Краткие теоретические сведения. Контактная сеть, работающая на открытом воздухе, подвергается воздействию ветра, гололеда, низких температур
Контактная сеть, работающая на открытом воздухе, подвергается воздействию ветра, гололеда, низких температур, грозовых перенапряжений и т.п. При воздействии ветра на контактную сеть происходит отклонение контактного провода от нормального положения, что может привести к сходу его с полоза токоприемника и, следовательно, к срыву струн, поломке токоприемника, а иногда и к обрыву контактного провода. Кроме того, при ветре значительно повышается нажатие токоприемника на контактный провод. Чаще эти случаи происходят в местах, не защищенных от воздействия ветра: на высоких насыпях, в степных районах, при пересечениях рек и оврагов. Для устойчивой работы контактной сети в этих условиях на основе метеорологических наблюдений с учетом рельефа и особенностей местности разрабатывают специальные организационно-технические мероприятия. При этом учитывают опыт эксплуатации предшествующих лет на данной и других дистанциях электроснабжения.
Чтобы контактная сеть обеспечивала бесперебойность движения поездов в условиях ветровых воздействий, необходимо выявлять ветровые участки, соблюдать требуемые натяжения проводов, проектные расстояния от контактного провода до расположенных над ним устройств, размеры зигзагов у опор и выносов проводов в пролете, а также выполнять меры повышения ветроустойчивости контактной сети.
Опасные повреждения контактной сети вследствие воздействия ветра возникают при сходе контактного провода с полоза токоприемника. Провод попадает под полоз, и токоприемник при движении срывает струны и фиксаторы, разрушается сам, а иногда вызывает и обрыв контактного провода.
Значительное усиление ветрового воздействия наблюдается в местах, не защищенных от ветра, направленного поперек пути: на высоких насыпях, в степных районах, поймах рек и оврагов.
Для того чтобы контактная подвеска не потеряла проектной ветроустойчивости, тщательно выдерживают полагающиеся при данных условиях натяжения всех проводов, а также размеры зигзагов у опор и выносов проводов в пролете. Кроме того, проверяют, не сместились ли струны и фиксаторы относительно нормального положения в силу тех или иных причин (например, в результате естественной вытяжки проводов после монтажа).
В местах, подверженных особенно сильным ветровым воздействиям, при наличии в цепной подвеске двух контактных проводов монтируют ветроустойчивую ромбовидную подвеску. На линиях с одним контактным проводом можно применить ветроустойчивую цепную подвеску с оттяжными тросами, где на основных стержнях фиксаторов устанавливают ролики, с помощью которых оттяжными тросами контактный провод подтягивается ближе к оси пути.
Большое значение имеет ветровая устойчивость сочлененных фиксаторов, так как раскрытие фиксаторов, происходящее даже на участках с двумя контактными проводами, вызывает тяжелые повреждения. Для предотвращения таких раскрытий вместо гибких струн в ветровых местах монтируют жесткие распорки, выполненные из трубы или уголка, которые не позволяют подниматься основному стержню фиксатора, т. е. предотвращают создание условий для раскрытия фиксатора.
В местах, менее подверженных ветровым воздействиям, где жесткие струны не устанавливают, проверяют, имеется ли и правильно ли установлено ограничительное ушко в месте крепления дополнительного фиксатора к основному стержню. Это ушко также предотвращает раскрытие фиксатора при упоре в него дополнительного фиксатора.
Для предотвращения опрокидывания легких изолированных и прямых консолей применяют жесткие тяги из труб вместо растянутых, выполненных из стального прутка. Во избежание возможных ударов по фиксаторам при повышенном отжатии провода токоприемником во время ветра устанавливают ограничители подъема дополнительных фиксаторов на основном стержне фиксатора.
Ветровое воздействие, кроме горизонтальных отклонений проводов, может вызвать и вертикальные перемещения, которые называют автоколебаниями, или «пляской» проводов.
Автоколебания происходят под действием сил, возникающих при обтекании воздушным потоком проводов, имеющих несимметричную форму поперечного сечения. Чаще всего это наблюдается при отложении на проводах гололеда. Автоколебания обычно возникают на участках, где провода не защищены от ветровых воздействий: в безлесных и незастроенных местностях. Размах колебаний весьма значителен (до 1 м и более), а частота, т. е. количество перемещений в одну и другую стороны от равновесного положения за единицу времени, достигает 40—60 периодов в 1 мин (0,6—1 Гц), и длина волны может быть различной: в два пролета и менее.
Сами по себе автоколебания затухают только тогда, когда изменяются вызвавшие их условия (например, прекращается ветер или тает гололед). Обычно приходится прибегать к различным мерам для их устранения. В противном случае возможны серьезные повреждения устройств контактной сети и воздушных линий.
Для предотвращения появления автоколебаний целесообразно иметь вдоль электрифицированной линии лесные полосы, защищающие контактные подвеску и воздушные линии от действия ветра. Применяют разбивку опор с пролетами разной длины. Хорошие результаты дает ромбовидная контактная подвеска, при которой автоколебания не возникают. Если автоколебания появились при наличии на проводах гололеда, принимают меры для его удаления.
Эффективным средством борьбы с вертикальными автоколебаниями является установка в отдельных пролетах контактной подвески между несущим тросом и контактным проводом динамических поглотителей колебаний (демпферов). В этих устройствах имеется жестко связанная с корпусом пружина, на которой укреплен поршень с грузом. При возникновении вертикальных колебаний в демпфере появляется значительное трение, способствующее их затуханию. Снижению амплитуды колебаний способствуют простые опорные струны, применяемые в опорных узлах совместно с рессорными тросами, аэродинамические гасители в виде пластин, устанавливаемых на несущем тросе, или навиваемых на него проволок диаметром 2—3 мм. Проволоку располагают в средней части пролета на 30—90% его длины беспорядочно с чередованием навивки и на разных расстояниях от поверхности троса, для чего ее предварительно деформируют.
Наиболее опасным для контактной сети является образование гололеда на ее проводах и устройствах. Гололед откладывается одновременно на большом протяжении, что осложняет его ликвидацию. Для борьбы с этим явлением применяют профилактический подогрев, электрическую плавку, механические и химические средства. При профилактическом подогреве для предотвращения образования гололеда необходима плотность тока 2,5—3,5 А/мм2, а для оплавления уже образовавшегося гололеда — 6,5—8 А/мм2.
На линиях переменного тока применяют электрические схемы для плавки гололеда без прекращения движения поездов. Для этого на одной из подстанций питающие линии включают на контактную сеть каждого пути (на двухпутных участках) от разных фаз А и В, на соседней подстанции соединяют контактную сеть обоих путей между собой. В результате от одной фазы к другой проходит ток независимо от движения электропоездов. Электроснабжение ЭПС осуществляется, как и обычно, с использованием фазы С. Для плавки по одному пути собирают схему через подстанцию с включением встречно разных фаз.
На линиях постоянного тока для плавки гололеда используют схему, при которой ток проходит от плюсовой шины к минусовой. Недостаток этой схемы в том, что она требует прекращения движения поездов.
Более прогрессивной является схема профилактического подогрева контактной сети постоянного тока без прекращения движения поездов с использованием прогревочного агрегата. Для этого плюсовый вывод прогревочного агрегата подключают к подвеске I пути, а минусовый — к подвеске II пути. Для электроснабжения ЭПС используют рабочий агрегат, подключаемый только к подвеске одного пути. Ток прогрева складывается из рабочего и прогревочного токов.
Механическое удаление гололеда с контактных проводов осуществляют несколькими способами. Наиболее эффективной является гололедоочистительная установка МОГ-1, установленная на изолированной вышке автомотрисы или дрезины. Она состоит из барабана, смонтированного на наклонной раме, и приводится в работу бензоэлектрическим агрегатом АБ-4Т/230. На барабане закреплены круглые стальные прутки, которые при вращении барабана ударяют по рабочей части контактного провода и обивают гололед. В пределах рабочей высоты обеспечивается нажатие 100—150 Н.
Гололед счищают при скорости движения 20—60 км/ч в зависимости от его толщины и плотности. Раму располагают наклонно в сторону, противоположную движению, чтобы предотвратить недопустимое поджатие провода.
В районах с особо интенсивным гололедом толщиной более 15 мм применяют двухбарабанную установку МОГ-2, в которой совмещение двух барабанов на одной раме повышает эффективность очистки.
Установки МОГ-6, МОГ-7 имеют двухбарабанную конструкцию, они выполнены на телескопическом подъемнике с изолирующим валом и монтируются на автомотрисе или на прицепной платформе. В транспортном положении барабаны находятся на высоте 4,66 м от уровня головки рельса, а при работе в пределах рабочей высоты контактного провода — на высоте 5,55—6,8 м, обеспечивая нажатие в пределах 70—200 Н.
Гололед небольшой толщины (2—3 мм) можно счищать токоприемниками с вибрационной установкой при движении со скоростью до 40 км/ч. Это устройство монтируют вместо полоза на переднем по ходу токоприемнике электровоза. Вибрационный полоз состоит из двух уголков, выгнутых по форме нормального полоза. Под действием сжатого воздуха уголки вибрируют и сбивают гололед с рабочей поверхности контактного провода. В последнее время применяют пневмовибраторы.
В качестве противогололедной смазки для токоприемников ЭПС и разъединителей контактной сети используют смазку ЦНИИ-КЗ. Разъединители покрывают этой смазкой перед наступлением каждого гололедного сезона, т.е. 2 раза в год: в конце осени и перед концом зимы. Срок работы этой смазки в зависимости от сопутствующих метеорологических условий составляет 30—45 суток.
Опыт эксплуатации электрифицированных участков, расположенных в гололедных районах, показывает целесообразность совместного применения электрических и механических способов борьбы с гололедом. Благодаря совместному использованию плавки гололеда и установок по механической очистке сокращается время, необходимое для его удаления. В начале плавки поднимают температуру контактного провода выше 0 °С и расплавляют прилегающие к проводу слои гололеда, после чего гололедные образования теряют сцепление с контактным проводом и легко удаляются виброустановками и полозами токоприемников ЭПС.
Хороший эффект достигается также при совместном применении химических и механических средств борьбы с гололедом. Поверхностная пленка противогололедной смазки значительно снижает силу сцепления гололеда с проводом, что облегчает условия очистки.
Для предотвращения гололеда эффективны также лесопосадки вдоль железнодорожного полотна, которые не только снижают силу воздействия ветра на цепную подвеску, но и уменьшают отложения.
В зимнее время создаются условия, осложняющие работу полукомпенсированных цепных подвесок и воздушных линий, так как натяжение несущих тросов и других некомпенсированных проводов значительно увеличивается, а стрелы провеса контактных проводов получают отрицательные значения. В результате этого контактный провод приближается к основному стержню фиксатора, ухудшается качество токосъема и возможны удары токоприемников по фиксаторам. Повышенное натяжение может вызвать обрыв несущего троса и других проводов в тех местах, где была нарушена целость отдельных жил или допущено завышение натяжения в процессе регулировки. Кроме того, при значительных отрицательных стрелах провеса могут произойти поджатия токонесущих проводов к заземленным конструкциям и в результате — пережог проводов. Возможен излом деталей, изготовленных из кипящей стали.
В условиях низких температур происходит застывание смазки в шарнирах токоприемников, если смазка не предназначена для работы при таких температурах. Это вызывает уменьшение активного и увеличение пассивного нажатий токоприемников вследствие, возрастания сил трения в шарнирах, ухудшение контакта полоз — провод и в результате повышенный износ контактного провода, его пережоги и поломку токоприемника. Застывание смазки, если она не заменена на зимнюю (ЖТ-79л, ЖТ-72 или ЖТКЗ-65), происходит также в компенсирующих устройствах, разъединителях и приводах.
Порядок выполнения
1. Согласно заданию дать описание отрицательного воздействия на работу контактной сети тяжелых метеоусловий.
2. Определить мероприятия предотвращающего характера.
Содержание отчета
1. Описание отрицательного воздействия тяжелых метеоусловий на работу контактной сети.
2. Перечень мероприятий предотвращающего характера.
3. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Каким образом отрицательные температуры влияют на работу контактной сети?
2. Когда наблюдается выпадение гололеда на контактную подвеску?
3. Какие способы борьбы с гололедом вам известны?
4. Существуют ли меры предупреждающего характера в борьбе с гололедом?
5. Каким образом можно предотвратить автоколебания проводов контактной сети?
Практическое занятие № 24