Классификация колесных пар

На вагонах метрополитена применяются следующие колесные пары:

В зависимости от конструкции колеса

  • колёсные с цельнокатаными колесами
  • колесные пары с подрезиненными колесами

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.2. Колесная пара с цельнокатаными колесами

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.3. Колесная пара с подрезиненными колесами

В зависимости от конструкции соединения колесных пар с тележкой вагона:

  • колёсные пары с буксами для поводкового подвешивания
  • колесные пары с буксами для шпинтонного подвешивания

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.4. Поводковое буксовое подвешивание

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.5. Шпинтонное буксовое подвешивание

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.6. Работа шпинтонного подвешивания

Элементы колесной пары

Каждая колесная пара включает следующие элементы:

  • ось
  • два подрезиненных или цельнокатаных колеса
  • редукторный узел
  • две буксы

Ось

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.7. Ось колесной пары

Ось представляет собой брус круглого сечения. Диаметр оси по ее длине неодинаков.

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.8. Части оси

1 - резьбовые части
2 - шейки оси
3 - предподступичные части
4 - подступичные части
5 - средняя (межступичная) часть

На подступичные части напрессовывают колеса, поэтому, кроме напряжения, изгиба и кручения, они испытывают еще напряжение сжатия от напрессованных на них колесных центров. На предподступичные части насаживают в горячем состоянии лабиринтные кольца для уплотнения корпусов букс.

Концевые части оси - шейки воспринимают вертикальную нагрузку от веса вагона. На шейки в горячем состоянии напрессовывают внутренние кольца буксовых подшипников. Резьбовые части на концах оси предназначены для завинчивания осевых гаек, которыми закрепляют подшипники букс.

Для предотвращения концентрации напряжений все сопряжения участков одного диаметра с участками другого диметра выполняют плавными. Их называют галтелями.

Ось изготовливают из углеродистой стали марки Ос М (осевая метро) по ГОСТу 6690-53.

Размеры основных элементов оси следующие:

Элемент оси Размер
диаметр резьбовой части М 105
диаметр шейки 110 мм
диаметр предподступичной части 145 мм
диаметр подступичной части 165 мм
диаметр средней части 150 мм
длина оси 2302+2 мм
расстояние между внутренними гранями бандажей 1440±3

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.11. Ось цельнокатаного колесной пары

Классификация колесных пар - student2.ru

Рис. 6.12. Ось подрезиненной колесной пары

На средней части оси имеется керн глубиной 2 мм, относительно которого по специальным шаблонам определяются места расположения на оси того или иного элемента колесной пары при напрессовке

Наши рекомендации