Классификация и свойства нефтепродуктов
4.1. Огнеопасность нефтепродуктов определяется температурой вспышки их паров, т. е. самой низкой температурой горючего вещества, при которой над поверхностью образуются пары и газы, способные загораться в воздухе от внешнего источника зажигания.
4.2. Нефтепродукты по горючести в соответствии с ГОСТ 12.1.044—84 подразделяются на следующие группы:
трудногрючие (трудносгораемые) – вещества и материалы, способные возгораться в воздухе от источника зажигания, но не способны самостоятельно гореть после его удаления;
горючие (сгораемые) – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Из группы горючих веществ и материалов выделяют легковоспламеняющиеся вещества и материалы.
Легковоспламеняющиеся называются горючие вещества и материалы, способные воспламенятся от кратковременного (до 30 сек.) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламя спички, искра, тлеющая сигарета и т.п.)
4.3. К легковоспламеняющимся нефтепродуктам относятся те из них, которые имеют температуру вспышки в закрытом тигле 61 °С или 66 °С в открытом тигле.
4.4. Легковоспламеняющиеся жидкости по температуре вспышки классифицируются:
Легковоспламеняющиеся жидкости | Температура вспышки в тигле, оС | |
Закрытом | Открытом | |
Особо опасные | t ≦ -18 | t ≦ -13 |
Постоянно опасные | 23 ≧ t > -18 | 27 ≧ t > -13 |
Опасные при повышенной температуре | 23 < t ≦ 61 | 27 < t < 66 |
4.5. Температура нефтепродуктов при наливе в танкер должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5°С, в противном случае любой нефтепродукт следует относить к категории легковоспламеняющихся (летучих).
4.6. Темные нефтепродукты (мазут и др.) не создают высокой концентрации газов до тех пор, пока они не нагреты до температуры, превышающей температуру вспышки.
4.7. Пары нефтепродуктов тяжелее воздуха и медленно смешиваются с ним в условиях маловетрия, что способствует опасной загазованности судна во время погрузки и приема балласта в недегазированные танки.
4.8. При обнаружении паров в пустых закрытых пространствах следует особое внимание уделять придонному пространству, где вероятнее всего пары могут накапливаться.
4.9. Смесь углеводородов с воздухом не может гореть, если соотношение смеси газов и воздуха находится за пределами двух концентраций, известных как нижний и верхний пределы взрываемости (воспламеняемости),
4.10. Зона взрываемости паров углеводородов нефтепродуктов, перевозимых морем, практически находится в пределах от 1% смеси паров с воздухом по объему для НПВ и до 10% смеси паров с воздухом для ВПВ.
4.11. Аналогично объемным пределам взрываемости существуют температурные пределы взрываемости.
Нижний температурный предел взрываемости (воспламенения) у большинства нефтепродуктов соответствует температуре вспышки,
верхний—температуре нефтепродуктов, при которой упругость насыщенных паров в воздухе эквивалентна концентрации, соответствующей верхнему пределу взрываемости.
4.12. Для определения степени опасности необходимо замерить температуру паров нефтепродуктов в подпалубном пространстве или самого нефтепродукта в грузовом танке и сравнить с имеющимися данными по температурным пределам взрываемости (Приложение 1).
4.13. На груженом или недегазированном танкере при плавании в зонах с разной температурой атмосферного воздуха и забортной воды, зная температурные пределы взрываемости погруженного нефтепродукта, следует принять нужные меры безопасности (см. Приложение 1).
4.14. Если температура находящихся в грузовых танках паров нефтепродуктов поднялась выше нижнего температурного предела взрываемости, для охлаждения подпалубного пространства необходимо включить в работу систему орошения палубы.
4.15. Температура самовоспламенения нефтепродуктов, при которой их пары воспламеняются без применения открытого огня, является характеристикой степени пожарной опасности.
Температура самовоспламенения многих бункерных видов топлива и смазочных масел относительно низкая, поэтому нельзя допускать, чтобы они попадали на горячую поверхность механизмов в машинно-котельном отделении, что может вызвать их загорание, несмотря на отсутствие открытого огня.
4.16. Нефтепродукты восприимчивы к образованию в них опасных зарядов статического электричества, что необходимо учитывать при производстве грузовых и балластных операций (см. п. 17 «Предотвращение образования опасных зарядов статического электричества»):
4.16.1. Бензины, керосины, а также дизельные топлива и масла являются восприимчивыми к образованию опасных зарядов статического электричества благодаря их низкой проводимости.
4.16.2. Сырые нефти, мазуты, содержащие большое количество примесей, значительно меньше аккумулируют в себе заряды электричества.
Когда в нефтепродуктах присутствует даже небольшое количество воды во взвешенном состоянии, а также воздуха или окислов металлов, их опасность к образованию опасных зарядов статического электричества резко увеличивается.
4.17. Скорость образования и величина электрических зарядов в большой степени зависят от вязкости нефтепродуктов: чем больше вязкость, тем меньше способность к насыщению статическим электричеством.
4.18. В нефтепродуктах опасные величины потенциалов статического электричества образуются при:
· движении по трубопроводам со скоростью, превышающей 1 м/с (см. разд. I, п. 17.10);
· свободно падающей струе груза (погрузка «через верх»);
· при продувании сжатым воздухом или паром грузовых шлангов.
4.19. Нефтепродукты и их газы обладают ядовитыми свойствами и при несоблюдении правил обращения с ними могут вызвать отравления.
Газы нефтепродуктов проникают в организм человека с воздухом при вдыхании, через кожу и пищеварительный тракт.
4.20. Первые признаки отравления нефтяными газами напоминают симптомы опьянения (повышенная веселость, желание петь, головокружение, пониженное чувство ответственности).
При входе в помещение с большим содержанием паров нефтепродуктов (36—45 мг/л) отравление происходит очень быстро, что может привести к прекращению дыхания, остановке сердца и смерти.
Запрещается посылать человека в отсек без предварительного анализа воздуха газоанализатором на содержание паров углеводорода, а также минимального объемного содержания кислорода, которого должно быть не менее 20%.
Только в те отсеки, где содержание нефтяных паров не превышает санитарной нормы (Приложение 2), можно посылать человека без автономного дыхательного противогаза (см. разд. I, п. 19).
4.21. В состав некоторых сортов нефти входит опасный газ—сероводород. Если содержащийся в грузе сероводород находится в концентрациях, опасных для вдыхания, грузоотправитель обязан уведомить об этом капитана танкера в письменной форме.
4.22.При производстве грузовых операций и транспортировке грузов, содержащих сероводород, или при приемке балласта после выгрузки таких грузов необходимо принимать дополнительные меры безопасности указанные в разд. I, п. 14 настоящих Правил.
4.23. Этилированные нефтепродукты отличаются от обычных тем, что к ним для улучшения антидетонационных свойств добавляется ядовитая этиловая жидкость (тетраэтилсвинец).
При перевозке на танкерах этиловой жидкости и этилированных нефтепродуктов необходимо соблюдать специальные санитарные правила, утвержденные органами здравоохранения, и принимать дополнительные меры безопасности, указанные в разд. I, п. 14 настоящих Правил.