Смазывание подшипников качения. КПД. Уплотнительные устройства
Смазывание подшипников.Смазочные материалы в подшипниках уменьшают трение и шум, отводят выделяемую теплоту, защищают подшипник от коррозии, заполняют зазоры в уплотнениях, обеспечивая герметизацию подшипникового узла.
Применяют пластичные, жидкие и твердые смазочные материалы (см. § 28.4).
Пластичные смазочные материалы (солидолы, консталины и др.) применяют для подшипников качения при окружной скорости поверхности вала до 10 м/с. Корпус подшипникового узла заполняют смазочным материалом в объеме половины его свободного пространства.
Применяются подшипники закрытого типа (например, шариковый радиальный однорядный, тип 8000), в которых пластичный смазочный материал, заложенный при сборке на заводе-изготовителе, сохраняется в течение всего срока эксплуатации.
Жидкие смазочные материалы (минеральные масла и др.) используют для подшипников при окружных скоростях вала свыше 8 м/с. В зависимости от условий работы применяют различные способы подачи масла в подшипники (масляная ванна, капельное смазывание и др.). При частоте вращения вала до 3000 мин-1 уровень масла должен быть не выше центра нижнего тела качения подшипника во избежание значительных гидравлических потерь. В редукторах и коробках передач часто применяют подачу масла разбрызгиванием из масляной ванны одним из быстровращающихся колес или специальными крыльчатками.
Минеральные масла более стабильны, обладают значительно меньшим внутренним трением, чем пластичные смазочные материалы, могут работать при весьма низких температурах.
Твердые смазочные материалы применяют для подшипников, работающих при температурах до 3000 С (коллоидальный графит) или в вакууме (дисульфид молибдена).
На практике стремятся смазывать подшипники качения тем же смазочным материалом, которым смазывают детали передач. Периодичность замены смазочного материала устанавливают в зависимости от условий работы.
КПД.В подшипниках качения наряду с трением качения наблюдается трение скольжения тел качения о сепаратор, а также скольжение в уплотнениях и всмазочном материале. Для одной пары подшипников качения принимают КПД η = 0,99...0,995.
Уплотнительные устройства.Для защиты от загрязнения извне и для предупреждения вытекания смазочного материала подшипниковые узлы снабжают уплотнительными устройствами.
Широкое распространение получили манжетные уплотнения (см. рис. 29.21). Их применяют при окружных скоростях до 15 м/с. Они надежны и обладают хорошими уплотняющими свойствами.
Щелевые уплотнения (см. рис. 29.20) применяют для подшипниковых узлов, работающих в чистой среде при скоростях до 5 м/с. Зазоры в них заполняют пластичным смазочным материалом.
Лабиринтные уплотнения (рис. 29.24). Уплотняющий эффект создается чередованием радиальных и осевых зазоров, которые образуют длинную узкую извилистую щель. Являясь бесконтактными, они при-
Рис. 29.24. Лабиринтное Рис. 29.25. Комбинированное
уплотнение уплотнение
годны для работы при скоростях до 30 м/с. Зазор в лабиринте заполняют пластичным смазочным материалом независимо от вида смазочного материала подшипника. Радиальные зазоры получают изготовлением деталей по посадке H11/d11.
Центробежные уплотнения применяют при окружных скоростях свыше 0,5 м/с. При смазывании подшипника пластичным смазочным материалом с внутренней стороны корпуса устанавливают маслосбра-сывающие кольца 2 (см. рис. 29.20) так, чтобы они выступали за стенку корпуса. Попадающее из картера на кольца во время работы жидкое горячее масло отбрасывается центробежной силой и не попадает в полость размещения пластичного смазочного материала, не вымывает его.
В ответственных конструкциях применяют комбинированныеуплотнения в различных сочетаниях, например лабиринтно-щелевое уплотнение (рис. 29.25).