Разобщающие устройства плотов
2.4.1. Гидростатические разобщающие устройства, именуемые часто гидростатами, предназначены для освобождения найтовов, крепящих контейнеры плотов к подставкам и стеллажам при затоплении судна. Они могут быть разнообразных конструкций.
В разобщающем устройстве плотов ПСН (рис. 2.12.) при погружении судна вода заполняет внешнюю полость гидростата и с увеличением давления прогибает мембрану. Мембрана своим центром сдвигает шток; шарики проваливаются внутрь стакана, освобождая разобщающее звено, которое отделяется от корпуса.
Срабатывает устройство в зависимости от степени натяжения найтова, крепящего контейнер с плотом, при погружении на глубину 1.5 - 3.0 м. Масса гидростата 4.65 кг, а габариты 158 х 242 х 245 мм; с увеличением крена свыше 50° часть шариков остается на своих местах и устройство не срабатывает.
Для принудительного разобщения гидростата необходимо нажать на педаль рычага, который сдвинет шток.
2.4.2. Разобщающее устройство польских плотов (рис. 2.13.), разработано Государственным ЦКБ - 2 (Гданск).
При заполнении водой верхней (внешней) полости гидростата мембрана прогибается вниз, сжимает пружину и сдвигает шток, который освобождает собачку. При этом освобождается разобщающая часть с рымом, к которой прикреплен найтов контейнера.
Рис. 2.12. Гидростатическое разобщающее устройство плотов ПСН
1 - разобщающееся звено; 2 — шарики; 3 - шток, удерживающий шарики; 4 - корпус; 5 и 8 - внутренняя и внешняя полости; 6 и 9 - педаль и рычаг принудительного разобщения; 7 - крышка; 10 - скоба крепления к палубе; 11 и 13 - резиновая мембрана; 12 - отверстия во внешнюю полость и ее центр; 14 - пружина; 15 - пробка для удаления воды из внутренней полости; 16 - стакан.
Рис. 2.13. Гидростатическое разобщающее устройство ЦКБ - 2 (Польша)
1 - рым разобщающей части 9; 2 и 4 - верхняя и нижняя части корпуса; 3 - шток; 5 - скоба крепления к палубе глаголь-гаком; 6 - пружина; 7 - отверстия во внешнюю полость; 8 - резиновая мембрана; 10 - собачка.
Вместо привода принудительного разобщения используется скоба с глаголь-гаком.
2.4.3. Разобщающее соединение английской фирмы "Шермули" (рис. 2.14.) отличается своим быстродействием. Оно предназначено для экстренного сбрасывния надувного плота, в том числе по сигналу "Человек за бортом". По конструкции - это пиротехническое устройство. Основной частью соединения является взрывной болт, который проходит через обе части корпуса, средник и диск, закрывающий корпус.
Срабатывает соединение от батарейки после включения тока в цепи взрывного болта нажатием кнопки или у места нахождения плота или на ходовом мостике. В момент замыкания электрической цепи взрывается небольшой пороховой заряд, который разрушает взрывной болт. При этом средник оказывается разобщенным с частями корпуса и контейнер плота, будучи в этом положении незакрепленным, скатывается за борт под влиянием силы собственного веса.
Рис. 2.14. Быстроразмыкающееся соединение с дистанционным управлением английской фирмы "Шермули" 1 - провод штепсельной вилки 13 ; 2 - присоединительная гайка; 3 и 6 части корпуса; 4 - рым средника 5; 7 - кольца; 8 - диск, закрывающий корпус; 9 - гайка; 11 - резиновая прокладка; 12 - фигурная гайка со штепсельными шезда- ми; 13 - штепсельная вилка.
Руководство спуском и подъемом спасательных шлюпок и плотов
3.1. Подготовка к спуску
3.1.1. В расписании по тревогам указываются члены экипажа, в обязанности которых входит подготовка спасательных средств к немедленному использованию, независимо от того, потребуются в дальнейшем эти средства или нет. В реальной аварийной ситуации, при возникновении необходимости покинуть судно, спустить спасательную шлюпку или плот должен уметь каждый из оставшихся в живых членов экипажа при любом их количестве и профессиональном составе.
Командиры спасательных средств, совершенствуя свою подготовку по их эксплуатации, должны готовить экипаж к умелым и согласованным действиям по спуску и подъему. Подготовка спасательных средств начинается сразу же после объявления любой тревоги и состоит из ряда действий, которые необходимо осуществлять по возможности одновременно.
При подготовке к спуску шлюпки необходимо:
• снять чехол (с открытых шлюпок), открыть входные люки и застопорить крышки в фиксированном положении (в закрытых шлюпках);
• плотно завернуть пробки в сливные отверстия, разнести один носовой фалинь (из требуемых по снабжению двух, см. пункт 1.З.), тот, который крепится к носовой оконечности шлюпки кпевантом, как можно дальше в сторону носовой части судна и закрепить на главной палубе, например на утках фальшборта. Если имеется и третий - кормовой фалинь, то его разносят к корме судна. С его помощью удерживают шлюпку от раскачивания вдоль корпуса судна при спуске. Расчехлить спасательные шкентели с мусингами и аккуратно спустить в шлюпку;
•опробовать на холостом ходу двигатель, проверить его сцепление с гребным винтом, проверить наличие топлива в баке, вставить румпель (если он съемный);
•убедиться в исправности шлюпочной лебедки, ручного тормоза, подтягивающего устройства, концевых выключателей;
•убрать съемное или леерное ограждение в месте расположения шлюпки, проверить надежность крепления шторм-трапа на палубе, вывалить штормтрап до воды;
•отдать откидные части поворотных кильблоков (при их наличии) и шлюпочные найтовы, если не предусмотрена их автоматическая отдача;
•расстопорить стрелы шлюпбалок. Один из видов стопорного устройства показан на рис. 2.3.
•произвести доукомплектацию снабжения и средств жизнеобеспечения, если по условиям плавания некоторые виды снабжения невозможно держать в шлюпке. Например зимой, при отрицательных температурах, емкости с во- дой часто хранят в теплом помещении, поблизости от шлюпки.Погрузить шлюпку дополнительно теплые одеяла, одежду, воду, рекомендованные пищевые продукты;
•столкнуть шлюпку с места путем кратковременного ослаблении тормоза шлюпочной лебедки. Шлюпка готова к использованию. Если предполагается посадка людей со шлюпочной или специальной посадочной палубы, с места установки шлюпки, то дать ход шлюпбалкам ручным гормошм и бедки и, когда шлюпка опустится до уровня такой палубы, занести подтягивающее устройство (см. рис. 2.6.), подтянуть шлюпку к борту судна и закрепить ходовые концы лопарей талей; выбрать с главной палубы судна втугую фалини и закрепить их. В этом случае с посадочной палубы грузят в шлюпку и все необходимое;
•посадка людей в шлюпки на пассажирских судах должна осуществляться, как правило, с места установки шлюпок "по-походному".
Предварительное вываливание и спуск шлюпок до уровня специальной
посадочной палубы признается более рациональным в условиях накренения
судна. В этом случае используется для вываливания шлюпки начальная стадия аварии, когда крен еще не достиг критической величины в отношении возможности использования данной шлюпки. И посадка людей осуществляем значительно быстрее.
3.1.2. При подготовке к спуску спасательных плотов необходимо:
•снять леерное офаждение у места сбрасывания плота. Подготовить шторм-трап, закрепить, начиная с нижней балясины, опустить его на иск» днищ но борту;
•разъединить вручную гидростатическое разъединяющее устройчно на- жать на педаль гидростата как у отечественных плотов ПС11, либо отдать скобу. Найтовы отбросить в сторону борта;
•перевязать пусковой линь ниже слабого звена (он же фалинь у сбрасываемого плота) к корпусу судна, т.е. за утку, рым и т.п. в районе сбрасывания;
•снять плот с подставки и переместить к месту сбрасывания (если это неоюходимо). Убедиться, что водная поверхность у борга в месте сбрасывания чистая. Приготовиться к сбрасыванию по команде. Если контейнеры хранятся на стелажах-сбрасывателях, то сбрасывание, как правило, осуществляется непосредственно с этого места;
•если судно имеет постоянный крен более 15° сбрасывание плотов производится с одного борта в сторону крена и соответственно место сбрасывания выбирают на этом борту. Во всех случаях перемещения (или перекатывания) плотов следует принимать меры для предотвращении выдергивания пускового линя.
Спускаемый плот подносят к месту расположения плотбалок.Два фалиня и пусковой линь крепятся к корпусу судна. Захват (глаголь-гак) шкентеля стрелы плотбалки крепится за огон на плоту. Если захват такой конструкции, что автоматически выкладывается при приводнении плота (без нагрузки), то для предотвращения его самовыкладывания на начальной стадии подвешивания плота необходимо, введя огон, крепко сжать захват руками и удерживать так до натяжения шкентеля втугую — момент перед отрывом плота от палубы.
Плот готов к выносу его за пределы борта, раскрытию, посадке людей и спуску, что осуществляется по команде командира шлюпки, получившего разрешение на спуск с мостика.
3.1.3. Подготовка к спуску спасательных шлюпок, спускаемых методом свободного падения, осуществляется одним человеком. По шлюпочному расписанию это офицер, обычно, механик. При этом он отдает леерное ограждение подхода к мотоботу, отключает разъем линии зарядки аккумуляторных батарей от судового энергоснабжения. Далее он открывает входной люк, включает пакетник бортового электропитания от аккумуляторной батареи и выполняет действия по предварительной подготовке двигателя к пуску. Остальные действия по спуску выполняются командиром шлюпки (капитаном) изнутри шлюпки после посадки людей в нее (см. ниже пункт 3.2.).
3.2. Посадка на спасательные средства и их спуск
3.2.1. Решение об оставлении судна в аварийной ситуации может принять только капитан. Командиры спасательных средств (специалисты по спасательным средствам) должны уметь руководить посадкой людей в шлюпки и плоты и их спуском.
По приказанию капитана объявляется шлюпочная тревога и дается распоряжение об этом по трансляции принудительным вещанием. Все занимают свои места в шлюпках согласно расписанию. Командиры шлюпок проверяют наличие всех людей, которые должны быть в их шлюпке, и дают команду на спуск, если нет отсутствующих.
После объявления шлюпочной тревоги и в процессе посадки в спасательные средства старший помощник сам или во главе группы охраны порядка контролирует, чтобы никто не остался по тем или иным причинам (потеря сознания, травма, заклинивание выхода, повреждение каналов связи и т.д.). Нужно помнить, что вахта в машинном помещении находится в глубине судна, месте наиболее удаленном от расположения спасательных средств. При этом пути их эвакуации могут быть затруднены. Поэтому команду покинуть свои места машинной вахте нужно дать раньше объявления шлюпочной тревоги или одновременно с ней, но не позже.
Очень важно обеспечить должный порядок при посадке в спасательные средства и избежать паники при оставлении судна. Возникновение паники особенно вероятно на судах с большим числом людей, не относящихся к судовой команде (пассажирские, экспедиционные, учебные). В паническом состоянии сознание блокируется инстинктом самосохранения и человек действует неосознанно. Целью таких действий является удаление от опасности любыми средствами, в результате чего наступает деформация личности. Основная причина паники - это опасение о нехватке времени и спасательных средств для спасения, поэтому паника не возникает, если экипаж будет доверять капитану.
Начинается паника с кого-то первого, распространяясь затем на всю группу. Ей сопутствует ложное ощущение правильности своих действий. На самом деле она приводит, как правило, к катастрофическим последствиям, уничтожая все достигнутое ранее. Любыми средствами панику необходимо предотвратить, потому что остановить ее бывает очень трудно, а подчас и невозможно. Для предотвращения паники командир должен строго контролировать в первую очередь свое поведение в экстремальной ситуации, стараться не показать растерянности, даже если она в какой-то момент возникла. Остановить возникшую панику можно каким-нибудь неожиданным и сильным раздражителем (звук, боль, личный пример, угроза и т.д.).
Таким образом, посадка в спасательные средства должна проходить организованно, при этом в первую очередь нужно садить женщин, детей, раненых и стариков.
3.2.2.После посадки в шлюпку людей перед спуском командир шлюпки отдает команды "Завести двигатель" и "Приготовиться к спуску". Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро.
Сначала вывести шлюпку на вертикаль ноков стрел шлюпбалок, плавно потравливая лопари талей подтягивающего устройства, и затем выложить глаголь-гаки (см. рис. 2.6.).
Спустить шлюпку на воду ручным тормозом шлюпочной лебедки (лица, стоящие на фалинях, потравливают их так, чтобы шлюпка не раскачивалась, шкентеля с мусингами свободно вытравливаются из шлюпки).
Выложить гаки шлюп-талей при приводнении. Необходимо стремиться выложить оба блока талей одновременно. Обеспечивающим спуск закрепить фалини на судне без большой слабины и быстро по штормтрапу спуститься в шлюпку.
По команде командира шлюпки "Отдать фалини", вынуть клеванты из огонов, дать ход шлюпке и отвести ее от борта. Следует иметь в виду, что фалини всегда необходимо отдавать на шлюпке, а не' на борту судна и следить, чтобы конец отданного фалиня не попал под винт.
В случае невозможности нахождения у борта в ожидании спуска обеспечивающих из-за волнения или других опасностей, фалини отдать (обрубить) немедленно после выкладки гаков шлюпталей и отходить от борга, подбирая прыгающих в воду людей, оставшихся на борту и не севших в шлюпки
Если посадка людей осуществляется в положении шлюпки на воде, то они спускаются в нее по штормтрапу, спасательной сетке или шкентелям с мусингами после приводнения шлюпки, освобождения ее от талей и закрепления фалиней. При этом люди, уже находящиеся в шлюпке, с помощью отпорных крюков оберегают ее от ударов о корпус судна, удерживают натянутыми штормтрапы и шкентели с мусингами, принимают спускающихся и помогают им занять место в шлюпке.
Необходимо отметить, что использование двух фалиней, носового и кормового, не всегда оправдано, особенно в реальной аварийной ситуации. Разнесенные фалини уменьшают раскачивание шлюпки на талях вдоль борта, но малоэффективны при значительной бортовой качке. В то же время наличие второго фалиня чрезвычайно мешает при отходе шлюпки от борта. При одновременном спуске нескольких шлюпок с одного борта (например, на пассажирском судне) носовые и кормовые фалини перекрещиваются, в результате чего может создаться аварийная ситуация с самими шлюпками. Кроме того, при отходе от гибнущего судна фалини часто перерубаются и шлюпка может остаться совсем без фалиня после отхода от судна. Следовательно, если есть необходимость использовать кормовой фалинь, то он должен быть дополнительным к требуемым Кодексом ЛСА двум носовым.
Закрытые моторные спасательные шлюпки спускаются как правило с людьми с места нахождения их "по-походному". При этом если шлюпбалки оборудованы устройством отдачи их стопоров и управления спуском мотобота изнутри его, то обеспечивающие на палубе не остаются. Командир шлюпки сам выполняет действия по дистанционной отдаче стопоров, спуску мотобота и отдаче захватов шлюпталей при приводнении. Все спасающиеся располагаются по местам и хорошо крепятся стационарно установленными ремнями безопасности.
После подготовки к спуску мотобота, спускаемого свободным падением, (см. 3.1.3.) все члены экипажа по команде заходят в него, садятся в кресла, плотно крепятся ремнями безопасности. Поскольку мотобот находится под уклоном (32°), то безопаснее, особенно в штормовую погоду, перемещаться в нем при посадке спиной вперед и без разворота садиться в кресла, которые, как указывалось в 1.1.4.2., установлены спинками к носу. Все спасающиеся должны быть в касках.
Управляет спуском обычно сам капитан. Старший помощник обязан обеспечить доставку в мотобот аварийного радиобуя и транспондера, проконтролировать наличие всех людей и доложить об этом капитану, лично загерметизировать входной люк. После доклада о готовности всех к спуску капитан пускает двигатель и после этого дистанционно отдает крепление шлюпки.
Мотобот (капсула) скатывается по направляющим с кормы вниз, с ускорением падает в воду, погружаясь в нее под углом к вертикали до глубины 3 м, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.
На рис. 3.1. показаны фазы спуска шлюпки свободным падением.
Рис. 3.1. Спуск шлюпки методом свободного падения
3.2.3. Сбрасывание или спуск надувных спасательных плотов на воду по сравнению со спуском шлюпок (кроме спускаемых свободным падением) во много раз проще. Тем не менее эти операции должны выполняться в строго установленном порядке в соответствии с судовым расписанием под руководством командиров (старшин) плотов и только по их команде.
Во всех случаях перед сбрасыванием плота в воду обязательно следует убедиться в надежности крепления пускового линя к корпусу судна. После раскрытия плота пусковой линь будет использоваться как фалинь на время посадки людей. Полагаться на его удержание в руках нельзя.
Если плот небольшой вместимости, то два человека поднимают контейнер за торцы и сбрасывают его вручную. Плоты вместимостью 12 человек и бо- нее поднимают и сбрасывают четыре человека.
Если же контейнеры хранятся на стелажах-сбрасывателях, то сбрасывание плотов за борт осуществляют 1 - 2 человека. Сбрасывают поочередно, по возможности с некоторым интервалом времени, чтобы избежать перепутывания пусковых линей.
Как только плот достигнет воды, привести в действие систему газонаполнения. Для этого быстро выбрать слабину пускового линя, которая в соответствии с правилами комплектования плотов бывает не менее 10 м. Как только линь туго натянется надо резко, лучше несколько раз, дернуть его. Нагрузка, которую надо преодолеть, примерно равна 7 кг. Тем самым приведется в действие пусковая головка газового баллона, и газ начнет поступать в камеры плавучести и арки плота. В камерах создается внутреннее давление, которое разрывает шнуровку чехла и разрывные болты, скрепляющие бандажи контейнера. В результате этого половинки контейнера распадаются и освобождают быстро надувающийся плот (рис. 3.2.).
Надутый плот подтянуть к борту судна и удерживать у места посадки пусковым линем (уже стал фалинем).
Сначала в плот спускаются по шторм-трапу командир, который проверяет, правильно ли раскрылся плот и нет ли где повреждений, и 2 человека, которые принимают дополнительное снабжение, подаваемое с палубы. Проверив плот, командир дает команду на посадку. Люди спускаются по шторм-трапу, держась за его тетивы.
Два человека обеспечивают безопасность нахождения плота у борта судии и посадку остальных. Каждый спускающийся должен, не задерживаясь, нроходить под тент с тем, чтобы освободить вход следующему. В аварийной ситуации для ускорения посадки можно прыгать на вход плота с высоты до 2 метров или в крайнем случае на тент (арки) плота с высоты не более 4.5 метров. Чем ниже, тем, конечно, лучше. Прыгать надо без обуви или в мягкой обуви; стараться смягчать падение, опираясь на арки. Те, кто вошел в плот, располагаются по периметру, на днище лицом к центру.
Очень важно, с целью повышения шансов на выживание, попадать в плот сухим. Однако, когда нет времени для спуска или последовательных прыжков на плот, спасающиеся, имея на себе спасательные жилеты, должны прыгать в воду, подплывать к плоту и влезать в него через один из входов. Забраться в плот из воды, используя входные трапы, легче, чем в шлюпку. Это важное положительное качество надувных плотов в отличие от шлюпок, подъем из воды в которые очень труден, а для обессилевших людей просто невозможен. Для поднятия обессилевшего в шлюпку необходимо одному-двум человекам спуститься в воду и оказать помощь, подталкивая снизу, в то время, как другие два человека помогают непосредственно со шлюпки.
Рис. 3.2. Фазы раскрытия плота ПСН
Спуск в плот раненых и больных следует производить с надетыми на них надутыми нагрудниками или жилетами. Людей в тяжелом и бессознательном состоянии лучше спускать вместе с носилками, к которым они должны быть надежно привязаны. Конечно, посадка в плот со шторм-трапа может быть только при благоприятных погодных условиях. В подавляющем большинстве случаев аварийных ситуаций оставление судна и использование спасательных средств происходит при значительном волнении. Спасающиеся прыгают в воду с надетыми индивидуальными спасательными средствами, подплывают к плоту и влезают в него.
Если для эвакуации используются надувные спусковые устройства (морские эвакуационные системы) целесообразно сбрасывать плоты на воду у места установки МЭС, а пусковые лини передавать людям, находящимся на посадочной площадке, которые должны сразу подтягивать туда плот. Контейнер с ил о том можно спустить прямо по надувному желобу. При посадке пассажирок и плоты члены экипажа должны быть и у места выхода на спусковое устройство, и на посадочной площадке. Посадка ведется по группам, назначенным на каждый плот. Члены экипажа помогают пассажирам спускаться и занимать места в плоту (рис. 3.3.).
I - надувной спускопосадочный желоб; 2 - надувная платформ». < • насательный плот; 4 - полосы из светоотражающего матсришш, ^ I пасательные леера.
С каждой группой пассажиров в плоту должны находиться члены «мина жа, закрепленные расписанием на данный плот. Командир проверяет это перед отходом плота.
При использовании плотов, спускаемых с помощью плотбалки, обеспечивается их спуск вместе со спасающимися, с закрепленными к корпусу судна фалинями.
Подвешенный на плотбалке плот в контейнере (см. пункт 3.1.2), по команде "Вывести плот на стрелу" поворотом вручную плотбалки выносится за борт в нужное положение. Вынос контролируется совмещением меток на стандерсе плотбалки.
Рывком за пусковой линь привести в действие газонаполняющее устройство. Надутый плот подтянуть и закрепить вровень с палубой у борта так, чтобы спасающиеся могли свободно переходить с палубы в плот (рис. 3.4.). Некоторые плоты после их крепления к шкентелю плотбалки надувают прямо на палубе (если пространство позволяет) и затем выводятся за борт.
При качке плот плотно удерживают у борта судна члены экипажа, ведущие посадку. Когда закончится посадка в плот положенного числа людей, отвести его от борта на вертикаль нока стрелы и на тормозе установленной на плотбалке лебедки спустить на воду. После отдачи автоматического гака шкентель сразу выбирается лебедкой, и плотбалка готовится для навешивания очередного плота, который подносится к месту спуска.
В аварийных ситуациях отход от борта судна является первым действием после посадки в спасательные средства, направленным на выживание спасающихся.
Рис. 3.4. Посадка в спускаемый плот