Полупроводниковый вентиль ВЛ-200
На (рис. 4.39) показан схематический разрез кремниевого диода. Пластинка ср-п переходом, состоящая из слоев алюминиевого сплава 8, высоколегированного кремния 9, кремниевого диска 10, припаяна сплавом серебра с сурьмой 11 к нижнему вольфрамовому диску 12. Последний при помощи припоя связан с массивным медным основанием. Верхняя часть кремниевой пластины спаяна с верхним вольфрамовым диском 7, к которому припаяна медная чашечка 6, а к ней — наконечник 4 внутреннего гибкого медного вывода. Вольфрамовые диски, обладающие близким к кремнию температурным коэффициентом линейного расширения, уменьшают механические напряжения, возникающие между кристаллом кремния и медным основанием при нагреве током областир-п перехода. Кремниевый и вольфрамовые диски заключены в стальной эмалированный корпус 5, связанный с выводной втулкой 1 при помощи слоя напряженного свинцового стекла 2. Спай стального корпуса со свинцовым стеклом выполнен через слой эмали 3 и является изолятором. Внутренний гибкий вывод компенсирует тепловые деформации, а наружный вывод обеспечивает гибкую связь с токоведущими частями других аппаратов. Медное основание вентиля имеет шпильку с резьбой М14 для
Рис. 4.39. Кремниевый диод:
1 — выводная втулка; 2 — свинцовое кольцо; 3 — слой эмали; 4 — наконечник; 5 — корпус; б — медная чашечка; 7— верхний вольфрамовый диск; 8 — слой алюминиевого сплава; 9 — слой высоколегированного кремния; 10 — кремниевый диск; 11 — сплав серебра; 12 — нижний вольфрамовый диск; 13 — медное основание; 14 — шпилька
крепления охладителя. Мощные кремниевые вентили на подвижном составе имеют воздушное охлаждение. При воздушном охлаждении массивный медный вывод (основание) вентиля ввинчивают в металлический охладитель, имеющий развитую ребристую поверхность. При принудительном воздушном охлаждении охладители заключают в кожух, через который пропускают воздух, нагнетаемый венти-
лятором. В основании корпуса охладителя имеются отверстия для изолированных стержней, на которых в зависимости от схемы преобразователя может быть укреплено несколько вентилей.
Лавинные диоды. Несмотря на высокую степень чистоты исходного материала, структура электронно-дырочного перехода неравномерна. При этом возникают местные сужения перехода и появляются локальные участки, напряженность электрического поля в которых при приложении обратного напряжения может повышать среднее значение, характерное для данного перехода. Неравномерность структуры р-п перехода возрастает по мере приближения его к выводу на поверхность. Это объясняется большой концентрацией посторонних частиц, попадающих в переход в процессе его изготовления. Повышенная неравномерность обусловливает появление больших локальных сужений в структуре перехода и, следовательно, соответственно больших значений напряженности поля при приложении обратного напряжения. Поэтому вероятность пробоя электронно-дырочного перехода вблизи вывода его на поверхность выше, чем в средней части. В настоящее время в ВУ подвижного состава применяют лавинные вентили. У этих вентилей путем специальных мероприятий снижают напряженность поля в области вывода/>-я перехода на поверхность. В таких диодах в месте вывода р-п перехода на поверхность с пластины кремния снимают по окружности фаску под определенным углом. Кроме того, в области выводами перехода на поверхность по окружности кремниевой пластины концентрацию основных носителей зарядов выполняют меньшей, чем в средней части пластины. Ширина/>-я перехода в этой зоне увеличивается, и напряжение пробоя в средней части пластин оказывается меньшим, чем у торца пластины. В обычных диодах мощность потерь, выделяемых при прохождении обратного тока, должна быть значительно меньше мощности потерь, получаемых при прямом токе. Это объясняется тем, что прямой ток диода распределяется по всей площади электронно-дырочного перехода равномерно и рассеивание выделяемого тепла происходит по всей площади, не вызывая недопустимых местных превышений температуры.
В непроводящую же часть периода вследствие неоднородности сопротивления запорного слоя обратный ток проходит лишь через отдельные микроплощадки в местах с повышенной плотностью, об-
ладающих меньшим удельным сопротивлением. При этом плотность тока оказывается весьма значительной, и в малых участках объема полупроводника выделяется значительная энергия. Это может привести к местным повышениям температуры запорного слоя и создать условия для пробояр-п перехода.
В лавинных диодах благодаря применению монокристаллов кремния с высокой однородностью структуры и специальной технологии обработки полупроводника обратный ток распределяется равномернее по площади/>-я перехода. Поэтому нагрев объема кристалла обратным током происходит по всему сечению перехода, и местное превышение температуры отдельных участков его практически исключается, а это исключает условия пробоя перехода.
Обозначение вентилей. В соответствии со стандартом вентили имеют специальное обозначение, которое указывает предельный ток в амперах, класс вентиля, прямое падение напряжения, модификацию вентиля. Так, ВЛ200-8-1,6 обозначает: В — неуправляемый вентиль диод, Л -лавинный, воздушного охлаждения, 200 — предельный ток 200 А, 8 — класс, характеризующийся повторяющимся напряжением 800 В и прямым падением напряжения 1,6 В.
Характеристики вентилей. Характеристики являются измеряемыми величинами, описывающими электрические, механические, тепловые и другие свойства диодов при определенных условиях. Характеристики делятся на паспортные (основные) и проектные (дополнительные). Паспортные характеристики вентилей позволяют по ограниченному количеству фиксированных значений параметров определить соответствие данного вентиля стандарту или ТУ, сравнить его с аналогичными изделиями. Эти параметры определяют в конкретных условно заданных режимах. Обычно паспортные характеристики дают в виде таблиц или перечня номинальных данных.
Проектные характеристики позволяют определить зависимость различных параметров вентилей во всем диапазоне их изменения от величины, длительности и характера нагрузки с учетом схем преобразования, условий окружающей среды, интенсивности охлаждения и т.д. Эти характеристики дают возможность выбрать наиболее целесообразную нагрузку вентилей в различных режимах работы и условиях эксплуатации.
Базовой (вольт-амперной) электрической характеристикой вентиля является зависимость падения напряжения на вентиле от тока при определенной температуре структуры. Различают три типа вольт-амперной характеристики: статическую, динамическую и классификационную. Статическая характеристика снимается на постоянном токе, динамическая на переменном в мгновенных значениях напряжения и тока. Классификационная характеристика снимается на однополупе-риодном переменном токе частотой 50 Гц: прямая ветвь ее соответствует пропусканию через вентиль синусоидального тока, при этом фиксируются приборами магнитоэлектрической системы средние за период значения тока и напряжения; обратная ветвь — приложению к вентилю синусоидального напряжения, при этом фиксируются среднее за период значение тока и амплитудное значение напряжения.
Из классификационной вольт-амперной характеристики определяют номинальные (паспортные) параметры вентиля: номинальный ток, номинальное напряжение, прямое падение напряжения вентиля.
Номинальный ток вентиля — среднее за период значение выпрямленного тока частотой 50 Гц, синусоидальной формы, протекающего через вентиль при его работе в однофазной однополупериод-ной схеме выпрямления на активную нагрузку и угле проводимости 180 при номинальных для данного вентиля условиях охлаждения.
Номинальное (классификационное) напряжение вентиля — максимально допустимое мгновенное значение напряжения, длительно прикладываемого к вентилю в обратном направлении в номинальном режиме работы, при котором обеспечивается его заданная надежность, исключающая повторяющиеся и неповторяющиеся напряжения.
Максимальное обратное напряжение соответствует точке или области загиба обратной ветви вольт-амперной характеристики вентиля, когда при небольшом приращении напряжения резко увеличивается обратный ток.
Прямое падение напряжения — среднее за период значение напряжения на вентиле при прохождении через него номинального тока и температуре окружающей среды +25 °С.
Обратный ток — среднее за период значение тока, протекающего через вентиль при прохождении к нему номинального обратного напряжения.
Ток аварийной нагрузки—ток, протекание которого вызывает превышение допустимой температуры электронно-дырочного перехода, но воздействие которого предполагается лишь ограниченное число раз за срок службы вентиля как результат необычных условий работы схемы. Ударный ток — максимально допустимое значение тока синусоидальной формы длительностью 10 мс при заданной начальной температуре полупроводниковой структуры без последующего приложения напряжения.
Повторяющееся напряжение — максимально допустимое мгновенное значение напряжения, которое может многократно периодически прикладываться к полупроводниковому прибору в обратном или прямом направлении.
Неповторяющееся напряжение — максимально фиксируемое мгновенное значение напряжения, прикладываемого к прибору в обратном или прямом направлении при процессах, имеющих непериодический характер.
Групповое соединение диодов применяют для повышения надежности выпрямительной установки, чтобы выход из строя одного диода не нарушал работы всей установки. В мощных выпрямительных установках выпрямленный ток оказывается больше номинальных токов, допустимых для отдельных полупроводниковых диодов. Для пропуска таких токов несколько диодов включают параллельно.
При полной идентичности прямых ветвей вольт-амперных характеристик параллельно включенных диодов в рабочем диапазоне температур суммарный ток в цепи распределялся бы между ними равномерно. Однако вольт-амперные характеристики диодов, даже изготовленных из одного монокристалла, неидентичные. Как прямые, так и обратные ветви вольт-амперных характеристик диодов одной группы могут иметь различие в пределах допустимого стандартом разброса прямого падения напряжения и обратного тока. Различие в прямых ветвях вольт-амперных характеристик, вызываемое различием внутреннего сопротивления полупроводниковых диодов, при параллельном включении обусловливает их неравномерную нагрузку. Специальный подбор диодов по характеристикам, возможный на заводе-изготовителе, чрезвычайно затруднен, а в условиях эксплуатации при ограниченном числе диодов практически невозможен. Поэтому при параллельном включении диодов их берут с запасом, учитывающим
неравномерное распределение тока по диодам. Коэффициент запаса, учитывающий неравномерность распределения тока между параллельно включенными диодами, принимается равным 1,15—1,25. Число параллельно включенных диодов выбирают для номинальных условий охлаждения по заданному наибольшему продолжительному току нагрузки с проверкой температуры электронно-дырочного перехода при пропуске диодами тока короткого замыкания расчетной длительности.
В выпрямительных установках подвижного состава напряжения, прикладываемые к диодам в непроводящую часть периода, превышают допустимые напряжения одного диода, а поэтому в них несколько диодов соединяют последовательно. Число последовательно включенных в плече диодов выбирают из условия обеспечения их электрической прочности при приложении периодически повторяющихся обратных напряжений и коммутационных перенапряжений. Максимальное значение обратного напряжения, воспринимаемого диодами, определяется схемой включения и параметрами преобразователя. При последовательном соединении диодов обратное напряжение между ними распределяется неравномерно вследствие разброса значений их внутреннего сопротивления. Для выравнивания обратного напряжения на последовательно соединенных диодах они шунтируются резисторами одинакового сопротивления. Эти резисторы образуют делитель напряжения. Для того чтобы деление обратного напряжения между диодами определялось сопротивлениями этих резисторов, сопротивление их берется в 3—5 раз меньше минимального сопротивления вентиля.
Вследствие больших допустимых обратных токов лавинные диоды не нуждаются в принудительном равномерном распределении напряжения при последовательном их включении. Обратный ток при последовательном соединении ограничивается теми вентилями, на которых напряжение не достигло значения, соответствующего лавинному заряду.
Выпрямительная установка (BY)
На тепловозах с передачей переменно-постоянного тока для выпрямления переменного тока, вырабатываемого синхронным генератором, устанавливается выпрямительная установка, выполненная
на лавинных силовых кремниевых вентилях типа ВЛ-200-8. Лавинные тиристоры не повреждаются при подаче на них больших напряжений и могут работать без дополнительных устройств защиты и равномерного распределения напряжения между последовательно соединенными вентилями, которые необходимы для обычных тиристоров.
В преобразовательной технике стационарных установок и в тепловозостроении за рубежом наибольшее распространение получила трехфазная мостовая схема выпрямления, расчетная мощность которой только на 5 % превышает активную и обеспечивает высокую частоту пульсаций выпрямленного напряжения при малой их амплитуде.
Исследования показали, что пульсации выпрямленного тока тепловозных ВУ при трехфазной мостовой схеме выпрямления не превышают 4—5 %, что практически не влияет на качество коммутации электродвигателей. Поэтому на тепловозах 2ТЭ116 применена схема глухого параллельного соединения выпрямительных мостов (без уравнительного реактора). Параллельное соединение выбрано потому, что требует в 2 раза меньшего числа вентилей, чем последовательное при одинаковом значении и частоте пульсаций выпрямленного напряжения.
Плечо моста состоит из десяти параллельно соединенных ветвей, в каждой из которых включено по два вентиля последовательно соединенных, а значит — фаза имеет 40 вентилей (рис. 4.40).
В шкафу выпрямительной установки размером 1165 х 1250 х 700 мм размещены вентили. Конструкция шкафа обеспечивает доступ с двух сторон. На каждой стороне шкафа установлен один трехфазный мост. Вентили с охладителями-радиаторами собраны в отдельные блоки по 8 шт. На каждой стороне шкафа расположены 15 блоков. Все блоки съемные, что обеспечивает доступ для очистки воздушного канала и смены охладителей.
Вентили охлаждаются вентилятором с электроприводом, расположенным на ВУ. Защита выпрямителей от внутренних коротких замыканий на этих тепловозах производится при помощи реле РМ2, подключаемого между нулевыми точками звезд генератора. Принцип действия защиты заключается в том, что при возникновении внутренних коротких замыканий появляется постоянная составляющая в напряжении, на которую и реагирует реле. Дверцы шкафа имеют кон-
Рис. 4.40. Принципиальная электрическая схема выпрямительной установки
цевые выключатели, которые снимают напряжение с ВУ при их открытии.
Одиночный пробой вентиля — это полная потеря им вентильных качеств. Ток через пробитый вентиль может проходить как в прямом, так и в обратном направлении. Пробой вентиля может быть вызван различными причинами. Большой обратный ток (при напряжениях, превосходящих напряжение лавинообразования) может привести к тепловому пробою. Причиной потери вентильных свойств может быть также перекрытие по боковой поверхности кремниевой пластины на месте, которое оказалось слабо защищено, а также не обнаруженный во время ее изготовления дефект. Выпрямительная установка рассчитана так, что в случае повреждения одного вентиля она полностью сохраняет работоспособность и машинист может вести поезд до депо или пункта оборота, где неисправный вентиль заменяют.
Нестабильность вольт-амперной характеристики приводит к тому, что временами в каких-то условиях обратный ток вентилей резко увеличивается, а затем уменьшается до нормального значения. Причинами нестабильности характеристик может быть нарушение герметичности вентилей и отклонения от технологии при изготовлении структуры.
Сквозной пробой плеча возникает при выходе из строя всех вентилей, включенных в данное плечо ВУ. Как показал опыт эксплуатации, случаи выхода из строя всех силовых вентилей плеча ВУ наблюдались значительно реже, чем случаи одиночных пробоев. В то же время они более опасны.
4.9. Запуск дизеля и действие электрических цепей
Силовая цепь пуска дизеля
При пуске дизеля (рис. 4.41) тяговый генератор, имеющий специально для этой цели пусковую обмотку П1—П2 (для топливной серии ТЭЮ), работает благодаря свойству обратимости электрических машин в режиме электродвигателя последовательного возбуждения,
Межсекционное соединение РПБ РПБ 390 щ 292[t и292 , 390
РПБ РПБ
393 253 253 393
-*■------ »--------- и------- К—
Секция II
Рис. 4.41. Принципиальная схема силовой цепи пуска дизеля тепловоза
2ТЭ10М
получая питание через замкнутые контакты контакторов Д1, Д2 от аккумуляторной батареи.
Для уменьшения разряда аккумуляторной батареи и повышения надежности пуска на тепловозах 2ТЭ10М, 2ТЭ10У при пуске дизеля одной из секций используется параллельное соединение двух секций тепловоза, на тепловозах ЗТЭ10М, ЗТЭ10У — трех секций. Порядок пуска дизеля
Для пуска дизеля необходимо следующее.
1. На всех секциях тепловоза включить рубильники аккумулятор
ных батарей.
2. Убедиться, что штурвалы контроллеров в обеих кабинах маши
ниста находятся на нулевой позиции.
3. Включить на всех секциях автоматы А4 «Топливный насос», А5
«Дизель».
4. На тепловозах ЗТЭ10М переключатели ПДМ, ПКР, а на тепло
возах ЗТЭ10У переключатели ПДМ, ПТМ, ПТВ поставить в положе
ние 3 секции.
5. Реверсивную рукоятку контроллера поставить в рабочее поло
жение «Вперед» или «Назад».
6. Вставить и повернуть рукоятку блокировки тормоза БУ на пульте
машиниста ведущей секции.
7. Включить тумблер «Топливный насос».
8. Включить автомат А13 «Управление», обеспечив этим подведе
ние напряжения аккумуляторной батареи к контактам контроллера и
к кнопкам «Пуск дизеля».
9. Включить и отпустить кнопку «Пуск дизеля». При неудавшем
ся пуске каждую повторную попытку осуществлять не ранее чем че
рез 1—2 мин.
Вначале рекомендуется производить пуск дизеля ведомой секции. Цепи управления пуском и защиты дизеля рассматриваются ниже отдельно по сериям тепловозов. Перед изучением цепей следует разобрать принцип работы реле времени на полупроводниковых приборах.
Реле времени в цепи управления пуском дизеля
Для создания выдержек времени в цепи управления пуском дизеля используют реле времени ВЛ-31 (рис. 4.42) (60 В, 1—100 с) и ВЛ-50 (50 В, 2—200 с) на полупроводниковых приборах.
Рис. 4.42. Принципиальная схема полупроводникового реле времени ВЛ-31
Реле времени ВЛ-31 включает генератор импульсов, времязадаю-щую цепочку R—С с регулируемым резистором, делитель напряжения, полупроводниковое реле (триггер), промежуточное Р1 и исполнительное Р2 электромеханические реле.
Генератор импульсов состоит из транзистора Т1, трансформатора Тр, конденсатора С4, резистора R5 и диода Д5. Транзисторно-трансформаторный контур генератора импульсов одновременно служит для поддержания неизменным напряжения, которое подается на цепочку R—С и триггер. Это обеспечивает независимость выдержки времени при колебании напряжения питания.
Цепочка R—С включает конденсатор С5 и резисторы R6—R25. Выдержка времени, которую обеспечивает реле, определяется временем заряда конденсатора С5, зависящим от сопротивления резисторов, включенных последовательно с конденсатором. Сопротивление регулируется при помощи переключателей В1 и В2.
Делитель напряжения выполнен на резисторах R26—R30. Им создается опорное напряжение на диоде Д6, которое регулируется при помощи резистора R28 на заводе-изготовителе. В эксплуатации регулировка этого резистора может производиться лишь при замене опорного диода Д6.
Несимметричный триггер включает 2 транзистора (входной Т2, выходной ТЗ), а также цепочку обратной связи (резистор R32, конденсатор С7). Триггер может иметь 2 устойчивых состояния: закрытое (входной транзистор в режиме насыщения, выходной в режиме отсечки) и открытое (входной транзистор в режиме отсечки, выходной в режиме насыщения). Управляется триггер при помощи еще одного делителя напряжения в резисторах R31—R33, подобранных таким образом, что отрицательный потенциал на базе транзистора Т2 намного выше, чем на базе транзистора ТЗ.
При подаче напряжения питание на контакты 1 и 2 ШР срабатывает реле Р1. Контакты (мгновенного действия) этого реле производят необходимые переключения в цепях управления пуском дизеля. Через выпрямительный мост ДМ напряжение подводится к стабилизатору напряжения, который состоит из стабилитронов ДЗ, Д4, конденсаторов Cl, C2, СЗ, резистора R2. Стабилизированное напряжение подается на генератор импульсов и на триггер, который пока закрыт.
Генератор импульсов начинает работать, заряжая конденсатор С5. Происходит отсчет выдержки времени. Как указывалось выше, время заряда (выдержка времени) зависит от сопротивления резисторов R6— R25. Когда напряжение на конденсаторе С5 достигнет значения опорного напряжения для диода Д6, последний откроется и импульсы с вторичной обмотки трансформатора Тр начнут проходить через разделительный конденсатор С6 на вход триггера (на базу входного транзистора Т2). Триггер перейдет в открытое состояние, в результате чего получат питание подушка исполнительного реле Р2, контакты которого выполняют необходимые переключения в цепи. Как видно из описания, переключения эти происходят через заданное время после подачи напряжения на контакты 1 и 2. Для гашения дуги между контактами электромеханических реле используются диоды Д1 и Д2.
Принцип работы реле времени ВЛ-50 аналогичен рассмотренному выше. Однако это реле имеет лишь одно исполнительное электромеханическое реле Р, один замыкающий и один размыкающий контакты с выдержкой времени (последний в схеме тепловоза не используется). Времязадающая цепочка R—С с регулируемым резистором R обеспечивает выдержку времени от 2 до 200 с со 100 ступенями регулирования. Выдержка времени начинается с момента подачи напряжения на блок питания БП.
Наличие лишь одного замыкающего контакта реле требует применения в цепи управления пуском дизеля промежуточного реле РУ4 (в отличие от более раннего варианта схемы, когда применялось реле ВЛ-31).
Цепи пуска дизеля по системе многих единиц
Силовые цепи. Как указывалось ранее, при пуске дизеля используется параллельное соединение аккумуляторных батарей двух (трех) секций тепловоза. При этом «плюсы» батарей соединяются через межсекционные соединения и включенные при пуске контакторы ДЗ на всех секциях тепловоза. «Минусы» аккумуляторных батарей соединены постоянно через межсекционное соединение.
Цепи управления пуском дизеля
На тепловозах 2ТЭ10У, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М с каждого пульта управления могут быть включены электродвигатели топливоподкачиваю-щих насосов и пущены дизели обеих секций. На тепловозах ЗТЭЮМ
и ЗТЭЮУ пустить все дизели можно лишь при управлении с крайних секций. Со средней секции предусмотрен пуск лишь дизеля этой секции. Имеется возможность перехода машиниста для управления из одной секции в другую без остановки дизелей.
Контакторы КТН (КТН, КТН1) (рис. 4.43, 4.44) на всех секциях могут быть включены с крайних секций тумблерами ТН 1, ТН2 и ТНЗ. С пульта управления средней секции тумблером ТН включается лишь контактор КТН (КТН, КТН1) этой секции.
г, т Межсекционное Межсекционное „ ттт
Секция I Секция II Секция III
соединение ^^^ ^ соединение
КМ ВОН ПД ру6 |
КМ В ОН ПД1 ру6 |
КМ КМ
РУ6 ПД1 ВОН I I I
Рис. 4.43. Принципиальная (упрощенная) схема автоматического управления пуском дизелей (включением РУ6) при работе трех секций (на примере
тепловоза ЗТЭ10М)
Секция III |
КТН |
Секция I
Межсекционное Секция II соединение
КТН
159 26 X 156 |
■и (+)—Q
Межсекционное соединение
ТН1
Рис. 4.44. Принципиальная (упрощенная) схема управления включением
электродвигателей топливоподкачивающих насосов при работе трех секций
(на примере тепловоза ЗТЭ10М)
Для обеспечения автоматического управления пуском дизеля на тепловозах типов ТЭ10М и ТЭ10У должно быть включено реле РУ6. Включение этих реле может быть осуществлено с крайних секций тепловоза при нажатии кнопок ПД1, ПД2, ПДЗ. С пульта управления средней секции кнопкой ПД может быть пущен дизель лишь данной секции.
При включении кнопки ПД2 «пуск дизеля второй секции» (рис. 4.45) ток от батареи ведущей секции идет через провод и контакт 24 колодки на контакт колодки и провод 23 ведомой секции, вызывая срабатывание там реле РУ6. На ведомой секции включают реле РВ1, контактор КМН, после выдержки времени — пусковые контакторы Д1, Д2, ДЗ, электромагнит ЭТ, вентиль ВН7 ускорителя пуска дизеля. Происходит пуск дизеля. При достижении заданного давления масла срабатывают реле РДМ1 и РУ9. Через замыкающиеся контакты этих реле получит питание электромагнит ЭТ. Размыкающий контакт реле РУ9 разорвет цепь питания катушек всех аппаратов, связанных с пуском дизеля (кроме контактора КТН и электромагнита ЭТ). При включении реле РУ9 через провода и контакты 46 и 47 межсекционного соединения ток пойдет на лампу ЛД2 «работа дизеля второй секции», расположенную на табло ведущей секции.
Уравнительный резистор СУ1 (20 Ом) в цепи катушки РУ6 служит для ограничения уравнительного тока при разности напряжений аккумуляторных батарей отдельных секций тепловозов. Проследим по схеме применительно к тепловозу 2ТЭ10М, как появляется уравнительный ток.
При включении кнопки ПД2 (рис. 4.46) на первой секции ток от батареи этой секции через автомат А13 и межсекционное соединение потечет на катушку реле РУ6 второй секции. Когда сработает это реле, через его замыкающий контакт к катушке реле РУ6 второй секции будет подведено также напряжение батареи второй секции (через автомат А5). Таким образом, соединятся «плюсы» двух батарей и по соединяющей их цепи потечет уравнительный ток. При большой разности напряжений двух батарей он может вызвать возгорание проводов. Резистор СУ 1 ограничивает этот ток.
Д2 |
РВ2 |
(+) (+)
D
ДЗ
■-D-
ВН7
■-D-
Д2
D
,РВ1
РВ2
Секция 1 |
Секция 2 m пг И/ ix |
Межсекционное
23 РУ6 •ру9~| / ру8 РУ7 РВ2 |
TJ>PB1/KMH KB *ктн ^------- " |
т0 г™ Пуск дизеля 1 секции , . С°5^ИНе™е-.^ Пуск дизеля 2 секции m пгп
[К 24 24 24 24 И/ ixAz
KB КМН/РВр
"Ч Ч I квн
ДЗ Д1 |
РВ1 |
РУ6 |
РУ6 |
50 50 50 50
Д2 |
•ДО |
(+)■
ДЗ
ВН7
(+)
D
РУ9 |
о- |
ОТ
Д1
РУ9/ РДО^ (+) (+) /ЩЦ/ РУ9
/46 46 46 46
4^
61 61 61 61 |
Работа дизеля 1 секции
ОТ:
РУ9
П
Работа дизеля 2 секции
Рис. 4.45. Принципиальная схема автоматического пуска дизелей при работе двух секций тепловозов 2ТЭ10М
РУ6 |
А13 |
СУ1 |
СУ1 |
Секция I ПД1
Межсекционное соединение
РУ6
Секция II ПД1 Ъ
(+)
Рис. 4.46. Принципиальная схема включения уравнительных резисторов СУ 1 для ограничения уравнительных токов аккумуляторных батарей
4.10. Цепь возбуждения вспомогательного генератора. Включение в цепь зарядки аккумуляторной батареи