Устройство и принцип работы кшм и грм
КШМ предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движения коленвала.
Составные части:
блок цилиндров с картером
головка блока
поршневая группа
шатуны
коленчатый вал
маховик
Блок цилиндров с картером из алюминиевого сплава, состоит из двух полублоков, расположенных под углом 90°. Стенки блока составляют водяную рубашку цилиндров. В нижней части стенок цилиндров выполнены гнезда под гильзы цилиндров. Гильзы вставные, мокрые из серого чугуна. В верхней части запрессованная втулка из специального чугуна, повышающая долговечность гильзы.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Для улучшения прирабатывания они покрыты слоем олова. Поршень состоит из днища, головки, юбки. В головке выполнены кольцевые проточки для поршневых колец. В юбке - отверстия для поршневого пальца, называется бобышками. Поршневые кольца: верхние - компрессионные, нижние - малосьемные, изготовлены из серого чугуна.
Поршневые пальцы: предназначены для сочленения поршня с шатуном, пальцы плавающего типа, стальные, от осевого перемещения удерживаются стопорными кольцами.
Шатун - передает усилие от поршня на коленчатый вал. Он стальной, двутаврового сечения. На одну шатунную шейку коленвала устанавливается два шатуна. В верхнюю головку шатуна вставляются бронзовые втулки с отверстием для смазки. Нижняя головка шатуна разъемная. Нижняя часть разъема, называется крышкой, присоединяется болтами. По всей длине шатуна выполнено отверстие для подачи масла к кольцу, а в нижней головке - отверстие для впрыскивания масла на стенки цилиндра.
Коленчатый вал воспринимает усилия от поршней и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик передается на агрегаты трансмиссии.
Коленвал пятиопорный, отлит из высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки полые. Вал имеет шесть противовесов и по всей длине имеет масляный канал с отверстиями в шейках. В передней части выполнены посадочные поверхности со шпоночными канавками для шкива и распределительной шестерни.
На концах коленвала при его установке ставятся сальники. Задний конец заканчивается фланцем для крепления маховика. В торце заднего конца - расточка для подшипника переднего конца первичного вала коробки передач.
Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные вкладыши, изготовленные из стальной ленты, залитой антифризным слоем.
Маховик предназначается:
для вывода поршней из мертвых точек и создания плавного вращения коленвала;
является ведущим диском сцепления;
для запуска двигателя стартером;
для установки зажигания.
Маховик отлит из чугуна и крепится к фланцу коленвала. Отверстия для крепления расположены не симметрично. По периметру маховика зубчатый венец для привода от шестерни стартера. В обод маховика запрессован шарик для установки зажигания.
Картер отлит заодно с блоком цилиндров. В его ребрах крепятся коленчатый и распределительный валы.
В нижней части картера крепится поддон, который является резервуаром для масла. К блоку цилиндров крепятся различные приборы системы двигателя.
Газораспределительный механизм служит для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси и удаления отработанных газов.
Составные части:
распределительный вал;
толкатели;
штанги;
коромысла;
оси коромысел;
клапаны с деталями их крепления;
направляющие втулки клапанов;
распределительные шестеренки.
Распределительный вал служит для своевременного открывания клапанов в порядке работы цилиндров. Он стальной, кованный вращается с пяти подшипниками, представляемые собой втулки из сталелистовой ленты.
На валу выполнены пять опорных шеек, шестнадцать кулачков, шестерня привода масляного насоса и прерывателя.
Толкатель заканчивается закаленной цилиндрической поверхностью, которая действует на стержень клапана. В короткое плечо ввертывается регулировочный болт, который стопорится гайкой.
Клапаны изготовлены из жаропрочной стали (рассказать и показать крепление клапана). Направляющие втулки клапанов изготовлены из металлокерамики.
Седла клапанов изготовлены из специального чугуна, рабочая фаска под углом 45°.
Зазор между стержнем клапана и коромыслом нормальный 0,29 - 0,3 - на холостом ходу.
Распределительные шестерни , детали ГРМ приводятся в действие парой распределительных шестеренок. Ведущая чугунная, насажена на коленчатый вал и ведомая текстолитовая, насажена на распределительный вал. Для установки шестерен на них имеются метки.
Уход за механизмами:
При КО: запустить двигатели и проверить работу (прослушав) на всех режимах работу КИП.
При ЕТО: очистить двигатели, проверить работу на всех режимах, работу КИП. Услышав стук клапанов, произвести регулировку.
При ТО-1 и ТО-2: Выполнить работы ЕТО. Провести затяжку гаек шпилек головки блока. Подтягивать на холодном двигателе.