Плоскопараллельные концевые меры длины

Автотранспортный и Электромеханический

колледж»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Дисциплина Метрология, стандартизация, сертификация

ОТЧЕТ

АТэмК2. ЛР__0_. 000

Студента группы __-__ ________________________________________

2010

Введение

Рабочая тетрадь является приложением к методическим указаниям по выполнению лабораторных работ. Она включает в себя измерительные инструменты, изучаемые в курсе «Метрология, стандартизация и сертификация».

Для успешного выполнения лабораторных работ необходимо предварительно ознакомиться с содержанием работы и повторить теоретический материал по конспекту или учебнику. Работы выполняются бригадами по 2-3 человека. Студенты должны ознакомиться с описанием лабораторной работы, устройством измерительного инструмента, правилами его применения и определить цену деления. Запрещается разбирать измерительный инструмент.

Измерения необходимо проводить по правилам и аккуратно. Во время работы ведется карандашом черновая запись. Результаты измерений записываются в таблицу.

После окончания измерений составляется отчет, и делаются соответствующие выводы по результатам измерений. Студент должен ответить на контрольные вопросы. Отчет подписывает преподаватель.

Оформленный отчет должен быть сдан на проверку до следующей лабораторной работы.

Лабораторные работы по предмету «Метрология, стандартизация и сертификация» способствуют закреплению теоретических знаний, полученных студентами на уроках; помогают приобрести практические навыки по использованию измерительных инструментов. На лабораторных занятиях студенты учатся определять цену деления измерительных инструментов, проводить измерения, правильно записывать результаты измерений, делать обобщающие выводы и составлять в соответствии с требованиями ГОСТа техническую документацию по результатам измерений.

Каждый студент должен уметь самостоятельно проводить измерения, обрабатывать данные измерений и подготовить отчет по проделанной работе.

Отчеты по лабораторным работам выполняются карандашом или ручкой. Текст должен быть написан понятным почерком. Отчет должен содержать ответы на контрольные вопросы.

Лабораторные работы проводятся по графику, утвержденному на заседании предметной комиссии и вывешенному в доступном месте в лаборатории. Для получения допуска к следующей работе необходимо получить зачет по предыдущей работе.

Если лабораторная работа была пропущена, то ее можно отработать с любой другой группой или после уроков во время консультаций, назначенных преподавателем.

Тетрадь по лабораторным работам желательно хранить в твердой папке, чтобы к зачету она имела нормальный вид. На последнем уроке тетрадь надо сдать преподавателю. При этом лабораторные работы должны иметь все необходимые подписи. Только после этого студент получает зачет, который выставляется в зачетную книжку.

2 Правила техники безопасности

При работе с измерительными инструментами во избежание несчастных случаев необходимо строго соблюдать требования техники безопасности. Источниками травматизма могут послужить вращающиеся части механизмов, а также острые металлические части измерительных приборов.

При получении травмы необходимо немедленно поставить в известность преподавателя, воспользоваться аптечкой и обратиться в медпункт для обследования.

При возникновении пожара немедленно поставить в известность преподавателя и организованно покинуть помещение.

В случае чрезвычайной ситуации после сигнала тревоги организованно с преподавателем покинуть помещение лаборатории.

Перед началом работ необходимо ознакомиться с требованиями техники безопасности при работе в данной лаборатории.

Во время работы необходимо:

- Выполнять только ту работу, которая задана преподавателем.

- Строго соблюдать инструкции.

Запрещается:

- Самовольно покидать рабочее место и лабораторию.

- Разбирать и раскручивать измерительные инструменты.

3 Лабораторно-практическая работа № 1.

Плоскопараллельные концевые меры длины

(составление блока концевых мер длины)

Цель работы: приобретение навыков работы с плоскопараллельными концевыми мерами длины.

Задание: составить блок плоскопараллельных мер следующих размеров:

3,125

10,215

10,235

9,845

2,325

12,725

3,725

Меры длины концевые плоскопараллельные (ГОСТ 9038—83) предназначены для передачи размеров от эталона до изделия. Это основное назначение концевых мер длины осуществляется путем применения их для хранения и передачи единицы длины, поверки и градуировки различных мер и средств измерений, поверки калибров, а также для определения размеров изделий и приспособлений, точных разметочных и координатно-расточных работ, наладки станков и инструментов и т.д. Плоскопараллельные концевые меры длины Представлены в соответствии с рисунком 3.1.

Плоскопараллельные концевые меры длины - student2.ru

Рисунок 3.1 - Плоскопараллельные концевые меры длины

В соответствии с ГОСТ 9038—83 концевые меры длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда с двумя плоскими взаимно параллельными измерительными поверхностями, в соответствии с рисунком 1 (а).

За размер плоскопараллельной концевой меры длины прини­мается ее срединная длина I в соответствии с рисунком 1 (б), которая определяется длиной перпендикуляра, проведенного из середины одной из изме­рительных поверхностей меры на противоположную измерительную поверхность. Значения сторон а и Ь в сечении мер определяются в зависимости от номинального размера срединной длины.

Номинальный размер срединной длины наносится на каждой мере.

Концевые меры изготавливаются следующих классов точности: 00; 01; 0; 1; 2; 3 — из стали; 00; 0; 1; 2 и 3 — из твердого сплава. (Класс 00 — самый точный.)

Концевые меры комплектуют в различные наборы по их числу и размерам номинальной длины. В наборах от № 1 до № 19 число мер составляет от 2 до 112. В специальных наборах: № 20— 23 меры, № 21 — 20 мер, № 22 — 7 мер.

Номинальные размеры и градация размеров мер длины, а также комплектация их в наборы осуществляются таким образом, чтобы можно было из минимального числа мер составить блок любого размера до третьего десятичного знака. В соответствии с этим в наборах концевых мер принята следующая градация:

0,001; 0,01; 0,1; 0,5; 1; 10; 25; 50 и 100 мм.

Номинальные значения длины мер колеблются от 1,005 до 100 мм.

Так, набор из 112 концевых мер содержит: одну меру размером 1,005 мм; 51 меру от 1 до 1,5 мм через 0,01 мм; 5 мер от 1,6 до 2 мм через 0,1 мм; одну меру 0,5 мм; 46 мер от 2,5 до 25 мм через 0,5 мм и 8 мер от 30 до 100 мм через 10 мм.

Класс точности набора определяется низшим классом отдельной меры, входящей в набор. К каждому набору прилагается паспорт, в котором указываются номинальная длина каждой меры и отклонение.

В зависимости от погрешности измерения длины мер (от погрешности аттестации) и отклонения их от плоскостности и параллельности концевые меры разделяют на пять разрядов: 1, 2, 3, 4, 5 (для 1-го разряда определена наименьшая погрешность аттестации). Величины погрешностей приводятся в аттестате меры.

Одно из основных свойств концевых мер длины, обеспечивающее их широкое применение, — это притираемость, т. е. способность прочно сцепляться между собой при прикладывании или надвигании одной меры на другую. Сцепление (адгезия) мер вызывается молекулярными силами сцепления при наличии тончайшей пленки смазки между ними (0,05 ... 0,1 мкм).

При составлении блока требуемого размера из концевых мер руководствуются следующим правилом. Блок заданного размера необходимо составлять из возможно меньшего числа мер. Вначале следует выбирать концевые меры, позволяющие получить тысячные доли миллиметра, затем сотые, десятые и, наконец, целые миллиметры. Например, для получения блока размером 28,495 мм необходимо из набора № 1 взять концевые меры в следующей последовательности: 1,005 + 1,49 + 6 + 20 = 28,495 мм. Минимальное число концевых мер в блоке, с одной стороны, повысит точность блока (уменьшается суммарная погрешность размера блока), а с другой — повысит надежность блока от разрушения. Число концевых мер в блоке не должно превышать пяти штук.

Заключение и выводы: сделать вывод о том, как формируются блоки концевых мер длины, какова их точность.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1) Какое назначение имеют плоскопараллельные концевые меры длины?

2) Какой параметр принимается за размер плоскопараллельной концевой меры длины?

3) Как формируются наборы плоскопараллельных концевых мер длины?

4) Как определяется класс точности набора плоскопараллельных концевых мер длины?

5) Что такое притираемость плоскопараллельных концевых мер длины?

6) Назовите правило составления блока требуемого размера из концевых мер длины.

7) Какое минимальное число концевых мер может быть в блоке?

Дата выполнения работы: «___» ___________200__ г.

______________________ _________________ ____________________

(Подпись студента) (Подпись и ФИО преподавателя)

Дата защиты работы: «___» ___________200__ г.

______________________ _________________ ____________________

(Подпись студента) (Подпись и ФИО преподавателя)

Результат защиты: _____________

Лабораторно-практическая работа № 2.

Штангенинструмент

(измерение поверхностей штангенинструментом)

Цель работы: Приобретение навыков работы со штангенинструментами. Определение параллельности сторон пластины.

Измерительные инструменты: Штангенинструменты.

Задание: провести измерения размеров пластины штангенциркулем и сделать вывод о параллельности ее сторон.

Штангенинструментпредназначен для абсолютных измерений линейных размеров наружных и внутренних поверхностей, а так­же для воспроизведения размеров при разметке деталей.

ГОСТ 166—80 предусматривает изготовление и использование трех типов штангенциркулей ШЦ-I с ценой деления 0,1 мм, ШЦ-И с ценой деления 0,05 мм и ШЦ-Ш с ценой деления 0,05 и 0,1 мм. Кроме того, на заводах применяют ранее изготовленные штанген­циркули с ценой деления нониуса 0,02 мм, а также индикаторные штангенциркули с ценой деления индикатора 0,1; 0,05; 0,02 мм. По основной линейке с неподвижными губками перемещается рамка с подвижными измерительными губками. Для плавного перемещения рамки по штанге-линейке предусмотрено микрометрическое устройство, состоящее из хомутика, зажима и гайки микрометрической подачи. На подвижной рамке установлен стопорный винт.

Конструкции штангенциркулей представлены в соответствии с рисунком 4.1.

Плоскопараллельные концевые меры длины - student2.ru

Плоскопараллельные концевые меры длины - student2.ru

а — типа ШЦ-1; б — типа ШЦ-П; в — типа ШЦ-Ш; 1 — штанга-линейка; 2 — измерительные губки; 3 — рамка; 4 — винт зажима рамки; 5 — нониус; 6 — линейка глубиномера; 7 — рамка микрометрической подачи

Рисунок 4.1 - Конструкция штангенциркулей

Основными частями штангенинструментов являются штанга-линейка с делениями шкалы 1 мм и перемещающаяся по линейке шкала-нониус. По шкале-линейке отсчитывают целое число миллиметров, а по нониусу — десятые и сотые доли миллиметра.

Для отсчета с помощью нониуса сначала определяют по основной шкале целое число миллиметров перед нулевым делением нониуса. Затем добавляют к нему число долей по нониусу в соответствии с тем, какой штрих шкалы нониуса ближе к штриху основной шкалы.

Основными характеристиками нониуса являются величина отсчета по нониусу (цена деления нониуса) а и модуль нониуса у, которые определяются по следующим формулам:

а = i/n, (1)

у = (l+i)/(ni), (2)

где i — цена деления основной шкалы, мм;

п — число делений нониуса;

l — длина шкалы нониуса мм.

Наибольшее распространение получили нониусы с точностью отсчета 0,1; 0,05; 0,02 мм , в соответствии с рисунком 4.2.

Плоскопараллельные концевые меры длины - student2.ru

Рисунок 4.2 - Типы нониусов

Результаты измерений пластины представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Сечение Номер измерения Действительный размер Средний размер
А-А 1
2
3
Б-Б 1
2
3
С-С 1
2
3

Заключение и выводы

На основании проведенных измерений сделать вывод о параллельности сторон пластины.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1) Каково назначение штангенинструментов?

2) Какие штангенинструменты Вы знаете?

3) Какие типы штангенциркулей Вы знаете? Какую цену деления они имеют?

4) Опишите конструкцию штангенциркуля и его принцип работы.

5) Что представляет собой шкала нониуса?

6) Как определяется цена деления нониуса?

Дата выполнения работы: «___» ___________200__ г.

______________________ _________________ ____________________

(Подпись студента) (Подпись и ФИО преподавателя)

Дата защиты работы: «___» ___________200__ г.

______________________ _________________ ____________________

(Подпись студента) (Подпись и ФИО преподавателя)

Результат защиты: _____________

Лабораторно-практическая работа № 3.

Наши рекомендации