Краткие теоретические сведения. В электроприводах постоянного тока в настоящее время используются двигатели постоянного тока с независимым возбуждением (ДПТ НВ)
В электроприводах постоянного тока в настоящее время используются двигатели постоянного тока с независимым возбуждением (ДПТ НВ). Схема включения ДПТ НВ приведена на рисунке 8. Особенностью этого двигателя является то, что якорь ДПТ и обмотка возбуждения получают питание от различных (независимых) источников энергии.
Для анализа работы ДПТ НВ в установившемся режиме работы используют его статические электромеханические и механические характеристики.
Статическая электромеханическая характеристика ДПТ НВ w=f(Iя) представляет собой зависимость угловой скорости от тока якоря в установившемся режиме работы. Электромеханическая характеристика позволяет оценить загрузку двигателя по току.
Выражение статической электромеханической характеристики ДПТ НВ для двигательного режима работы имеет вид:
, (1)
где UЯ – напряжение на якоре, В;
RЯ – сопротивление якорной цепи для нагретого состояния, Ом;
IЯ – ток якорной цепи, А;
Рисунок 8 – Схема включения ДПТ НВ |
k – конструктивный коэффициент двигателя;
Ф – полезный поток, Вб;
k×Ф – коэффициент ЭДС и момента (электромагнитного); при номинальном и неизменном потоке возбуждения (k×Фном=Сном).
Статическая механическая характеристика ДПТ НВ w=f(М) представляет собой зависимость угловой скорости от момента в установившемся режиме работы. Механическая характеристика позволяет определить скорость, с которой будет вращаться вал двигателя при изменении нагрузки на валу. Статическая механическая характеристика – есть множество точек установившегося режима работы электрической машины. По статической механической характеристике анализируют установившиеся режимы работы привода.
Выражение статической механической характеристики ДПТ НВ для двигательного режима работы имеет вид:
. (2)
В выражениях (1) и (2) угловая скорость w является функцией; IЯ и М являются аргументами, а все остальные величины, входящие в выражения характеристик, называют параметрами двигателя.
Статические характеристики (электромеханические и механические) рассчитанные и построенные при номинальных параметрах для нормальной схемы включения ДПТ НВ (отсутствуют добавочные сопротивления) носят название естественные характеристики. Выражения естественных статических электромеханической и механической характеристик имеют вид:
, (3)
. (4)
Параметры, входящие в выражения этих характеристик определяются следующим образом:
– номинальное напряжение на якоре задается в справочниках и указывается на табличке двигателя;
– сопротивление якорной цепи определяется выражением:
, (5)
где RОЯ – сопротивление обмотки якоря, Ом;
RОДП – сопротивление обмотки дополнительных полюсов, Ом;
RКО – сопротивление компенсационной обмотки, Ом;
RЩК – сопротивление щеточного контакта, Ом;
1,2 – коэффициент приведения сопротивлений к нагретому состоянию (в случае класса изоляции В).
Если сопротивления обмоток якоря, добавочных полюсов и компенсационной обмотки приведены в справочнике уже для нагретого состояния, то при расчете сопротивления якорной цепи следует вместо коэффициента 1,2 использовать коэффициент равный 1.
У двигателей небольшой мощности компенсационная обмотка может отсутствовать, тогда при расчете сопротивления якорной цепи в формуле (5) следует положить RКО = 0.
Сопротивление щеточного контакта определяется по формуле:
, (6)
где DUЩ – падение напряжения на щеточном контакте, В; (DUЩ = 0,6 В – для медно-графитовых щеток, DUЩ = 2 В – для графитовых щеток);
IЯном – номинальный ток якоря двигателя, А.
Обычно номинальный ток якоря приводится в справочнике или на табличке двигателя. Если ток якоря номинальный неизвестен, то его можно определить по формуле:
, (7)
где Р2ном – номинальная мощность на валу двигателя, Вт;
hном – номинальный коэффициент полезного действия, о.е.;
RОВ – сопротивление обмотки возбуждения, Ом.
В случае, если в справочнике не заданы сопротивления обмоток двигателя, то сопротивление якорной цепи можно оценить по приближенной формуле, считая, что половина всех потерь в двигателе приходится на долю переменных потерь:
; (8)
Коэффициент ЭДС и момента может быть определен из выражения естественной электромеханической характеристики, записанной для номинального режима работы двигателя. Выражение для определения этого коэффициента имеет вид:
, (9)
где wном – номинальная угловая скорость вала (якоря) двигателя, рад/с.
В справочнике и на табличке двигателя обычно указывается номинальная частота вращения вала двигателя nном [об/мин]. Угловая скорость и частота вращения связаны следующим выражением:
. (10)
При изменении хотя бы одного из параметров, входящих в выражения механической и электромеханической характеристик (напряжения на якоре, потока двигателя, добавочных сопротивлений) получают характеристики отличные от естественной. Такие характеристики называют искусственными. Естественная характеристика у двигателя одна, искусственных – множество. Искусственная характеристика, полученная введением в цепь якоря добавочного сопротивления (реостата) носит название – реостатная механическая (или электромеханическая) характеристика. Реостатная статическая механическая характеристика имеет вид:
, (11)
где RЯдоб – величина добавочного сопротивления, Ом.
Характеристики, полученные уменьшением напряжения на якоре ДПТ НВ или ослаблением потока, называют искусственными характеристиками при пониженном напряжении и искусственными характеристиками при ослабленном потоке соответственно.
Чтобы определить величину сопротивления, включенного в цепь якоря, нужно в выражение реостатной характеристики вместо w и М подставить их значения для заданного статического режима работы wС и МС и решить относительно RЯдоб. Аналогично поступают для определения требуемого напряжения или требуемого потока двигателя, для обеспечения работы привода с требуемой скоростью при заданном моменте нагрузки.
Формулы для определения требуемого добавочного сопротивления и требуемого напряжения на якоре имеют вид:
, (12)
. (13)
Из анализа выражений электромеханической и механической характеристик видно, что они линейны. Для двигательного режима работы ДПТ НВ угловая скорость и ток (момент) имеют одинаковые знаки. Характеристики двигательного режима работы располагаются в I–III квадрантах плоскости (w, М). Так как характеристики линейны, то для построения их достаточно рассчитать две точки. Подставляя в выражение требуемой характеристики два значения тока (момента) определяют угловые скорости, соответствующие этим токам (моментам). По полученным двум точкам на плоскости {(w, IЯ) или (w, М)} строят требуемую электромеханическую или механическую характеристику. Обычно для расчета первой точки электромеханической (механической) характеристики принимают IЯ=0 (М=0), при этом скорость вала двигателя будет равна скорости идеального холостого хода (w=w0). Скорость идеального холостого хода определяется выражением:
. (14)
Для расчета второй точки электромеханической (механической) характеристики принимают номинальное значение тока (момента) двигателя и рассчитывают угловую скорость.
При расчете статических механических характеристик двигателя следует иметь ввиду различие между моментом двигателя электромагнитным и моментом на его валу. Это разные моменты. Ввиду наличия механических потерь в двигателе (трение в подшипниках, вентиляционные потери) момент электромагнитный отличается от момента на валу на величину момента потерь вращения. Соотношение электромагнитного момента, момента на валу и момента потерь вращения имеет вид:
, (15)
где М – электромагнитный момент двигателя, Н×м;
МВ – момент на валу двигателя, Н×м;
DМ – момент потерь вращения, Н×м.
В выражении (15) знак «+» относится к двигательному, знак «–» – к тормозным режимам работы.
При совместном рассмотрении механических механизма w=f(MC) и характеристик двигателя w=f(MВ), в качестве последней следует рассматривать зависимость угловой скорости в функции момента на валу. Вместе с тем, эта зависимость имеет разрыв первого рода, обусловленный влиянием момента потерь вращения. Поэтому при решении задач в области автоматизированного электропривода лучше рассматривать механические характеристики двигателя w=f(M) (где М – электромагнитный момент), отнеся момент потерь вращения DМ, если его величина существенная (>5% от номинального момента), к нагрузке МС, или пренебрегая им в случае его малости (<5% от номинального момента).
Номинальный электромагнитный момент Мном:
. (16)
Номинальный момент на валу МВном:
. (17)
Тогда момент потерь вращения DМ:
. (18)
На рисунке 9 приведен примерный вид статических механических характеристик ДПТ НВ.
Рисунок 9 – Статические механические характеристики ДПТ НВ, где: 1 – естественная; 2 – искусственная при пониженном напряжении на якоре; 3 – реостатная; 4 – искусственная при ослаблении магнитного потока |
Контрольные вопросы
1. Что показывает статическая механическая характеристика двигателя постоянного тока с независимым возбуждением?
2. Записать выражение естественной механической характеристики двигателя постоянного тока с независимым возбуждением и проанализировать его.
3. В чем разница между моментом электромагнитным и моментом на валу двигателя? Как они соотносятся, например, в двигательном режиме работы?
4. Как изменится механическая и электромеханическая характеристика при ослаблении потока двигателя? Начертить эти характеристики.
5. В каких квадрантах плоскости {w, М} изображают статические характеристики в тормозных режимах работы (генераторное торможение, торможение противовключением)? Начертить эти характеристики.
6. Как изменится жесткость статической механической характеристики ДПТ с НВ, если в цепь якоря ввести добавочное сопротивление равное сопротивлению якоря?
7. Пояснить работу универсального лабораторного стенда при работе исследуемого двигателя в режиме торможения противовключением.
8. С какой целью в цепь якоря вводят дополнительное сопротивление при торможении двигателя противовключением?
9. Как графически определить требуемое добавочное сопротивление, включаемое в цепь якоря, для обеспечения работы двигателя при заданном статическом моменте с требуемой скоростью?
10. Как изменится угловая скорость двигателя, если напряжение на якоре двигателя уменьшить в два раза?
11. Как изменится жесткость статической механической характеристики ДПТ с НВ, если поток возбуждения уменьшить на 20%?
12. Пояснить процессы преобразования энергии в электромашинном агрегате при работе исследуемого двигателя в режиме генераторного торможения.
13. Как изменится показание амперметра, который контролирует ток якоря, при увеличении сигнала задания частоты инвертора (предварительно исследуемый двигатель работал в двигательном режиме работы)?
Лабораторная работа № 2