Технические характеристики самоходных вибрационных катков

Параметры Тип катка
ДУ-47Б самоходный двухвальцовый вибрационный ДУ-62 самоходный с изменяемыми параметрами вибрации ДУ-58 самоходный комбинированный с изменяемыми параметрами вибрации
Масса катка, кг: без балласта с балластом   13 140 - - 16 000 - -
Ширина уплотняемой полосы, мм      
Вальцы: диаметр, мм: направляющих вибрационных ширина, мм: направляющих вибрационных           -   -     -   -
Число пневмоколес -
Вынужденная сила вибровозбудителя, кН 250; 110

Машина состоит (рис. 11.4) из тягача МоАЗ-6014, соединенного посредством седельно-сцепного устройства с пневмокатком, состоящим из пяти бункеров для загрузки балласта, дышла с передней балкой, задней балки с механизмом стопорения средних бункеров. Машина оснащена пневматическим и электрическим оборудованием.

Крайние бункера с помощью передней и задней балок соединены между собой и образуют жесткую раму. Внутри рамы на передней балке шарнирно закреплены три средних бункера. При такой конструкции бункера могут перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга. В днищах бункеров имеются люки для загрузки и выгрузки балласта.

Дышло сварной конструкции служит для соединения крайних бункеров между собой, а также для соединения катка с седельно-сцепным устройством тягача.

Колеса являются рабочим органом для уплотнения грунта. Они установлены в нишах бункеров. На продольных швеллерах бункера закреплен очиститель, предназначенный для очистки шин от налипшего грунта.

 
  Технические характеристики самоходных вибрационных катков - student2.ru

Рис. 11.4. Общий вид катка ДУ-16В:

1 – тягач; 2 - дышло в сборе; 3 – пневмосистема; 4 - задняя балка; 5 - колеса

Задняя балка соединяет крайние бункера между собой. На ней смонтированы направляющие ролики и три механизма стопорения средних бункеров. Механизм стопорения обеспечивает устойчивость катка при работе на поперечных уклонах, транспортировании и при смене колес.

Пневмосистема (рис. 11.5) предназначена для торможения катка и регулирования давления воздуха в шинах колес. Тормозная система катка подключена к магистрали, идущей от тормозного крана катка.

Электрооборудование катка предназначено для подачи сигналов во время движения и освещения номерного знака. Питание электрооборудования осуществляется от электросети тягача.

Каток ДУ-16В является машиной с шарнирно сочлененной рамой. Направление движения катка изменяют поворотом одноосного тягача относительно катка с помощью сцепного устройства и рулевого управления.

Седельно-сцепное устройство соединяет тягач с катком и передает вертикальную нагрузку от катка на тягач. Это устройство имеет две степени свободы и допускает поворот тягача относительно катка и качание обоих в вертикальной плоскости, перпендикулярной его продольной оси.

Устройство состоит из кронштейна, к которому приварена консоль с опорой цилиндров. На опоре закреплены цилиндры поворотов и золотниковая коробка. Кронштейн шарнирно соединен со средней поперечной рамой шкворнями, которые стопорятся в трубе поперечины клиньями.

Стойка катка шарнирно соединяется пальцами с кронштейном седельно-сцепного устройства тягача. Нижний палец стопорится в стойке клином. Верхний палец плавающего типа фиксируется в осевом направлении. Вертикальная нагрузка от катка на седельно-сцепное устройство тягача передается через опорную шайбу.

Угол качания катка относительно тягача ограничивается специальными площадками. Предельный угол качания 200 в каждую сторону.

Технические характеристики самоходных вибрационных катков - student2.ru

Рис. 11.5. Схема пневмосистемы катка ДУ-16В:

1 - кран управления давлением; 2 – манометр; 3 – коллектор; 4 - колесный кран; 5, 12 - воздушный баллон; 6, 13 - спусковые краны; 7, 16 - тормозные камеры;

8 - клапан тормоза; 9 – воздухосборник; 10 – компрессор; 11 - регулятор давления; 14 - кран отбора воздуха; 15 - разобщительный кран; 17 - тормозной кран

Для получения минимального радиуса поворота катка угол поворота должен быть 35-900 в каждую сторону.

Рулевое управление тягача состоит из рулевого механизма с гидрораспределителем, насоса, гидробака, переключателя, гидроцилиндра поворота, следящего устройства и маслопроводов. Для безопасного движения катка зазор рулевого колеса (свободный поворот рулевого колеса до начала поворота тягача) не должен превышать 250.

Работа катка ДУ-16В

Для облегчения процессов работы на пневмокатке машина оборудована соответствующими органами и системами управления. Движением катка, работой двигателя, рабочим и дополнительным оборудованием тягача управляют с помощью рычагов и педалей, рукояток, кнопок, размещенных в кабине тягача.

На одноосном тягаче МоАЗ-546П установлена одноместная цельнометаллическая кабина с одной дверью, установленной слева по ходу машины.

Органы управления двигателем включают кнопку дистанционного включателя массы, кнопку стартера, рукоятку останова двигателя, кольцо троса управления шторкой радиатора. Для остановки двигателя рукоятку подтягивают на себя до отказа и удерживают в таком положении до остановки двигателя, а затем возвращают в исходное положение.

Движением катка управляют с помощью педалей газа, тормоза, сцепления. Рычагом переключения передач включаются с первой по четвертую передачи в коробке передач.

Конструкция коробки передач однотипна с устройством коробки передач автомобиля МАЗ-5335 за исключением того, что пятая передача в ней блокирована. В дополнительной коробке при движении рычага вперед включается низшая передача; назад - высшая (транспортная). Об изменении направления движения сигнализируют с помощью переключателя поворотов.

К контрольным приборам относятся указатели: давления воздуха в пневмосистеме тягача и прицепа, давления масла в системе смазки двигателя, температуры воды в системе охлаждения, уровня топлива в баке. Для управления дополнительным оборудованием кабины используются: переключатель плафона и освещения приборов, включатель передних фар, включатель фароискателя, манометр давления в шинах, включатель вентилятора отопителя кабины, включатель звукового сигнала, щиток приборов, включатель стеклоочистителя (пневмопривод), контрольная лампочка датчика аварийного давления масла в двигателе.

На щитке приборов находятся включатель вентилятора отопителя кабины, контрольные и коммутационные приборы электроосвещения и сигнализации (зажженная лампочка указывает на падение давления в смазочной системе трансмиссии).

В непосредственной близости от сиденья водителя размещены педаль акселератора, педаль тормоза, манометр пневмосистемы катка, включатель «массы», рычаг переключения передач, рукоятка регулировки сиденья по высоте и по массе водителя, защелка горного тормоза, валик педали сцепления, педаль сцепления.

Кнопка включения стартера расположена на передней стенке кабины. Включают стартер при включенном включателе «массы».

Рукоятка акселератора и педаль акселератора расположены справа на передней стенке кабины.

Верхние положения рычага и педали соответствуют максимальной подаче топлива. Чтобы переключить скорость или временно остановить тягач, перемещают педаль вниз до упора, в результате подача топлива уменьшается и обороты дизеля снижаются до минимальных. Для уменьшения частоты вращения двигателя на длительное время следует рукоятку акселератора опустить вниз. В крайнем нижнем положении акселератора полностью выключена подача топлива.

Кольцо цепочки управления шторкой радиатора расположено слева на опоре крыши капота. Передвигая цепочку на себя, шторку закрывают, а положение ее фиксируют поворотом цепочки в прорези.

Указатель давления показывает постоянное давление воздуха в пневмосистеме (на реверсе). Второй указатель показывает рабочее давление в пневмосистеме после нажатия педали тормоза.

Указатель температуры в комплекте с электрическим датчиком предназначен для контроля температуры воды в системе охлаждения дизельного двигателя (нормальная температура воды при работе тягача +80-+950С, максимально допустимая +1000С).

Амперметр указывает величину зарядного (+) или разрядного (-) тока.

Для определения времени работы катка на корпус регулятора дизельного двигателя установлен работомер.

Педаль тормоза находится в кабине на правой колонке, установленной на кожухе сцепления.

При остановке катка на подъемах и спусках включают стояночный тормоз, передвигая рукоятку на себя и фиксируя ее защелкой.

Педаль сцепления находится в кабине на левой колонке, установленной на кожухе сцепления. Педаль сблокирована с рычагами переключения скоростей и диапазонов. Если ход педали сцепления равен 100±10мм, то блокировочный механизм закрыт (переключение передач невозможно). При дальнейшем ходе педали сцепления блокировочный механизм разъединяется. Перед остановкой двигателя рукоятки переключения передач и диапазонов должны быть установлены в нейтральное положение, так как сцепление легко выключать только при работающем двигателе. В выключенном положении педаль может удерживаться фиксатором.

Рукоятка переключения скоростей и диапазонов находится справа от машиниста. Включенные рукоятки фиксируются автоматически пружинным фиксатором.

Каток оборудован ножным тормозом, действующим на колеса. Ножной тормоз предназначен для торможения катка во время движения и имеет пневматический привод. Каток оборудован тормозами, обеспечивающими торможение крайних колес.

11.2.2. Катки для уплотнения оснований и дорожных покрытий

Самоходный двухвальцовый вибрационный каток ДУ-47Б предназначен для уплотнения дорожных покрытий, асфальтовых, песчано-гравийных и других материалов при производстве ремонтных и строительных работ.

Вибрационные самоходные двухвальцовые катки отличаются от статических наличием вибратора, установленного во внутренней полости вальца, механизма привода вибратора и упругой подвески вибрационного вальца на резинометаллических амортизаторах. Существующие катки имеют частоту колебаний 50-60 Гц и возмущающую силу до 70 кН. При амплитуде колебаний 0,3-0,4 мм вибрационный валец не отрывается от поверхности уплотняемого материала, а при большей амплитуде наблюдается его отрыв и переход в режим вибротрамбования.

Каток ДУ-47Б (рис. 11.6) представляет собой самоходную машину, приводимую в движение двигателем внутреннего сгорания. Основными сборочными единицами катка являются рама, двигатель, коробка передач с реверсивным механизмом, бортовой редуктор, вальцы, привод вибровозбудителя и механизмы управления.

Технические характеристики самоходных вибрационных катков - student2.ru

 
  Технические характеристики самоходных вибрационных катков - student2.ru

Рис. 11.6. Общий вид катка ДУ-47Б:

1 – рама; 2 - направляющий валец; 3 - обшивка рамы; 4 - установка двигателя и коробки передач; 5 – управление тормозом и поворотом вальца; 6 - пол рабочего места; 7 - топливная система; 8 - ведущий валец; 9 – редуктор; 10 - КПП

Рама представляет собой жесткую сварную конструкцию из листового и фасонного стального проката и является основной несущей конструкцией, на которой смонтированы все сборочные единицы и механизмы катка.

Виброкаток оборудован гидравлической системой поворота, состоящей из насоса, распределителя, гидробака, гидроцилиндров, трубопроводов и рукавов высокого давления.

Виброкаток снабжен механизмами управления, муфтой включения вибровозбудителя, тормозом, электрооборудованием, устройством для очистки и смачивания вальцов.

Топливная система, обеспечивающая работу двигателя катка, состоит из топливного бака, трехходового крана и топливоприводов. В днище топливного бака ввернут штуцер с заборной трубкой, верхний конец которой находится на 20 мм выше дна топливного бака.

К штуцеру привернут трехходовой кран, служащий для подачи топлива из бака. Отвод излишнего топлива от форсунок производится через трубопровод от фильтра в бак. Для контроля уровня топлива в баке установлен электрический датчик. Заливка топлива в бак происходит через заправочную горловину с сетчатым фильтром.

Рабочее место машиниста расположено в кабине под тентом и включает одно сиденье, рулевой механизм, рычаги управления и щиток контрольно-измерительных приборов. Кабина катка снабжена зеркалом заднего вида, солнцезащитными козырьками, аптечкой, огнетушителем, крючком для одежды, термосом, ковриками.

Сиденье как сборочная единица со спинкой и подлокотниками установлено на специальной рамке, изолированной от вибрации вальцов.

На рабочее место машиниста выведены рычаги управления тормозом, движением катка, вибровозбудителем, подачей дизельного топлива.

Для контроля за работой сборочных единиц катка на щитке приборов размещены: указатели частоты колебаний вибровозбудителя, кнопка звукового сигнала, замок зажигания, указатель (манометр) давления масла в системе смазывания двигателя, выключатели передних и задних фар, выключатель проблескового маяка, выключатель частотомеров привода вибровозбудителя, указатель температуры воды в системе охлаждения двигателя, выключатель плафона кабины, амперметр, счетчик моточасов, указатель уровня топлива в баке, указатель температуры рабочей жидкости в баке, контрольная лампа генератора, контрольная лампа тормозов.

Работа катка ДУ-47Б.

Все рычаги управления и приборы сосредоточены на рабочем месте машиниста, изолированном от вибрации благодаря подвеске на резиновых амортизаторах.

Управление подачей смачивающей жидкости заключается в регулировании краном (вентилем) количества подаваемой воды. Кран расположен на рабочем месте машиниста. Само смачивающее устройство состоит из сварного резервуара, расположенного с тыльной стороны рамы, двух вентилей подачи смачивающей жидкости, резиновых рукавов распределительных трубок направляющего и ведущего вальцов.

Электрооборудование вибрационного катка служит для обеспечения пуска двигателя, для питания осветительных, контрольно-измерительных приборов и звукового сигнала. Система электрооборудования катка однопроводная, отрицательные клеммы источников тока и потребителей соединены с массой (корпусом катка). Ток в сети постоянный, номинальное напряжение 12 В.

На катке установлены два источника питания: аккумуляторные батареи и генератор. Аккумуляторная батарея используется при пуске двигателя и при работе на малых оборотах холостого хода, когда напряжение на клеммах генератора ниже, чем на клеммах аккумуляторной батареи. Основным источником питания при работающем двигателе является генератор.

Электрооборудование включает в себя цепи: системы зарядки аккумуляторных батарей, системы запуска двигателя, системы сигнализации и контроля, системы освещения. К системе зарядки аккумуляторных батарей относятся генератор, амперметр, аккумуляторные батареи, включатель массы. К системе запуска двигателя относятся замок включателя стартера, реле стартера, добавочное сопротивление, свеча накаливания, фонарь контрольной лампы, стартер, включатель «массы». К системе сигнализации и контроля относятся амперметр, датчик температуры масла, фонарь контрольной лампы, включатель кнопочный, сигнал, указатель температуры масла, датчик уровня топлива, указатель уровня топлива, фонарь контрольной лампы. Система освещения включает переключатель, лампу освещения щитка приборов, передние и задние фары.

Силовая установка и трансмиссия катка ДУ-47Б предназначены для получения крутящего момента и преобразования по величине и направлению, передачи его для привода рабочих органов катка. Кинематическая схема катка приведена на рис. 11.7.

 
  Технические характеристики самоходных вибрационных катков - student2.ru

Рис. 11.7. Кинематическая схема катка ДУ-47Б:

1 – двигатель; 2 - муфта включения вибровозбудителя; 3 - вибровозбудитель;

4 – валец; 5 - бортовая передача; 6 - бортовой редуктор; 7 - коробка передач

Четырехтактный двигатель Д-144-67 и коробка передач с муфтой сцепления и реверсивным механизмом объединены в общий блок и установлены вдоль рамы катка на резиновых амортизаторах. Муфта сцепления фрикционная сухая однодисковая с ручным рычажным управлением служит для отключения двигателя от трансмиссии.

Крутящий момент от двигателя передается через коробку передач, карданный вал, бортовой редуктор и бортовую передачу на ведущий валец.

Коробка передач механическая трехскоростная с передвижными шестернями, собранная в блок-модуль в общем корпусе с муфтой сцепления.

Ведущий вибрационный валец (рис. 11.8) является основным рабочим органом катка. Он представляет собой пустотелый барабан внутри которого размещен механизм вибровозбудителя. Привод этого механизма осуществляется через клиноременную передачу. Для изоляции рамы от вибрации между вибровальцом и рамой имеются резинометаллические амортизаторы.

 
  Технические характеристики самоходных вибрационных катков - student2.ru

Рис. 11.8. Ведущий вибрационный валец:

1 – шарикоподшипник; 2 – роликоподшипник; 3 - левая ступица; 4 - вал вибровозбудителя; 5 - правая ступица; 6 – шкив; 7 – валец; 8 - бортовая шестерня

Передний валец ведомый, для облегчения поворота катка он разделен на две равные секции, вращающиеся независимо одна от другой на общей оси.

Самоходный трехвальцовый статический каток ДУ-49А предназначен для окончательного уплотнения дорожных оснований и покрытий из различных дорожно-строительных материалов. Последовательное расположение трех уплотнительных вальцов статического действия позволяет сократить число проходов, выполняемых при укатке асфальтоминеральных покрытий при строительстве или ремонте автомобильных дорог.

Модернизированный каток ДУ-49В имеет следующие преимущества: увеличена на 100 мм ширина всех вальцов, установлен двигатель с увеличенным моторесурсом, более рационально расположены рычаги и педали управления катком и установлено регулируемое сиденье машиниста, снижена трудоёмкость технического обслуживания катка при его эксплуатации.

Наши рекомендации