Определение содержания механических примесей и воды
Для определения содержания механических примесей в светлых нефтепродуктах (бензинах, керосинах, дизельных топливах) применяется стеклянный цилиндр (банка) емкостью не менее 250 мл.
Дизельное топливо, бензин или керосин, налитые в количестве 100-250 мл в емкость, при температуре 15-200 С должны быть прозрачными и не должны содержать взвешенных и осевших на дне цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
Таким же образом определяют содержание механических примесей в масле для судовых газовых турбин и турбинном масле.
Качественное определение наличия воды в дизельном топливе, бензине, керосине определяется – пробой марганцовокислого калия. Для этого необходимо: пробирка емкостью 15 мл; марганцовокислый калий. В пробирку налить 10 мл дизельного топлива, бензина или керосина из предварительно перемешанной в течение 5-ти минут пробы. При добавлении в пробирку 2-3-х кристаллов марганцовокислого калия и тщательном перемешивании не должно происходить окрашивания нефтепродукта. Малиновое окрашивание свидетельствует о наличии воды.
Для определения содержания механических примесей в рабочих маслах применяются: ванночка с прозрачной крышкой; пипетка для отбора масла; фильтр «синяя лента», диаметром 70 мм; растворитель (бензин Б-70).
Пробу испытуемого масла тщательно перемешать путем встряхивания в течение 5-ти минут. Пипеткой отобрать испытуемое масло без пузырьков воздуха, одну каплю поместить в центр фильтровальной бумаги.
После того, как капля высохла, надрезать фильтр по радиусу таким образом, чтобы получилась полоска шириной в 10 мм, конец которой находился бы у начала пятна, а начало – у края фильтра.
Полученный таким образом «хвостик» отогнуть под углом в 900 к плоскости фильтра. Фильтр уложить и накрыть ванночку, наполненную на одну четверть бензином таким образом, чтобы «хвостик» погрузился в бензин. Бенин поступает по «хвостику» к масляному пятну и вымывает из него масло.
Через 10-15 минут (когда бензин вымоет масло) фильтр вынуть, просушить на воздухе и сравнить на глаз интенсивность окраски полученного пятна с интенсивностью окраски эталонных пятен.
Если интенсивность окраски полученного пятна совпадает с интенсивностью какого-либо пятна эталона, то содержание механических примесей в испытуемой пробе будет равно указанному на эталоне содержанию механических примесей.
Если интенсивность полученного пятна не совпадает с интенсивностью пятна эталонов, то выбрать на шкале два пятна, интенсивность которых немного слабее и сильнее полученного пятна; и ориентировочно определить содержание механических примесей в испытуемой пробе масла.
Методика количественного определения содержания воды в топливе и смазочных маслах изложена в паспорте на влагомер.
Определение вязкости рабочих масел.Вязкостью называют свойство жидкости оказывать сопротивление при сдвиге или скольжении ее слоев. Как военно-техническая характеристика вязкость характеризует прокачиваемость горючего и оказывает влияние на такие параметры надежности военной техники как безотказность и долговечность.
Вязкость - это внутреннее трение между частицами жидкости, обусловленное межмолекулярным взаимодействием. Касательная сила внутреннего трения Fпри смещении одного слоя жидкости относительно другого пропорциональна градиенту скорости площади трущихся поверхностей S и некоторому коэффициенту пропорциональности µ, зависящему от природы жидкости и названному коэффициентом динамической вязкости:
Откуда:
Знак «минус» означает, что сила Fнаправлена в сторону, обратную направлению движения слоя, обладающего большей скоростью. В системе СГС за единицу динамической вязкости принят пуаз (П):
1 П =(дин•с)/см2=г/(с•см),
а в системе СИ - паскаль•секунда (Па•с или Н•С/м2):
1П =0,1 Па•с.
Вязкость нефтепродуктов часто оценивают в единицах так называемой кинематической вязкости. В этом случае коэффициент кинематической вязкости ν представляет собой отношение коэффициента динамической вязкости жидкости к ее плотности:
Единицу кинематической вязкости в системе СГС назвали стоксом (Ст):
1Ст = см2/с.
Для практических целей чаще пользуются величиной в сто раз меньшей стокса - сантистоксом (сСт). Вязкостью в 1 сСт обладает вода при 20,2° С. В системе СИ за единицу кинематической вязкости принят м2/с:
1сСт =10-4 м2/с
Сущность определения вязкости заключается в установлении точного времени перетекания жидкости при заданной температуре через капилляр под действием или внешней силы (для динамической вязкости) или собственного веса (для кинематической вязкости).
Коэффициентом динамической вязкости пользуются для горючего и смазочных материалов, имеющих при температуре испытания высокую вязкость.
Для большинства сортов топлив и масел широко пользуются более простым в определении коэффициентом кинематической вязкости, который определяют с помощью стеклянных V-образных вискозиметров ВПЖ-1, ВПЖ-2, ВПЖ-4 (рис. 2.1). Вискозиметры выпускаются с диаметром капилляра от 0,4 до 4 мм. Для обеспечения достаточной точности подбирают вискозиметр с таким диаметром, чтобы время истечения было не менее 200 с.
Зажав пальцем широкое колено и опустив узкое колено перевернутого вискозиметра в сосуд с нефтепродуктом, засасывают его до метки «М2» с помощью груши, подсоединенной к отводной трубке. Затем вискозиметр перевертывают в нормальное положение и устанавливают вертикально в термостате так, чтобы расширение было ниже уровня жидкости в термостате. После выдержки в термостате не менее 15 минут при заданной температуре выдавливают образец в узкое колено примерно до 1/3 расширения, сообщают колено с атмосферой и определяют время опускания мениска жидкости от метки «М» до метки «М2» (τ, в секундах).
| |||
Время τ определяют не менее трех раз и вычисляют среднее арифметическое с точностью до 0,1 с. Заданную температуру при технических измерениях вязкости необходимо поддерживать с точностью до 0,1° С. Коэффициент кинематической вязкости ν испытуемого нефтепродукта в сСт вычисляют по формуле
где с - постоянная вискозиметра, сСт/с (дается в свидетельстве о поверке).