Общие сведения. Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей
Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Они воспринимают силы, приложенные к валу или оси, и передают их на корпус машины. Качество подшипников взначительной степени определяет надежность машин.
В зависимости от вида трения подшипники делят на подшипники скольжения и подшипники качения.
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипникибывают:
радиальные — воспринимают радиальные силы, перпендикулярные оси цапфы;
упорные — воспринимают осевые силы;
радиально-упорные — воспринимают радиальные и осевые силы.
Упорные подшипники часто называют подпятниками.
Конструкции подшипников. Вбольшинстве случаев подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств. Конструкции подшипников разнообразны и зависят от конструкции машины. В простейшем виде подшипник скольжения представляет собой втулку (вкладыш), встроенную в станину машины (рис. 28.1). На рис. 28.2 и 28.3 подшипники имеют отдельный корпус, который крепят в станине машины.
Рис. 28.1. Неразъемный подшипник, встроенный в станину машины:
/ — втулка; 2— смазочная канавка; 3—стопорный вит-; 4—станина машины
Рис. 28.2. Фланцевый (неразъемный) подшипник
Рис. 28.3. Подшипник с разъемным корпусом и вкладышем
Основным элементом подшипника скольжения является вкладыш 1, который устанавливают в корпусе подшипника (рис. 28.3) или непосредственно в станине или раме машины (рис. 28.1).
Подшипники скольжения делят на неразъемные (см. рис. 28.2) и разъемные (см. рис. 28.3).
Неразъемные(глухие) подшипники применяют при малой скорости скольжения и работе с перерывами (механизмы управления).
Разъемныеподшипники имеют основное применение в общем и особенно в тяжелом машиностроении. Они облегчают монтаж валов.
При большой длине цапф применяют самоустанавливающиеся подшипники (рис. 28.4). Сферические выступы вкладышей позволяют им самоустанавливаться, компенсируя тем самым перекосы цапф от деформации вала и неточностей монтажа, обеспечивая равномерное распределение нагрузки по длине вкладыша.
Пример конструкции подпятникапоказан на рис. 28.5.
Рис. 28.4. Самоустанавливающийся Рис. 28.5. Подпятник
подшипник:1 — баббитовая заливка
Достоинстваподшипников скольжения. 1. Надежно работают в высокоскоростных приводах (подшипники качения в этих условиях имеют малую долговечность). 2. Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки вследствие больших размеров рабочей поверхности и высокой демпфирующей способности масляного слоя. 3. Работают бесшумно. 4. Имеют сравнительно малые радиальные размеры (см. рис. 28.1). 5. Разъемные подшипники допускают установку их на шейки коленчатых валов; при ремонте не требуют демонтажа муфт, шкивов и т. д. 6. Для тихоходных машин могут иметь весьма простую конструкцию (см. рис. 28.2).
Недостатки. 1. Впроцессе работы требуют постоянного контроля из-за высоких требований к наличию смазочного материала и опасности перегрева; перерыв в подаче смазочного материала ведет к разрушению подшипника. 2. Имеют сравнительно большие осевые размеры.
3. Значительные потери на трение в период пуска и при несовершен
ной смазке. 4. Большой расход смазочного материала, необходимое»
его очистки и охлаждения.
Применение. Подшипники скольжения применяют в машино-и приборостроении, когда применение подшипников качения невоз* можно или нецелесообразно:
1. Для валов машин с ударными и вибрационными нагрузками (двигатели внутреннего сгорания, молоты и др.).
2. Для коленчатых валов, когда по условиям сборки необходимы разъемные подшипники.
3. Для валов больших диаметров, для которых подшипники каче* ния не изготовляют.
4. Для высокоскоростных валов, когда подшипники качения не* пригодны вследствие малого ресурса (центрифуги и др.).
5. При очень высоких требованиях к точности и равномерности вращения (шпиндели станков и др.).
6. В тихоходных машинах, бытовой технике.
7. При работе в воде и агрессивных средах, в которых подшипники качения непригодны.