Система газотурбинного наддува
Наддув дизеля осуществляется от «свободного» (кинематически не связанного с коленчатым валом) турбокомпрессора – агрегата, объединяющего газовую турбину и воздушный компрессор.
Воздух, засасываемый из атмосферы, нагнетается компрессором через охладитель воздуха в надувочный коллектор, а оттуда в цилиндры дизеля.
Выхлопные газы из цилиндров дизеля поступают в выпускной коллектор, который подводит их к турбине, развивающей необходимую мощность для привода компрессора. Отработавшие газы выпускаются в атмосферу.
Наддув - это способ повышения мощности за счет одновременно увеличения массы воздушного заряда в рабочем цилиндре и количества впрыскиваемого топлива. Привод компрессора осуществляется газовой турбиной.
Основные параметры турбокомпрессора.
Давление наддува воздуха: Рв=0,16 МПа.
Коэффициент продувки: jпр = 1,1.
Воздушно-топливное отношение:
Массовый расход воздуха: Gair=1,19 кг/с
Степень повышения давления - 1,5.
Номинальный базовый диаметр колеса - 180 мм.
Температура газов перед турбиной (максимальная) - 700 0С.
КПД: компрессора - 0,78.
Турбины - 0,76.
Сухой вес ТК: - 120 кг.
Максимальная частота вращения - 25000 об/мин.
Система пуска
Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом. Воздух хранится в баллонах, куда он нагнетается компрессором. Давление контролируется манометром, установленном на трубке, соединяющей главные и дополнительный баллоны.
Во время пуска пневматическая система ДАУ обеспечивает подачу управляющего воздуха к главному пусковому клапану. Через открытый главный пусковой клапан сжатый воздух идет в главную магистраль, из которой подводится к воздухораспределителю, а от него к пусковым клапанам цилиндров.
Основные неисправности при пуске
ПУСК
Стоп-Вперед-К2 откр.,К1 закр. и снимет стоп с регулятора. Воздух от баллона →КР(12/6 кг/см2)→ПЗадатчик на выходе сигнал
1-5 .ПЗ→УСП(усилитель)→К 2→УС 1 откроется от К 7→УС 1→ИЛИ2→ИЛИ 3→открытый К 12 запитывает НЕ 3 и ИЛИ 11→пусковая ступень РС К 12.
ИЛИ 11→НЕ 4→управляющая полость НЕ 2 закроет его, снимая сигнал с управ. НЕ 3и НЕ 1(через ИЛИ 7). НЕ 1 и НЕ 3 откроются.
Через НЕ 1→УП (выводит рейки на подачу) и ГУ (зажмет всережимную пружину регулятора).
Через НЕ 3→ИЛИ 12→ГПК.
При достижении пусковых оборотов К12закроется, НЕ2 разгрузится через НЕ4→ИЛИ11→К12. НЕ2 откроется →закрытие НЕ1 и НЕ3. НЕ1 отключит ускоритель, НЕ3 отключит ГПК.
Упр.режимом: П3→УСП→К2→ИЛИ1→сервомотор регулятора.
РЕВЕРС «ВПЕРЕД-НАЗАД»
К2закр., К3 откр.→УС2 откр.,УС1 закр.
от К7→УС2→ИЛИ4→реле направления вращ К11(откр.) →ИЛИ8→КУР2→ИЛИ6→стоп рег. От ИЛИ8→НЕ5 (мех.тормоз) + ИЛИ7→НЕ1(блокир.ускорителя). От К7→открытый К15→баллон реверса Б2. К15→ИЛИ 9→НЕ4 (закр. и блокирует ГПК), исключает проход на НЕ 2 запрещая откр. НЕ3.
Распредвал переложился , К15 закрыт, К14 открыт, разгрузит упр. полость НЕ4 снят запрет откр. ГПК и баллон реверса Б2.
При пониж.оборотах 100-130 откр. К13 контр.воздуха РС.
ИЛИ 11→НЕ4→НЕ3закроется и разгрузит упр. полость НЕ2 (откр. его).
Через НЕ3→ИЛИ 12→ГПК (контр.воздух)
При пониж.обоотах 30-60 откр. К12 пуск. РС закроет НЕ5 и откл. мех.тормоза.С этого момента на НЕ2 через ИЛИ 11 и НЕ4 идет 2 сигнала от К12и К13, торможение только контр.воздухом.
К12→сервомотор ПБ снимет фиксацию рычага РНВ. При «стоп» и повороте в новом направл. перевод рычага в др. крайнее направление, фикс. сервомотором ПБ →К11 закр. →К10 откр.
ИЛИ 6→КУР2→ИЛИ 8→К11 разгрузка стоп у-ва регул. и ППЭ. Через ИЛИ 7, НЕ5 →разгрузка НЕ1→сигнал на УП и ГУ.
При остановке закр. К2,К3 и откр. К1.
К1→КУР1→УС3→ИЛИ5→ИЛИ6 подается стоп на СУ и ППЭ.
Экстренный останов дизеля: К5→СУ (черезИЛИ5, ИЛИ6).К4снимет пневмопитание системы управления.
Котельная установка
Для выработки насыщенного пара для хозяйственных нужд и для отопления, а так же для увлажнения воздуха в станциях кондиционирования воздуха, на пассажирском судне проекта 301 устанавливаются судовой вспомогательный и утилизационный котлы.
Завод изготовитель: ФЕБ «Комбинат Дампферцойгунгсбау Берлин», завод: «Дампфкессельбау Дрезден-Юбигау».
Установки выполнены так, чтобы они могли работать в безвахтенном режиме в течении 24 часов, т. е. без постоянного непосредственного наблюдения за ними.
Судовой вспомогательный котел.
Судовой вспомогательный паровой котел однобарабанный водотрубный с естественной циркуляцией воды.
Уровень воды в барабане котла может регулироваться на заданную величину путем включения и выключения одного из питательных насосов.
Технические характеристики:
Производительность максимальная продолжительная | 2500 кг/час |
Максимально допустимое рабочее давление | 1,0 МПа |
Рабочее давление установки | 0,6 МПа |
Максимальная температура насыщенного пара | 1650 С |
Температура питательной воды на выходе | 60 ÷ 900 С |
Температура отходящих газов за воздушным экономайзером | ≈ 2500 С |
Коэффициент полезного действия | 87,5 % |
Площадь нагрева – омываемая водой | 41,1 м2 |
Судовая установка утилизационного котла
Установка утилизационного котла состоит из утилизационного котла принудительной циркуляции с ребристыми трубами типа AKSR.
Данный котел на стороне газа состоит из двух котлов. Отдельное снабжение выхлопными газами осуществляется при помощи двух вспомогательных двигателей типа 6NVD 26/20 AL-1.
Технические характеристики:
Паропроизводительность | 500 кг/ч |
Максимальное допустимое рабочее давление | 1,3 МПа |
Диапазон рабочего давления | 0,3 ÷ 0,5 МПа |
Поверхность нагрева со стороны газов со стороны воды | 94,5 м2 22,1 м2 |
Количество отходящих газов | 2 × 3700 Кг/ч |
Температура выхлопных газов при входе при выходе | 3500 С 1870 С |
Другие установки
Установка для приготовления питьевой воды.
Потребность судна в питьевой и мытьевой воде покрывается путем обработки забортной воды в установках, смонтированных на борту судна в помещении холодильных машин.
Для этого служат 2 установки приготовления питьевой воды типа «ОЗОН 4». Производительность каждой установки составляет 4 м3/час.
Рефрижераторные установки.
Провизионная установка предусмотренная для частичного дополнительного охлаждения и для хранения в охлажденном виде провизии.
Провизионная установка состоит из двух компрессорных агрегатов в состав которых входит:
- поршневой компрессор типа H2-28/4-065
- электродвигатель трехфазного тока
- кожухотрубный конденсатор, 2,5 м2
- два фильтра/осушителя
- два насосных агрегата охлаждающей воды
Рефустановка для кондиционирования воздуха смонтирована в рефмашинном отделении. Она предназначена для охлаждения рассола, который в кондиционерах используется для охлаждения воздуха. Общая холодопотребность 890 кВт ± 5%.
На судне установлено два рефрижераторных комплекта состоящих из:
- винтовой компрессорный агрегат в который входит:
- винтовой компрессор S3-900
- двигатель трехфазного тока (160 кВт)
Уставы
На судне действует «Устав организации службы на судах МРФ РСФСР». Вот некоторые положения приведенные в нем:
- К командному составу относятся: капитан, штурманы (помощники капитана), механик и его помощники, электромеханик и помощники электромеханика, начальник радиостанции, а так же лица, совмещающие указанные должности.
К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
- Все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности.
- Лица командного и рядового состава, занимающие должности, должны иметь соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т. п.)
- Члены судового экипажа обязаны:
- нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью
- содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведывания
- знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил
- знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам; уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем и знать места их размещения
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ НА СУДАХ
Основными расписаниями по организации служб на судах являются: