Классификация колесных пар

На вагонах метрополитена применяются следующие колесные пары.

В зависимости от конструкции колеса:

  • колёсные с цельнокатаными колесами;
  • колесные пары с подрезиненными колесами.

В зависимости от конструкции соединения колесных пар с тележкой вагона:

  • колёсные пары с буксами для поводкового подвешивания;
  • колесные пары с буксами для шпинтонного подвешивания.

Элементы колесной пары

Каждая колесная пара включает следующие элементы:

  • ось;
  • два подрезиненных или цельнокатаных колеса;
  • редукторный узел;
  • две буксы.

Профиль катания колес

Движение колесных пар по рельсовому пути происходит в сложных условиях. Поэтому большое значение придают правильному выбору профиля поверхности катания колес, чтобы он по возможности обеспечивал лучшие условия прохождения колесной пары по прямым и кривым участкам пути.

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. Наименование частей бандажа

1 - круг катания; 2 - поверхность катания; 3 - наружная фаска; 4 - наружная грань;5 - упорный бурт
6 - внутренняя поверхность; 7 - выточка для бандажного кольца; 8 - прижимной бурт; 9 - внутренняя грань; 10 - вершина гребня; 11 - гребень

Поверхность катания колес вагонов метрополитена в средней (рабочей) части имеет коническую форму с уклоном 1:20, и затем на протяжении 30 мм до наружной плоскости колеса переходит в другую конусность 1:7.

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. Профиль поверхности катания цельнокатаного колеса

Рабочим диаметром колеса считают диаметр, замеренный в плоскости круга катания на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, где расположен гребень. Гребень возвышается над точкой круга катания на 28 мм. Толщину гребня замеряют на расстоянии 18 мм от вершины. У новых гребней она равна 33 мм.

В процессе эксплуатации подвижного состава на поверхности катания колес могут появиться следующие дефекты:

прокат - естественное постепенное изменение профиля поверхности катания, заключающееся в появлении равномерного углубления-канавки по всей окружности колеса, вызванное износом и пластической деформацией металла.

местные выбоины - образуются при заклинивании колесной пары во время движения.

износ гребня - происходит в процессе эксплуатации вследствие трения его о головку рельса, главным образом на кривых и особенно при новых рельсах. В результате такого износа угол перехода поверхности катания к гребню углубляется в тело бандажа и от этого гребень становится тоньше, а его угол наклона рабочей плоскости вместо 60° начинает приближаться к прямому.

выкрашивание - выпадание кусочков металла на поверхности катания происходит в результате сильно развитой сетки трещин.

Наши рекомендации