Тема: Статистическое наблюдение
Практикум
По общей теории статистики
Тема: Статистика как наука
Задачи и упражнения
Ответьте на следующие вопросы:
1.1.Сформулируйте определение статистики как науки.
1.2.Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики.
1.3.Что такое совокупность, единица совокупности, признак, вариация признака?
1.4.Что такое закономерность?
1.5.Что является теоретической основой статистической науки?
1.6.Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.7.К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) пол человека; в) социальное положение вкладчика в банке; г) количество детей в семье; д) розничный товарооборот торгового предприятия.
1.8.К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки: а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности; г) состояние в браке.
1.9.К каким признакам (прерывным или непрерывным) относятся следующие признаки: а) численность населения; б) количество браков и разводов; в) производство продукции в стоимостном выражении; г) капитальные вложения в стоимостном выражении.
1.10.Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими признаками можно ее охарактеризовать?
1.11.Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.12.Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.13.Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств?
1.14.Какие количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов ВУЗа?
1.15.Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.16.Назовите основные факторные признаки, характеризующие вариацию успеваемости студентов.
1.17.Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.18.Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления: а) население; б) потребительский рынок; в) промышленность; г) транспорт и связь.
1.19.Найдите соответствующие данные и сравните половой и возрастной состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979, 1989 и 2002 годов. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половозрастной структуре населения и тенденциях ее изменения?
1.20.Найдите в статистическом сборнике и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам. Выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
Тема: Статистическое наблюдение
Задачи и упражнения
Ответьте на следующие вопросы:
2.1.Что такое статистическое наблюдение?
2.2.Какие вы знаете основные этапы проведения статистического наблюдения?
2.3.Какие вопросы необходимо решить при подготовке статистического наблюдения?
2.4.В чем состоит разница между понятиями «единица наблюдения» и «отчетная единица»?
2.5.Что понимается под программой наблюдения, какие требования предъявляются к ней?
2.6.Какие организационные вопросы являются важнейшими при проведении статистического наблюдения?
2.7.Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.
2.8.Что такое точность и ошибка наблюдения?
2.9.Какие бывают ошибки наблюдения?
2.10.Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фирмы с целью изучения текучести рабочей силы; б) студентов с целью изучения успеваемости; в) городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров.
2.11.Предполагается проведение одного из следующих статистических наблюдений: 1) обследование работников промышленных предприятий; 2) перепись оборудования на промышленных предприятиях; 3) обследование семей рабочих и служащих; 4) обследование строительных организаций; 5) обследование торговых предприятий; 6) изучение спроса на некоторые товары; 7) изучение общественного мнения по отдельным вопросам. По указанному наблюдению определите цель и задачи наблюдения; объекты и единицу наблюдения; основные признаки, подлежащие регистрации; вид, форму и способ наблюдения.
2.12.Торговая компания «Детский мир» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворение их спроса и затрат времени на приобретение необходимых товаров. Определите вид и способ наблюдения.
2.13.Какие бы признаки Вы наметили для регистрации при проведения проведении обследовании: а) страховых компаний города; б) промышленных предприятий с целью изучения безработицы; в) рынка жилья.
2.14.Менеджер супермаркета решил провести обследование с целью выявления резервов и направления улучшения работы его отделов. Помогите: 1) определить и ограничить объект и единицу наблюдения; 2) выбрать вид наблюдения и разработать его программу; 3) подготовить формуляр и краткую инструкцию.
2.15.Укажите форму, вид и способ наблюдения для следующих обследований: годовой баланс предприятия; перепись населения; выборы Президента страны; регистрация браков; регистрация предприятий в Едином государственном регистре предприятий и организаций; сертификация напитков; экзамен по статистике.
2.16.В целях изучения проблем молодых семей в городе намечено провести выборочное обследование. Определите перечень вопросов, которые можно было бы включить в анкету обследования.
2.17.Определите связь между сплошным, выборочными обследованиями и монографическим описанием.
2.18.Составьте инструментарий статистического обследования по сбору данных для анализа: а) экологической обстановки в регионе; б) эффективности рекламных объявлений; в) качества и стоимости обучения в ВУЗе.
2.19.Составьте перечень важнейших признаков, характеризующих следующие единицы статистического наблюдения; а) совместное предприятие; б) фермерское хозяйство; в) негосударственные учебные заведения (школа или ВУЗ); г) коммерческий банк; д) некоммерческая организация.
2.20.Составьте анкету опроса покупателей лыж или другой спортивной продукции, в которой все вопросы были бы а) открытыми; б) закрытыми.