Система смазки главного редуктора.
Главный редуктор имеет автономную одноконтурную систему смазки многоразового использования.
Система смазки обеспечивает подачу масла под давлением к подшипникам и зубчатым колесам, их смазку, охлаждение и вынос продуктов изнашивания из редуктора. Параметры масляной системы приведены в табл._6.1.
В систему смазки редуктора (рис._6.7.)
Рис. 6.7. Система смазки главного редуктора:
1 - поддон редуктора: 2 - датчик-сигнализатор опасной температуры масла в редукторе; 3 - датчик температуры масла; 4 - масляный фильтр тонкой очистки; 5 - редукционный клапан: 6 - нагнетающая ступень масляного агрегата; 7 - откачивающие ступени масляного агрегата; 8 - вентиляторная установка; .9 - воздушно-масляные радиаторы; 10 - датчик давления масла; 11 -суфлер; 12 - сетчатый фильтр; 13 - наливная горловина; 14 - масломерное стекло; 15 - магнитная пробка
входят: поддон редуктора, масляный агрегат, воздушно-масляные радиаторы, маслофильтры, фильтр-сигнализатор стружки ФСС-1, система внутренних каналов редуктора с жиклерами и форсунками, шланги и приборы контроля работы системы.
Масляным баком системы является поддон редуктора, в который заливают масло через заливную горловину с фильтром.
Для контроля за уровнем масла на горловине установлено масломерное стекло с рисками. На корпусе заливной горловины против этих рисок выбиты надписи "ПОЛНО" и "ДОЛЕЙ". В поддоне имеется специальный отсек охлажденного масла, поступающего из маслорадиаторов.
Охлажденное масло забирается нагнетающей секцией масляного агрегата и под давлением через фильтр тонкой очистки подается в систему каналов с форсунками и жиклерами на смазку зубчатых колес и подшипников редуктора.
В каналы редуктора масло подается из полости фильтра топкой очистки по двум основным направлениям. По каналу через маслоперепускную втулку в центральной расточке поддона масло поступает в кольцевой канал маслопровода, откуда через маслоперепускную втулку - в кольцевую масляную полость вала несущего винта и далее по сверлениям в диске вала и корпусе сателлитов в верхний коллектор на смазку зубчатых зацеплений дифференциала, подшипников сателлитов и вала несущего винта. По боковому каналу в приливе поддона масло поступает в каналы корпуса редуктора, откуда направляется в кольцевую полость, образованную корпусом подшипников II ступени редуктора и кольцевую полость горизонтальной перегородки корпуса редуктора. Через форсунки и жиклеры масло подается на смазку зубчатых зацеплений I ступени, а также на смазку зубчатого зацепления и подшипников вала ведущего зубчатого колеса II ступени.
Из кольцевой полости корпуса подшипников по каналам корпуса промежуточных зубчатых колес, через средний и нижний коллекторы масло поступает на смазку подшипников и зубчатых колес замыкающей цепи дифференциала. Одновременно через каналы, выполненные в передней крышке корпуса редуктора, масло подается на смазку деталей муфт свободного хода и привода вентилятора, а также по каналу в приливе корпуса вала несущего винта на смазку верхних подшипников вала несущего винта.
Из кольцевой полости горизонтальной перегородки масло поступает на смазку подшипников и зубчатых колес привода рулевого винта и приводов агрегатов, Нагревшееся масло после смазки деталей редуктора стекает в нижнюю часть редуктора и через сетчатый фильтр поступает в горячий отсек поддона редуктора, откуда двумя откачивающими секциями масляного агрегата по шлангам подается в воздушно-масляные радиаторы на охлаждение. Каждая откачивающая секция масляного агрегата подает масло в один из радиаторов маслосистемы редуктора.
В масляную магистраль между нижней откачивающей секцией и воздушно-масляным радиатором установлен фильтр-сигнализатор ФСС-1. Охлажденное в маслорадиаторах масло по трубопроводу поступает обратно в поддон к нагнетающей секции маслоагрегата, откуда под давлением вновь подается на смазку деталей редуктора.
Полости поддона охлажденного и нагретого масла разделены перегородкой и через отверстия сообщаются между собой, что обеспечивает смазку деталей редуктора без охлаждения масла при выходе из строя внешней маслосистемы редуктора. В этом случае уровень масла понижается, откачивающие секции прекращают откачку масла из поддона, а нагнетающая секция продолжает подавать неохлажденное масло и каналы редуктора.
Контроль за температурой масла в системе осуществляется термометром ТУЭ-48, датчик которого расположен в холодном отсеке поддона, давление масла на входе в редуктор измеряется манометром из комплекта трехстрелочного индикатора ЭМИ-ЗРВИ, датчик которого ИД-8 установлен в редукторном отсеке. Контроль минимального давления осуществляется датчиком МСТВ-2,5С, установленным на редукторе. Указатели приборов, а также табло фильтра-сигнализатора стружки, минимального давления и опасной температуры масла в редукторе расположены на правой приборной доске.
Масляный агрегат редуктора, установленный в нижней части поддона, имеет три насосных секции и редукционный клапан. Масляный агрегат (рис._6.8.)
Рис. 6.8. Масляный агрегат
1- винт регулировочный; 2- пружина; 3- редукционный клапан; 4,9,14,15- зубчатые колеса; 5- заборный кожух; 6- бронзовая ось; 7- ведущий валик; 8,11,12- корпусы; 10- проставка; 13- пробка; 16,17- штуцера
состоит из трех корпусов 8, 11 и 12, проставки 10, заборного кожуха 5, зубчатых колес 4, 9, 14, 15, ведущего валика 7, оси 6, редукционного клапана 3, пробки 13.
Корпусы масляного агрегата и проставка отлиты из магниевого сплава. Они имеют колодцы для монтажа зубчатых колес маслонасосов и ряд масляных каналов для входа и выхода масла. Корпусы, проставка и заборный кожух соединены стяжными шпильками. Уплотнение по разъемам осуществляется резиновыми уплотнительными кольцами.
Зубчатые колеса имеют зубчатые венцы с цементированными зубьями. Ведущие зубчатые колеса 9 и 14 имеют центральные цилиндрические расточки со шпоночными канавками для установки на общем ведущем валике 7 на четырех сегментных шпонках. Ведущий валик 7 в верхней части имеет шлицевой хвостовик для соединения с приводом, опирается на четыре бронзовые втулки, запрессованные в расточки корпусов и проставки.
Ведомые зубчатые колеса 4 и 15 установлены на общей бронзовой оси 6, которую монтируют с небольшим натягом в расточках корпусов и проставке масляного агрегата.
Для регулирования давления масла в нагнетающей магистрали редуктора в корпусе 12 нагнетающей секции агрегата установлен редукционный клапан 3, поджатый к седлу корпуса пружиной 2, натяжение которой регулируется винтом 1. Корпус клапана фланцем укреплен снизу на шпильках корпуса нагнетающей секции масляного агрегата. Регулировочный винт снаружи закрыт колпачковой гайкой.
В корпусе 12 установлены штуцера 16 и 17, которые соединены каналами с откачивающими секциями маслоагрегата, через них масло отводится к маслорадиаторам.
Сетчатый фильтр 11 (см._рис._6.4.)
Рис. 6.4. Поперечный разрез нижней части редуктора ВР-8А
1- ведущее зубчатое колесо; 2- шлицевая втулка; 3,10- цилиндрические зубчатые колеса;4- регулировочное кольцо; 5- стакан; 6,7,8,9- конические зубчатые колеса
тонкой очистки установлен в расточке передней части поддона и предназначен для очистки масла, подаваемого на смазку деталей редуктора, от механических примесей.
Фильтр набран из сетчатых фильтрующих элементов, установленных на цилиндрическом стержне с окнами для прохода масла и закрепленных совместно с упорной втулкой, конической пружиной и нажимным диском специальным переходником, ввернутым в носок стержня. Каждый фильтрующий элемент состоит из фигурной шайбы, на которую смонтированы попарно каркасные и фильтрующие сетки, завальцованные по периметру в дюралюминиевые кольца. Между элементами на стержне установлены металлические кольца. Стержень ввернут в крышку фильтра, а внутрь стержня через осевое отверстие крышки вмонтирована резьбовая втулка, связанная с ручкой, расположенной на наружной стороне крышки. При повороте ручки резьбовая втулка наворачивается на шпильку в расточке поддона, чем и обеспечивается крепление фильтра.
Для осмотра фильтра без слива масла из поддона редуктора в днище колодца установлены два клапана, которые при монтаже фильтра открываются при нажатии диска фильтра, а при снятии фильтра закрываются своими пружинами.
Фильтр-сигнализатор стружки ФСС-1 предназначен для фильтрации откачивающего из редуктора масла и выдачи сигнала при появлении металлической стружки в масле.
Фильтр-сигнализатор (рис._6.9.)
Рис. 6.9. Фильтр-сигнализатор стружки ФСС-1:
1 - корпус; 2- перепускной клапан; 3 - сетчато-щелевой фильтр; 4, 12 - стаканы; 5 колпачок пластмассовый, 6 - пружина; 7 - гнездо; 8 - втулка; .9 - магнит; 10 - пластины фильтра; 11 - обратный клапан; 13 - защелка
включает: корпус 1, сетчато-щелевой фильтр 3, перепускной клапан 2, обратный клапан 11, колпачок-крышку 5 и штуцера входа и выхода.
Сетчато-щелевой фильтр состоит из корпуса, обтянутого сеткой, и пластинчатого фильтра, состоящего из четырех пластин 10, проложенных между дистанционными шайбами.
С одной стороны на пластинах нанесен изоляционный слой, который образует щелевой зазор 0,1...0,2 мм для прохода масла. Для повышения эффективности улавливания частиц внутри гнезда 7 установлен магнит 9.
Контакт от щелевого фильтра выведен на штепсельный разъем, смонтированный на корпусе фильтра. Масло, подаваемое нижней откачивающей секцией масляного агрегату, по трубопроводу поступает через штуцер входа в фильтр-сигнализатор, где проходит фильтрацию, и через обратный клапан 11 фильтра подается в магистраль к маслорадиатору. При засорении фильтра от перепада давления на входе и выходе 0,2...0,24 МПа (2...2,4 кгс/см2) срабатывает перепускной клапан 2 и масло, минуя фильтр, поступает к маслорадиатору. При появлении металлической стружки в масле и замыкании пластин щелевого фильтра выдается электрический сигнал на табло Стружка в масле.
Наличие металлических частиц в масле определяется и при контроле состояния трех магнитных пробок, установленных на поддоне редуктора. Каждая пробка 40 (см._рис._6.3.)
Рис. 6.3. Продольный разрез редуктора ВР-8А:
1, 2- ведущие зубчатые колеса второй и первой ступени; 3, 5 - ведомый и ведущий валы муфты свободного хода; 4 - сепаратор с роликами; 6 - корпус подшипника; 7- шлицевая втулка; 8 - сферическая пята; 9-рессора привода вентилятора; 10, 13 - ведущее и ведомое зубчатые колеса привода вентилятора; 11 - промежуточные колеса привода вентилятора; 12- крышка привода вентилятора; 14 - шлицевый фланец привода; 15 - передняя крышка корпуса; 16, 29 - ведомые зубчатые колеса I и II ступени; 17 - корпус редуктора; 18 - корпус вала несущего винта; 19 - колоколообразное зубчатое колесо; 20, 45 - верхний и нижний венцы двойного зубчатого колеса; 21 - корпус сателлитов; 22-вал несущего винта; 23 - маслоперепускная труба; 24 - крышка; 25 - ведущее зубчатое колесо дифференциала; 26 - сателлит; 27-коллекторы маслосистемы; 28-промежуточные зубчатые колеса; 30 - вертикальный вал; 31 - корпус привода рулевого винта; 32 - ведомое зубчатое колесо привода рулевого винта; 33- шлицевый фланец привода; 34 - корпус лабиринтного уплотнения; 35 - ведущее зубчатое колесо привода рулевого винта; 36- ведущее зубчатое колесо приводов агрегатов; 37 - сетчатый фильтр; 38 - поддон редуктора; 39 - маслотрубопровод; 40- магнитная пробка; 41, 42 - нижняя и верхняя маслоперепускные втулки; 43- шлицевая втулка; 44 - корпус промежуточных зубчатых колес; 46 - опора двойного зубчатого колеса
представляет собой стержень с рукояткой, в глухой расточке которого зафиксирован магнитный сердечник. В место установки пробки запрессован стакан с запорным клапаном, предотвращающим утечку масла из поддона при снятии пробки.