Кинематика буровой лебёдки
Рассматривается кинематическая схема двухвальной буровой лебёдки ЛБУ 1200 (рисунок 1)
Рисунок 1 - Кинематическая схема двух вальной буровой лебёдки
Лебёдка обеспечивает: подъём инструмента из скважины; спуск инструмента в скважину; передачу мощности буровому ротору; подъём и опускание буровой вышки; ликвидацию прихвата бурильной колонны.
При подъёме инструмента из скважины вращение подъёмного вала 1 производится через звёздочку z = 41 трансмиссионного вала 2 от главного привода при этом работает одна из цепных передач, в зависимости от включённой скорости:
2-я и 3-я скорости передача 68/21
5-я и 6-я скорости передача 36/29
Включение передачи 68/21 производится пневматической муфтой 1, передачи 36/29 муфтой 3. При подъёме инструмента из скважины электропорошковый тормоз ТЭП-4500 отключён от барабана кулачковой муфтой 4. В случае выхода из строя главного привода, подъём инструмента можно производить с помощью вспомогательного привода. Вращение подъёмного вала в этом случае производится через звёздочку z =39 трансмиссионного вала 2, цепную передачу 72/34 и кулачковую муфту 2.
Иногда при ликвидации осложнений в скважине необходимо производить подъём инструмента с одновремённом вращением инструмента. Кинематика лебёдки позволяет осуществлять одновремённую передачу вращения подъёмному валу и ротору.
Подъёмный вал приводится в действие в указанной выше последовательности. Трансмиссия ротора 6 передаёт мощность от трансмиссионного вала 2 через передачу 23/34 и звёздочку z =45 ротору.
При спуске инструмента подъёмный вал отключён от привода муфтами 1 и 3 и подключён к тормозу ТЭП-45000 кулачковой муфтой 4. Скорость спуска регулируется ленточным и электропорошковым тормозом 6. При необходимости подачи инструмента с одновремённым вращением ротора, подъёмный вал отключён от привода муфтами 1 и 3, а вал трансмиссии ротора подключён к валу 2 муфтой 5.
Подъём и опускание буровой вышки производится с помощью вспомогательного привода. Передача вращения подъёмному валу происходит через звёздочку z =39, цепную передачу 72/34 и кулачковую муфту 2.
Для ликвидации прихватов используется 1-я скорость. Эта же скорость используется при спуске обсадных колонн. Вращение подъёмного вала при этом происходит от передачи 68/21.