном приборе, например реле давления типа РД-6 - в установке КЖ-25П. По принципу действия все реле представляют собой однополюсные выключатели, которые управляются с помощью давления паров хладона.
Реле температуры (термореле, термостаты) - приборы, автоматически разрывающие или соединяющие электрическую цепь, когда температура окружающей среды достигнет установленной величины. Термореле применяются как для автоматизации работы холодильной установки, так и для автоматизации работы электрического отопления.
Манометры предназначены для осуществления контроля за работой холодильной установки путем измерения давления хладона на линиях всасывания и нагнетания, а также давления масла в системе смазки компрессора. Давление хладона измеряют манометрами с двойной шкалой, на которую наносятся градуировка показаний давления и соответствующая этому давлению температура хладона. Для контроля давления конденсации на стороне нагнетания компрессора устанавливают манометр высокого давления, а для контроля давления испарения на стороне всасывания - манометр низкого давления (мановакуумметр). Давление масла в компрессоре измеряется отдельным манометром.
§ 71. Установка кондиционирования воздуха МАБ-П
Установка МАБ-П применяется на вагонах постройки Германии: купейных типа 47К и 47Кк, вагонах-ресторанах и на вагонах международного сообщения типа РИЦК, РИЦКк. Установка вагона типа 47Кк (рис. 98) состоит из систем вентиляции, отопления, охлаждения и автоматического управления. В систему вентиляции входят центробежный сдвоенный вентилятор 4 с электродвигателем 1 мощно
Рис. 98. Принципиальная схема установки кондиционирования воздуха МЛБ-11
гтью 1,7 кВт, нагнетательный воздуховод 14 с вентиляционными решетками 18 типа "Мультивент", имеющими регулирующее устройство 17, рециркуляционные воздухо-зоды 3, масляные фильтры 34 и решетку 2 для забора наружного воздуха. Максимальная подача вентилятора 5000 м7ч воздуха, в том числе наружного 1000 м'/ч - зимой, 800 м'/ч -летом.
Система отопления вагона смешанная, она состоит из комбинированного отопления (котел 31 с высоковольтными нагревательными элементами, расширитель 10, водяной калорифер 9, обогревательные трубы 21, циркуляционный насос 30, дроссельная заслонка 32) и низковольтного электрического отопления с электропечами 19, 20 и электрокалорифером 1.1. Теплопроизводительность котла при работе на твердом топливе 34,9 кВт (30 000 ккал/ч), при электрическом обогреве - 50 кВт (43 000 ккал/ч). Цирку-ляция воды в калорифере регулируется автоматически с помощью термостата 13 и соленоидного вентиля 33 (на вагонах более раннего выпуска для этой цели применяется специальный циркуляционный насос, который управляется этим же термостатом). Циркуляционный насос 30, предусмотренный для усиления циркуляции воды в трубах отопления 21, включается вручную с панели управления по мере необходимости.
Электрические печи 20 и 19 (девять мощностью по 500 Вт и четыре мощностью по 250 Вт) установлены в купе, служебном отделении и туалетах. В переходное время года, т.е. при наружной температуре от 5 до 15°С, электропечи работают вместе с электрическим калорифером 11 мощностью 6 кВт, который включается автоматически в зависимости от температуры в нагнетательном канале. При несрабатывании автоматики или выходе из строя двигателя вентилятора электрокалорифер защищен от перегрева предохранителем 12, выполненным из сплава Вуда в виде перемычки, плавящейся при температуре 70°С. Предохранитель, включенный последовательно в цепь питания калорифера, расплавляясь, отключает его. Предохранитель размещается над потолком косого коридора, и доступ к нему осуществляется через специальный люк. Зимой электрокалорифер не работает, и воздух в канале подогревается только водяным калорифером. Электропечи работают в дополнение к комбинированному отоплению.
Система охлаждения состоит из компрессора 25 типа 5 м, приводимого в действие электродвигателем 24 мощностью 13 кВт, конденсатора 29, охлаждаемого вентилятором 28 с электродвигателем 27 мощностью 1,7 кВт, ресивера 26 емкостью 36 л, воздухоохладителя 5 с влагоот-делителем 8 и двух терморегулирующих вентилей 7. Защиту от повышенного давления на нагнетательной стороне компрессора обеспечивает реле высокого давления 22. Теплопе-редающая поверхность конденсатора 185 м2, испарителя -100 м2.
Влагоотделитель предназначен для задержки влаги, увлекаемой воздухом. Он состоит из вертикально расположенных пластин, на которых водяные капли задерживаются и затем отводятся в поддон, установленный под испарителем. В систему охлаждения заправляется 40 кг хла-дона-12, в компрессор - 4 кг масла марки ХФ-12.
Система автоматики предназначена для автоматического поддержания заданных температур в вагоне при рабо: систем охлаждения, вентиляции и отопления. В систему .-тематики входят термостаты 13, 15 и 16 с ртутноконтакт--.^ши термометрами, соленоидные вентили 6, 23 и 33, тер-
арегулирующие вентили 7, а также реле и контакторы,
.^положенные в распределительном шкафу и в специаль-
:м ящике под вагоном. Рассмотрим работу установки охлаждения воздуха
:нс. 99) при полной ее холодопроизводительности, т.е. при
Рис. 99. Принципиальная схема установки охлаждения МАБ-11
работе компрессора на четырех цилиндрах (соленоидные вентили 22 закрыты) и при подключении двух секций воздухоохладителя (соленоидные вентили 4 открыты).
Из ресивера 23 жидкий хладон-12, очищенный от механических примесей и влаги в трех параллельно соединенных фильтрах-осушителях 9, под высоким давлением и с высокой температурой поступает в воздухоохладитель 7 через запорный вентиль 12, соленоидные вентили 4, термо-регулирующие вентили 5 и распределители 6. После дросселирования хладон в воздухоохладителе кипит, отнимая теплоту наружного воздуха, подаваемого вентилятором внутрь вагона. Образовавшиеся при кипении хладона пары по трубопроводу 11 разевавшиеся при кипении хладона пары по трубопроводу 11 через всасывающий вентиль 20 отсасываются и сжимаются компрессором 21, а затем через нагнетательный вентиль 10 и гибкий патрубок 8 выталкиваются в конденсатор 3, в котором они вентилятором 2 охлаждаются и, конденсируясь, превращаются в жидкость. Вентилятор приводится в действие двигателем 1, а компрессор -двигателем 19. Из конденсатора жидкий хладон вновь поступает в ресивер 23, и процесс повторяется. При этом хладон практически не расходуется, за исключением утечки, которая может возникнуть вследствие неплотностей в системе.
Части всасывающего и нагнетательного трубопроводов на вагоне (на схеме изображены штриховыми линиями) смонтированы в непосредственной близости и покрыты общим слоем изоляции. Такое расположение трубопроводов, по одному из которых из ресивера в воздухоохладитель направляется сжиженный теплый хладон, а по другому, навстречу, - холодные пары хладона, создает своеобразный переохладитель, повышающий холодопроизводительность установки.
Контроль за работой установки осуществляется по манометру всасывания 15, манометру нагнетания 16 и манометру давления масла 17, смонтированных на панели 18, расположенной в служебном отделении. На этой же панели установлены реле высокого давления 13, запорные вентили 14 манометров и дистанционный термометр, измеряющий температуру воздуха в нагнетательном канале воздуховода.
При нормальной работе установки манометр 15 должен показать давление кипения хладона 0,215-0,319 МПа (2,15-3,19 кгс/см2) и соответственно температуру кипения от 0 до 9°С, манометр 16 - давление конденсации хладона 0,66-1,29 МПа (6,6-12,9 кгс/см2) и соответственно температуру конденсации от 30 до 55°С, манометр 17 - давление масла 0,3-0,45 МПа (3-4,5 кгс/см2). Показания манометра 17 обязательно должны быть больше на 0,08-0,13 МПа (0,08-
1.3 кгс/см2), чем манометра 15. Если показания манометров
отличаются незначительно, то система принудительной
смазки компрессора не работает и установку охлаждения
воздуха необходимо отключить.
Реле высокого давления срабатывает при 1,7 МПа (17 кгс/см2), а восстанавливается вручную нажатием кнопки после устранения неисправности и понижения давления от
1.4 МПа (14 кгс/см2).
§ 74. Техническое обслуживание холодильного оборудования и его неисправности
Техническое обслуживание установок охлаждения воздуха, водоохладителей и холодильников производится в соответствии с инструкциями ЦВ МПС и заводов-изготовителей. При ТО-1 проводник вагона визуально проверяет исправность подвески компрессорного и конденсаторного агрегатов, /рогень масла в картере компрессора, наличие хладо-на-42 и герметичность системы (утечку хладона-12). Уровень масла в картере проверяют по смотровому стеклу (он не должен быть ниже контрольной черты), а наличие хладона-12 в системе - по смотровым стеклам на ресивере (шарик в нижнем смотровом стекле должен плавать).
Признак утечки хладона-12 наличие масляных пятен в области сальника компрессора, фильтров-осушителей, запорных вентилей, фланцевых соединений и в других местах. Для уменьшения уноса масла в систему из картера компрессора работники электроцеха до пуска установки охлаждения воздуха, особенно после длительного ее бездействия, предварительно на 1-5 ч включают картерный электроподогреватель. При подогреве масла легкоиспаряющийся хла-дон-12 как бы выкипает из масла и пены при пуске не образуется, поэтому часть масла в виде тумана и мелких капель не увлекается нагнетаемыми парами хладона-12 в систему.
После осмотра подвагонного оборудования проводник вагона включает установку охлаждения воздуха и проверяет режим ее работы по манометрам и термометрам.
При ТО-1 в пути следования проводник вагона выполняет те же действия, что и при ТО-1 перед отправлением в рейс и дополнительно контролирует работу водоохладите-ля, холодильника (на вагонах международного сообщения) по температуре охлаждения среды, которая должна поддерживаться в соответствии с технической документацией. Неисправности в холодильной установке могут возникнуть вследствие неправильного обслуживания, а также износа ее деталей, узлов и приборов. Их подразделяют на механические (чаще в компрессоре), по режиму работы в циркуляционной системе и неисправности приборов автоматики.
Для правильного определения и своевременного устранения неисправностей холодильной установки необходимо знать показатели нормального режима ее работы.
Чрезмерно высокое давление нагнетания может быть ьызвано недостаточным охлаждением конденсатора вследствие загрязнения его теплопередающей поверхности, недостаточной подачей вентилятора конденсатора, избытком хладагента в системе, наличием воздуха в системе. В последнем случае хладагент проходит через ТРВ с прерывистыми вистящими звуками, стрелка манометра высокого давления сильно дрожит.
Повышенное давление всасывания объясняется чрезмерным открытием ТРВ или переполнением системы хладагентом, неплотным прилеганием всасывающих клапанов ком-1 рессора, поршневых колец, наличием воздуха в системе.
Низкое давление всасывания может быть вызвано сильным загрязнением масляных фильтров для очистки воздуха, недостаточным количеством хладагента в системе или недостаточным открытием ТРВ, замерзанием влаги в ТРВ, засорением фильтров-осушителей или фильтров ТРВ. При jacopeHHH фильтров жидкостный трубопровод покрывается инеем или отпотевает до места засорения.
Пониженное давление масла в системе смазки возможно ;о-за недостатка масла в картере, засорения масляных фильтров, неправильной сборки масляного насоса, значительного износа его деталей, больших зазоров в разъемных подшипниках шатунов.
О всех замеченных ненормальностях работы холодильного оборудования вагона проводник должен оповестить ПЭМ или НП. При значительных отклонениях показаний манометров от нормы установку охлаждения воздуха необходимо отключить. Установка может не включаться в следующих случаях: сгорел предохранитель в цепи двигателя компрессора, сработало реле высокого или низкого давления, сработало тепловое реле или реле пониженного напряжения, неисправен пусковой контактор двигателя компрессора, отсутствуют или неисправны РКТ, температура воздуха внутри вагона ниже нормы.
§ 75. Техника безопасности при обслуживании холодильных установок
Все работники, связанные с обслуживанием или ремонтом холодильных установок пассажирских вагонов, должны быть хорошо знакомы с устройством оборудования, инструкциями по его эксплуатации и пройти специальное обучение по технике безопасности.
При неисправности хладоновых установок, несмотря на относительную безвредность хладона, возможно удушье, если в воздухе содержится более 30% паров хладона. Удушье от недостатка кислорода при действии на организм паров хладагента может привести к обмороку, а иногда и к прекращению дыхания. Прежде всего необходимо вывести (или вынести) пострадавшего на свежий воздух, приняв меры против возможного охлаждения. Одновременно надо расстегнуть ворот одежды, ослабить пояс, стесняющий дыхание.
При обморочном состоянии больного укладывают в наклонном положении с низко опущенной головой, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, или обрызгивают лицо холодной водой. Несколько минут после прихода в сознание больной должен лежать. Полезно дать ему в это время крепкого чаю или кофе, валериановых капель. В случае резкого ослабления или прекращения дыхания применяют искусственное дыхание.
Следует помнить, что известные старые способы искусственного дыхания могут не дать желаемых результатов. В этом случае эффективным может явиться вдувание воздуха изо рта в рот или изо рта в нос при одновременном зажатии соответственно носа или рта пострадавшего. Число вдуваний должно быть порядка 12-20 в 1 мин. Искусственное дыхание нужно проводить настойчиво, пока больной не начнет дышать.
Опасность для обслуживающего персонала представляет также непосредственное попадание жидкого хладагента на кожу и в глаза. Жидкий хладагент, попавший на кожу, вызывает обмораживание. Обмороженный участок тела нужно растереть шариком из стерильной ваты или марлевой салфеткой до появления чувствительности или покраснения кожи. Нельзя прибегать к согреванию у огня или у горячей печи. Не рекомендуется растирать обмороженный участок снегом. После восстановления кровообращения и чувствительности кожи следует обтереть обмороженное место спиртом, водкой, одеколоном или слабым раствором марганцовокислого калия и наложить повязку из чистого бинта. При обширных поражениях или в случае образования на теле пузырей кожу растирать не следует. Пораженные места можно перевязать чистым бинтом со значительным количеством ваты, согреть пострадавшего и срочно отправить его в лечебное учреждение.
При попадании хладагента в глаза их следует тща-ьно промыть струей воды комнатной температуры. На открытом пламени хладон, разлагаясь при темпе-. >рах выше 400°С, образует ядовитые газы, в том чис-- Ьосген.