Технические характеристики катков грунтовых
Марка | Тип | Масса, т | Ширина уплотняемой полосы, мм | Мощность, кВт |
ДУ-70 ДУ-70-1 ДУ-94 ДУ-94-1 ДУ-74 ДУ-74-1 ДУ-62А ДУ-85 ДУ-85-1 ДУ-84 ДУ-58А ДУ-57А | Прицепной » » » Комбинированный » » » » » » » | 5,9 6,5 7,5 8,0 9,0 9,5 13,0 13,0 13,5 14,0 16,0 20,2 | 2000 2000 2000 2000 1700 1700 2000 2000 2000 2000 2000 2400 | 57,4 121,4 121,4 121,4 57,4 57,4 93,5 110,4 110,4 110,4 93,5 147 |
Наиболее простыми и наименее эффективными при уплотнении считаются статические катки с гладкими металлическими вальцами (рис. 5.84). Максимальная толщина уплотняемого ими слоя не превышает 15... 20 см, а необходимая степень уплотнения достигается после 4... 6 проходов по одному следу на несвязных грунтах и 10... 12 проходов - на связных. Преимуществом гладковальцевых катков является их способность уплотнять как связные, так и несвязные грунты и высокая надежность.
Металлические вальцы кулачковых катков (рис. 5.85) отличаются тем, что на их поверхности расположены выступы, называемые кулачками. Обычно это литые детали, закрепляемые на поверхности вальца сваркой.
Кулачки размещаются на поверхности вальца (рис. 5.86) по винтовой (с небольшим углом наклона к оси вальца) многозаходной линии. Иногда кулачки одной линии смещены относительно кулачков на соседних линиях (рис. 5.87). Благодаря этому увеличивается площадь следа, уплотняемая за один проход, но исключается возможность очистки налипшего между кулачками грунта.
Общая площадь контакта кулачков с грунтом в несколько раз меньше, чем у гладкого вальца, поэтому напряжения в уплотняемой зоне выше. Кроме того, кулачки, погружаясь в грунт, сминают его, повышая эффективность уплотнения. На несвязном грунте этот эффект не проявляется из-за отсутствия сцепления между его частицами.
Считается, что форма кулачка не оказывает существенного влияния на качество уплотнения, но может спровоцировать налипание грунта между кулачками и интенсифицировать разрыхление грунта на глубину погружения кулачков. Число проходов кулачкового катка по одному следу, необходимое для достижения 95% стандартного уплотнения, можно рассчитать по формуле
•-13F./F,, (5-32)
где п095 - число проходов по одному следу, необходимое для достижения коэффициента уплотнения 0,95; 1,3 - коэффициент неравномерности перекрытия уплотняемой поверхности кулачками; FB- площадь цилиндрической поверхности вальца; FK - общая площадь опорной поверхности всех кулачков.
Рис. 5.85. Прицепной кулачковый каток:
1 - люк для загрузки балласта; 2 - торцевая стенка вальца; 3 - цилиндрическая поверхность вальца; 4—кулачки; 5 - подшипник оси качения; 6 - сцепное устройство; 7 - рама катка
fltf |
CATERPILLAR |
Рис. 5.86. Расположение кулачков на поверхности вальца по винтовой линии
Прицепные пневмоколесные катки (рис. 5.88) применяются при уплотнении связных и несвязных грунтов. В отличие от жестковаль-цевых катков они способны уплотнять более толстые слои грунта за меньшее число проходов по одному следу, не разрушая при укатке щебень и гравий. Пневматические вальцы располагаются настолько близко друг к другу, насколько допускает конструкция катка. Это позволяет сузить полосы неуплотненного грунта, остающиеся между ними. Независимая подвеска каждого вальца обеспечивает равномерное уплотнение поверхности по всей ширине полосы уплотнения.
Рис. 5.87. Расположение кулачков в шахматном порядке |
Корпус секции, в которой устанавливается пневматический валец, одновременно служит ящиком для балласта из чугунных отливок или бетонных блоков, позволяющих при необходимости утяжелить каток. Для эффективности пневмоколесного катка кроме массы большое значение имеет давление в шинах,
Рис. 5.88. Прицепной пневмоколесный каток: / - сцепное устройство; 2 - дышло; 3 - ось качания секций; 4 ~ пневмоколесо; 5 - ось пневмоколеса; 6 - корпус секции |
Теоретические выкладки показывают, что при снижении давления в шинах в 3 раза напряжение на поверхности грунта понижается в 1,8 раза при одновременном возрастании площади контакта и глубины активной зоны уплотнения примерно в 1,7 раза. Совместное действие этих факторов повышает эффективность уплотнения.
Увеличение диаметра пневматических вальцев также ведет к повышению эффекта уплотнения и, кроме того, улучшает проходимость уплотняющего агрегата. При подборе шин для пневмокатков следует ориентироваться на уровень нагрузки, при котором деформация шины не превышает 15% высоты профиля. Рекомендациями по подбору шин для грузовых автомобилей в данном случае можно пренебречь, так как скорости движения прицепных катков в 15... 20 раз ниже скоростей автомобилей.
При работе на связных грунтах рекомендуется комплектовать катки шинами, рассчитанными на давление 12... 14 бар, так как при этом максимальное напряжение на поверхности грунта будет приближаться к пределу его прочности, что также повышает эффективность уплотнения.
Решетчатые катки наиболее эффективны при уплотнении
крупнощебеночных, гравелистых, мерзлых и глинистых комко
ватых грунтов. Конструктивно они сходны с гладковальцевыми
катками, но цилиндрическая поверхность вальца изготовлена из
решетки с размерами ячеек от 15x15 до 20x20 см. Решетка мо
жет быть литой или сварной, что предпочтительней, так как свар
ная решетка легче ремонтиру
ется. Балласт в виде бетонных , ..^чщр. ,..,-.».. . -
блоков или чугунных отливок
при необходимости размеща
ется, как и в других типах при
цепных катков, на раме катка.
Вальцы секторного катка
(рис. 5.89) состоят из дисков,
тесно прижатых друг к другу
торцами. Края каждого из дис
ков формой напоминают звез- | ,' д
дочку цепной передачи, при
чем зубья соседних дисков сме- Рис. 5.89. Валец секторного катка
щены на полшага. Во избежание налипания грунта в промежутках между дисками устанавливаются скребки, концы которых немного не доходят до цилиндрической поверхности ступиц дисков. Такой каток работает подобно кулачковому, но при одинаковой с ним массе уплотняет, благодаря большей площади контакта, более толстые слои грунта.
Современные модели прицепных жестковальцевых катков, как правило, оборудуются вибраторами направленных колебаний (рис. 5.90), позволяющими интенсифицировать процесс уплотнения.
При выключенных вибровозбудителях такие машины работают в режиме статического уплотнения, а при включенных к эффекту принудительного сближения частиц грунта добавляется эффект снижения сил трения и сцепления между ними благодаря высокочастотным колебаниям. Вибровозбудитель с двух и более амплитудными дебалансами (рис. 5.91) и гидрообъемным приводом обычно устанавливается внутри вальца (рис. 5.92) и соединяется с гидросистемой тягача.
В мировой практике для уплотнения грунтов наряду с прицепными широко используются и самоходные катки, оборудованные всеми типами перечисленных выше вальцев. В последние годы получили распространение комбинированные катки (рис. 5.93) с шарнирно-сочле-ненной рамой, одним жестким вальцем с вибровозбудителем и ведущей пневмоколесной осью и полностью пневмоколесные катки (рис. 5.94).
Рис. 5.90. Схема действия простейшего вибровозбудителя направленных колебаний: / и 2 - дебалансные колеса со смещенными центрами масс и зубчатыми венцами, обеспечивающими синхронность вращения; -» - направление скорости вращения; => - направление возбуждающей силы |
Подавляющее число моделей комбинированных катков могут комплектоваться одним основным и сменными вальцами. В некоторых конструкциях меняется только валец, в других он меняется вместе с передней рамой. Гладковальцевые катки могут комплектоваться сборной оболочкой с кулачками на внешней поверхности, закрепляемой на гладком вальце без его демонтажа (рис. 5.95).
Рис. 5.91. Двухамплитудный вибратор, дебалансная масса которого состоит
из стальной дроби, пересыпающейся ближе к оси вращения или дальше от нее
в зависимости от направления вращения ротора
В ряде случаев это позволяет обойтись одной уплотняющей машиной и снижает затраты времени на ее переоборудование при смене вида работ. Как правило, жесткие вальцы комбинированных катков оборудуются кроме привода вибратора и ходовым гидрообъемным приводом, расширяющим возможности машин при первых проходах по свежеотсыпанному грунту и работе на крутых продольных уклонах.
Самоходные пневмоколесные катки, как правило, имеют моно-Шблочную раму с балластными отсеками. Если в качестве балласта
'
Рис. 5.92. Размещение дебалансов вибратора в вальце катка:
1 ~ виброустойчивые подшипники; 2 - низкоскоростное масляное уплотнение; 3 - дебалансные массы; 4 - масло для смазки и охлаждения узлов
Опорные узлы колес допускают их качание в поперечной плоскости (рис. 5.97). Благодаря такой системе размещения и подвески следы передних и задних колес перекрывают друг друга (рис. 5.98), что обеспечивает равномерное уплотнение грунта по всей ширине укатываемой полосы.
Производительность катка может быть рассчитана по площади уплотненной поверхности
П = - |
(5.33)
[/„
и по объему уплотненного грунта |
Рис. 5.93. Самоходные комбинированные катки с одним жестким ведущим вальцем (гладким или кулачковым), ведущими пневмоколесами и шарнирно-
сочлененной рамой
используется вода, то балластные отсеки разделены перегородками, уменьшающими толчки от ее всплесков и исключающими нарушение развесовки машины. Рама обеспечивает одинаковую нагрузку на все колеса и равномерное распределение массы балласта. Ходовое оборудование катка, являющееся одновременно и его рабочим оборудованием, представляет собой двухосное (иногда полноприводное) шасси с разным по осям числом независимо подвешенных колес, размещенных настолько близко друг к другу, насколько допускает конструкция привода колес (рис. 5.96).
Рис. 5.94. Самоходный пневмоколесный каток с жесткой рамой, передней управляемой и задней ведущей осью
П = |
(5.34)
и |
Quot;припер
где L3 - длина захватки; 6вал - ширина жесткого вальца или ширина полосы уплотнения пневмоколесного катка; kB -~ коэффициент использования времени смены; С/упл - скорость движения катка при уплотнении; ?ман - время маневрирования в конце прохода; ппр -число проходов по одному следу, необходимое для уплотнения (для щебеночных покрытий может достигать 60 проходов); knep - коэффициент перекрытия проходов (для жестковальцевых и двухосных пневмоколесных катков А:пер =1,1; для прицепных пневмоколесных катков /спер > 1,2); /гсл - толщина уплотненного слоя.
Трамбующие машины.К числу основных преимуществ трамбования относится возможность уплотнять связные и несвязные грунты слоями толщиной до 1 м. Тем не менее машины, реализующие этот метод уплотнения, не нашли широкого применения в транспортном строительстве, так как установки со свободно падающими массивными плитами тихоходны, а машины с дизель-молотами эффективны только на предварительно уплотненных грунтах и тоже не отличаются высокой производительностью.
Рис. 5.95. Фрагменты сборной оболочки с кулачками на внешней поверхности, закрепляемой на гладком вальце |
Вибротрамбующие машины (табл. 5.10) силой удара создают в уплотняемом грунте напряжения, а вибрацией вынуждают частицы грунта колебаться, что повышает
эффективность уплотнения. Они используются для уплотнения любых грунтов, но наиболее эффективны при работе на несвязных и малосвязных грунтах. От трамбующих вибротрамбующие машины отличаются малыми импульсами и высокой частотой ударов. По принципу действия к вибротрамбующим машинам могут быть отнесены виброштампы и виброплиты. Во взаимодействии жесткого вальца виброкатка с уплотняемым грунтом наряду с укаткой также присутствует эффект вибротрамбования.
Рис. 5.96. Конструкция привода ведущих колес пневмокатка: 1 - гидромотор; 2 - стояночный тормоз; 3 - карданная передача; 4 - планетарный редуктор и ведущая полуось |
При выборе массы вибро-трамбующей машины можно ориентироваться на значение удельного статического давления, при котором достигается предельная глубина уплотнения:
м..... = |
jg, (5-35)
где Л/маш - масса вибротрамбующей машины; р - удельное статическое давление; Рш - площадь контакта уплотняющего органа с грунтом; g - ускорение свободного падения.
Характерные значения удельного статического давления, МПа Тип грунта:
песок переувлажненный.......................................................... 0,003...0,004
песок оптимальной влажности................................................. 0,006...0,010
супесь оптимальной влажности............................................... 0,010...0,020
Малогабаритные виброштампы (рис. 5.99) массой от 40 до 100 кг используются для уплотнительных работ малых объемов и в ограниченном пространстве. Виброштамп опирается на грунт массивной прямоугольной пятой с закругленной передней кромкой, на которой установлена колонна с подрессоренным приводом (обычно двигателем внутреннего сгорания) и вибратором. При работе двигателя эксцентрик направленного действия развивает силу, вынуждающую установку подпрыгивать на уплотняемой поверхности. Уплотнение происходит под действием кинетической энергии удара пяты виброштампа о грунт, сложенной с возмущающей силой
вибратора. Поступательным движением установка обязана небольшому наклону колонны вперед, из-за чего возмущающая сила, отрывая виброштамп от поверхности, заставляет подпрыгивать его не только вверх, но и вперед.
Рис. 5.97. Схема независимой подвески управляемых колес |
Виброштампы оборудуются амортизаторами, поглощающими обратный удар при работе на плотных грунтах, и системами фильтрации воздуха, поступающего в двигатель. По принципу вибротрамбования работает и ручной универсальный инструмент с пневмо-, гидро- и электроприводом, в частности, отбойные молотки и бетоноломы со специальными трамбующими насадками вместо пик. Разумеется, их использование носит не регулярный, а вспомогательный характер и не может рассматриваться в качестве приемлемого способа уплотнения больших объемов грунтов.
Таблица 5.10