Текущий ремонт электрических машин

При ТР-1 и ТР-2 осматривают основные узлы тяговых двигателей и вспомогательных машин, проверяют их техническое состояние, при необходимости ремонтируют или заменяют их исправными, если обнаруженные дефекты не могут быть устранены без снятия электрических машин с электровоза.

В крупных депо цехи ТР-1 и ТР-2, как правило, имеют ремонтные стойла, оснащенные комплексом технических средств для осмотра, проверки и ремонта тяговых двигателей, позволяющих обеспечить высокую степень механизации работ, в первую очередь трудоемких операций, предусмотренных технологическим ремонтным процессом, сократить время ремонта электрических машин, повысить его качество и культуру. На таких стойлах предусмотрены стационарные или передвижные домкраты для вывешивания колесных пар и прокручивания тяговых двигателей, устройства для продувки электрических машин сжатым воздухом с отсосом пыли, средства для сушки изоляции электрических машин, для заправки моторно-осевых подшипников, приспособления для прослушивания моторно-якорных подшипников, запрессовки в них смазки, для проверки и ремонта коллекторов и др.

К осмотру электрических машин приступают, убедившись предварительно, что снаружи они очищены и при открытии коллекторных люков в них не смогут попасть снег, вода, грязь.

Сушка изоляции.

В цехах текущего ремонта в зимних условиях поддерживают плюсовую температуру, поэтому рекомендуется устанавливать электровоз на ремонтные канавы с неохлажденными тяговыми двигателями и вспомогательными машинами. Резкий перепад температуры при постановке охлажденного электровоза в теплый цех вызывает образование инея на обмотках и коллекторах электрических машин и интенсивное увлажнение их изоляции. Поэтому зимой, как правило, электровозы ставят на ремонтные стойла отапливаемых цехов сразу после эксплуатации, когда электрические машины их не успели сильно охладиться и температура их обмоток и коллектора не ниже температуры цеха более чем на 5—6° С; при такой разнице температур образование инея не происходит. Остывшие вспомогательные машины перед установкой электровозов в цех при необходимости можно прогреть, подключив их к контактной сети на 15—20 мин.

В депо, в которых все ремонтные стойла оборудованы калориферной сушкой, установлен такой порядок: отцепляемый от поезда на плановый или неплановый ремонт электровоз поступает в цех не позднее чем через 1,5 ч. Дежурный моторист сразу подключает тяговые двигатели к калориферной установке, при этом подогрев происходит без образования влаги на якоре и полюсах, а следовательно, без снижения сопротивления изоляции тяговых двигателей, и длительной сушки изоляции не требуется.

В случаях когда электровоз в цех текущего ремонта устанавливают с охлажденными электрическими машинами, принимают меры, исключающие резкое увлажнение изоляции обмоток и коллекторов, которое весьма опасно и может привести к пробою изоляции обмоток или коллектора. К таким мерам относится продувка тяговых двигателей и вспомогательных машин воздухом. Продувку осуществляют сначала в течение 15—20 мин воздухом, имеющим температуру цеха, а затем подогретым от стационарных или передвижных калориферных установок. При продувке из двигателя удаляется смешанная с грязью влага, пока она не успела проникнуть внутрь изоляции.

Предварительная продувка машин весьма целесообразна еще и потому, что позволяет сократить время сушки изоляции обмоток тяговых двигателей, а иногда и вообще исключить ее.

При ТР-1 и ТР-2 сопротивление изоляции цепей тяговых двигателей и вспомогательных машин в холодном состоянии должно быть не менее 1,5 МОм. Если сопротивление изоляции ниже, то выявляют неисправные участки цепей. При этом отдельно проверяют каждый тяговый двигатель или вспомогательную машину. Увлажненные обмотки электрических машин целесообразно также выявлять, применяя приборы контроля влажности. Тяговые двигатели или вспомогательные машины, сопротивление изоляции которых ниже установленной нормы, подвергают сушке, не снимая их с электровоза.

Применяют калориферную, токовую или комбинированную сушку изоляции электрических машин. Наибольшее распространение получила калориферная сушка. Калориферная сушка исключает случаи повреждения коллекторов из-за чрезмерного нагрева отдельных коллекторных пластин или групп пластин, которые возможны при токовой сушке, не требует передвижения электровоза в процессе сушки, уменьшает время простоя электровоза, так как одновременно с калориферной сушкой можно осуществлять ремонт остальных узлов электровоза.

Тяговые двигатели подсоединяют к воздуховоду 4 калориферной установки цеха брезентовыми рукавами 6. В воздуховод 4 от нагревательного электрического (в отдельных случаях парового) элемента 7 специальным вентилятором 1 подается подогретый воздух. Для того чтобы сушка была эффективной, необходимо подавать в каждый двигатель 15—20 м3/мин подогретого до температуры 90—100° С воздуха. Опыт показывает, что для ускорения процесса сушки через каждые 1,5—2 ч питание калорифера целесообразно отключать на 15— 20 мин, оставляя вентилятор включенным.

Текущий ремонт электрических машин - student2.ru

Наши рекомендации