III. Опасность, связанная с эксплуатацией погрузчиков
ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков
I. Общие положения
1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков (далее - Правила) устанавливают требования к устройству, изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту и эксплуатации погрузчиков.
1.2. Действие настоящих Правил распространяется на:
a) вилочные погрузчики с противовесом (автопогрузчики и электропогрузчики);
б) погрузчики с выдвижными грузоподъемником или вилами;
в) погрузчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами);
г) погрузчики с платформой;
г) погрузчики с рабочим местом водителя, поднимается;
д) погрузчики с боковой взятием груза (односторонние, двухсторонние, фронтально-боковые т.п.);
е) Штабелеукладчики:
самоходные (с рабочим местом водителя или управляемые с пола);
с ручным передвижением (с электрическим или гидравлическим приводом подъема, с подъемом ручной лебедкой);
комбинированные.
Типы погрузчиков, на которые распространяются данные Правила, приведенные в приложении 1.
1.3. Требования этих Правил в части требований к строению распространяются на погрузчики и Штабелеукладчики (далее - погрузчики), изготовленные после вступления в силу настоящих Правил, а в части требований к эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации и к изготовлению составных частей погрузчиков для этих целей - также и на находящиеся в эксплуатации.
1.4. Настоящие Правила не распространяется на тележки грузовые с подъемным устройством; фронтальные, напивповоротни, перекидные одноковшовые, вилочные и грейферные погрузчики, оснащенные рычажной системой, на снегопогрузчики, на многоковшовые погрузчики и погрузчики с лапами, что нагребают, а также на погрузчики фронтальные стреловые погрузчики (с телескопической стрелой).
II. Определение терминов
2.1. В этих Правилах использованы термины, установленные действующими нормативно-правовыми актами, стандартами, санитарными нормами и правилами (далее - НД) Ниже приведены термины, дополнительно использованы в настоящих Правилах, и определения обозначенных ими понятий.
2.1.1. Грузоподъемность номинальная - наибольшая масса груза, указанная производителем, который может транспортировать и поднимать погрузчик Штабелеукладчик ) на высоту, равную:
3300 мм или наибольшая высота, если высота подъема меньше 3300 мм (вилочные погрузчики с противовесом; погрузчики с местом водителя, поднимается; погрузчики с боковой взятием груза);
3300 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил, с вертикальным грузоподъемником и горизонтальными вилами (погрузчики (Штабелеукладчики) с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчики (Штабелеукладчики) с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами));
2500 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы до 690 мм включительно или 3300 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы более 690 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил либо упором платформы (Штабелеукладчики и погрузчики с платформой).
2.1.2. Грузоподъемник - грузоподъемный механизм погрузчика, состоящий из закрепленной неподвижно или с возможностью наклона вперед-назад на определенный угол вертикальной рамы, в которой вертикально перемещается грузовая каретка или одна из нескольких подвижных направляющих с кареткой.
2.1.3. Грузоподъемник нетелескопичний (простой) - Грузоподъемник, состоящий только из одной пары направляющих.
2.1.4. Грузоподъемник телескопический - Грузоподъемник, состоящий из закрепленной неподвижно пары вертикальных направляющих и одной (или нескольких) подвижных направляющих.
2.1.5. Верхняя поверхность клыка - поверхность клыка, на которой располагается груз.
2.1.6. Высота свободного подъема - расстояние от опорной поверхности колес до верхней поверхности клыки, поднятого на высоту, при которой начинается увеличение габаритной высоты вертикально установленного Грузоподъемника.
2.1.7. Высота подъема - наибольшее расстояние от верхней поверхности клыки поднятых вил, установленных в горизонтальное положение, к опорной поверхности колес.
2.1.8. Высота подъема номинальная - установленная производителем высота подъема, на которую разрешается поднимать номинальный груз.
2.1.9. Высота подъема максимальная - наибольшая высота, на которую разрешается подъема груза.
2.1.10. Тележка грузовой с подъемным устройством - тележка, оснащенный устройством с вилами или платформой для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения.
2.1.11. Водитель погрузчика - работник, ответственный за движение погрузчика (Штабелеукладчики).
Водитель во время управления может сидеть, полусидеть или стоять в погрузчики (Штабелеукладчики), стоять на платформе водителя, которая может состоять, возвращаться или подниматься вместе с вилами, может управлять с пола, сопровождая Штабелеукладчик пешком.
2.1.12. Динамическая нагрузка - нагрузка, создаваемое пятикратным выполнением таких операций (с грузом, превышающим на 10% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D (рисунок 1):
подъема на полную высоту и опускания на площадку с 2-3 остановками с наклонным назад грузоподъемником ;
наклонения Грузоподъемника полностью вперед и назад с вилами, поднятыми на высоту от 900 мм до 1000 мм.
2.1.13. Диаграмма грузоподъемности - диаграмма зависимости грузоподъемности погрузчика от расстояния центра тяжести груза до передней поверхности спинки вил или от высоты подъема груза.
2.1.14. Длинномерный груз - груз, который имеет длину более 2 м.
2.1.15. Дополнительная платформа - грузовая платформа, доступная с платформы водителя (кабины или места водителя) и предназначена для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах т.п.) комплектовщика или погрузчика с местом водителя, поднимается.
2.1.16. Эксплуатация - стадия жизненного цикла погрузчика, на которой реализуют, поддерживают и восстанавливают качество погрузчика.
Эксплуатация охватывает этапы ввода а эксплуатацию, использование по назначению, хранение в процессе эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт, прекращение эксплуатации, списания (передачи, утилизации, уничтожения).
2.1.17. Сменный грузозахватный устройство - устройство, например, удлинитель, штыревой захватчик, безблокова стрела, сталкивателем, каретка поперечного перемещения, кантователь, боковой захватчик, что смещается, захватчик-кантователь, ковш т.д.), которым может оснащаться погрузчик в дополнение к вил (платформы) или вместо них, для обеспечения перемещения различных грузов (рулонов, мешков, бочек, навалочных грузов и т.п.).
2.1.18. Клык - горизонтальная часть вил, несущий груз.
2.1.19. Каретка - подвижная составляющая Грузоподъемника, надетая на закрепленную неподвижно вертикальную раму (в случае нетелескопичного Грузоподъемника) или на последнюю (внутреннюю) подвижную направляющую (в случае телескопического Грузоподъемника), которая несет вилы или сменные грузозахватные устройства.
2.1.20. Коэффициент торможения Сb - отношение, выраженное в процентах:
а) замедление а, м/с2, необходимого для полного торможение погрузчика, к ускорению свободного падения g, м/с2:
Cb = a/g*100; (1)
б) силы торможения Fb, Н, развивающаяся погрузчиком, к силе тяжести массы m этого погрузчика:
Cb = Fb/mg*100 (2)
где m, кг - масса погрузчика с номинальным грузом.
2.1.21. Комплектовщик - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с вилами, что позволяет водителю загружать (разгружать) груз со стеллажа в загрузочное устройство или дополнительную платформу.
2.1.22. Угол свободного поворота рулевого колеса - угол поворота рулевого колеса при работающем двигателе без сдвигания управляемых колес.
2.1.23. Модернизация - внесение изменений в конструкцию погрузчика, повышающие его безопасность, технический уровень или улучшают экономические характеристики путем замены отдельных составных частей на более современные при сохранении основных технических характеристик погрузчика, которые не повышается, перераспределения нагрузок или уменьшение собственного или грузовой устойчивости.
2.1.24. Погрузчик - машина циклического действия, относящегося к безрельсового нижнего транспорта (технологических транспортных средств), оборудована подъемным механизмом (грузоподъемником ) и вилами (платформой) или одним из переменных грузозахватных приспособлений для обеспечения подъема, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладки грузов.
2.1.25. Погрузчик вилочный с противовесом - погрузчик, оснащенный вилами или одним из переменных грузозахватных приспособлений, у которого груз, расположенный консольно относительно передних колес, уравновешивается массой погрузчика.
2.1.26. Погрузчик с боковой взятием груза (односторонняя) - погрузчик Грузоподъемник или каретка которого могут быть выдвинуты и перемещенные назад между осями (передним и задним мостами) шасси перпендикулярно продольной оси шасси, что позволяет подхватывать и поднимать груз без тары в уравновешенном положении относительно одной стороны машины и штабелировать разбирать штабель рядом с погрузчиком.
2.1.27. Погрузчик с боковой взятием груза (двусторонний) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз по обе стороны по направлению движения погрузчика.
2.1.28. Погрузчик с боковой взятием груза (фронтально-боковой) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз спереди и с обеих сторон в направлении движения погрузчика.
2.1.29. Погрузчик с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), - погрузчик, вилы которого расположены между разнесенными по ширине выносными опорами (лонжеронами), а центр тяжести груза всегда находится внутри опорного контура.
2.1.30. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами - погрузчик, оснащенный выносными опорами (лонжеронами), у которого груз может быть дополнительно перемещен путем передвижения Грузоподъемника или грузовой плиты с вилами.
2.1.31. Погрузчик с рабочим местом водителя, поднимается, - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с грузом при штабелировании.
2.1.32. Погрузчик с платформой - погрузчик, оснащенный грузовой платформой, расположенной над рамной конструкцией (выносными опорами).
2.1.33. Опасная зона погрузчика - пространство, в котором работники подвергаются риску относительно своего здоровья или безопасности результате перемещения груза погрузчиком или вследствие падения груза во время его перемещения и штабелирования погрузчиком с учетом горизонтальной проекции на землю траектории перемещения крупнейшего внешнего габарита груза и расстояния возможного отлет груза .
2.1.34. Негабаритный груз - груз, который превышает установленный габарит.
2.1.35. Передняя поверхность спинки вил - поверхность спинки, в которую упирается груз и от которой измеряется расстояние D до его центра тяжести.
2.1.36. Платформа водителя - составная часть погрузчика, на которой располагается водитель для управления погрузчиком.
2.1.37. Преодолеваемый подъем - прямолинейный участок площадки с усовершенствованным покрытием, имеющим уклон не менее указанного в НД и преодолена погрузчиком (погрузчики с двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС) - на низшей передаче коробки передач или гидромеханической передачи на длине уклона, указанной в руководстве по эксплуатации , а электропогрузчики - в режиме работы тягового электродвигателя S2 с длительностью, указанной в руководстве по эксплуатации).
2.1.38. Реконструкция - изменение основных технических характеристик погрузчика (грузоподъемности, скорости механизмов, высоты подъема), конструкции переменных грузозахватных приспособлений, типа привода, а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной устойчивости.
2.1.39. Ремонт - восстановление и (или) замена на новые поврежденных, изношенных или ставших непригодными по любой причине, составляющих частей и деталей погрузчиков (металлических конструкций, механизмов, гидропривода, электропривода, устройств безопасности и т.д.) с доведением их до исправного и работоспособного состояния, в том числе проведено в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов.
2.1.40. Рабочая зона загрузки - площадка, необходимый для маневрирования погрузчика при подъезда к месту погрузки или разгрузки и видьизу назад.
2.1.41. Рабочая платформа - конструкция, предназначенная для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах) погрузчика с целью устройства рабочего места, с которого можно безопасно работать.
2.1.42. Спредер - грузозахватный орган, предназначенный для автоматического строповки сверху крупнотоннажных контейнеров с угловыми фитингами при их перегрузки.
2.1.43. Статическая нагрузка - нагрузка, создаваемое выдерживанием в течение 10 мин груза превышает на 25% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D к передней поверхности спинки вил, установленного на вилы, поднятые на высоту от 200 мм до 300 мм с наклонным назад грузоподъемником (за наличие такого механизма).
2.1.44. Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию исправности или работоспособности погрузчика при использовании по назначению, хранения и транспортировки.
2.1.45. Штабелеукладчик - вилочный погрузчик малых габаритов и высокой маневренности, предназначенный для обслуживания стеллажей и работы преимущественно с грузами, уложенными на поддонах, на площадках (в помещениях) ограниченных размеров, вилы которого расположены над рамной конструкцией (выносными опорами).
2.1.46. Штабелеукладчик комбинированный - Штабелеукладчик , состоящий из комбинации составных частей, присущих разным типам погрузчиков, например Штабелеукладчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с раздвижными выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с выдвижным грузоподъемником , Штабелеукладчики с платформой т.д.
2.1.47. Штабелеукладчик самоходный - Штабелеукладчик , оборудованный механизмом для передвижения.
2.1.48. Штабелеукладчик с ручным передвижением - Штабелеукладчик , передвижения и маневрирования которого осуществляется работником путем толкания или буксировки напрямую вертикально или горизонтально расположенные рукоятки или дышло.
2.2. Термины "экспертное обследование (техническое диагностирование)", "технический осмотр" и "уполномоченная организация" применяются в значениях, определенных Порядком проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 687 (далее - НПАОП 0.00-6.18-04).
III. Опасность, связанная с эксплуатацией погрузчиков
3.1. Основные виды опасных факторов, которые могут возникнуть при эксплуатации и в случае нарушения условий эксплуатации погрузчиков:
3.1.1. Механические виды опасности, связанные с подъемными операциями погрузчиками и вызванные:
а) падением груза, столкновением, переброской погрузчика вследствие:
недостаточной устойчивости погрузчика;
неконтролируемого загрузки, перегрузки, превышения перекидного грузового момента;
неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей погрузчика;
неожиданного или непредвиденного движения груза;
несоответствующих переменных грузозахватных приспособлений и тары;
столкновения нескольких погрузчиков или погрузчиков с другими транспортными средствами;
б) недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;
в) неправильным выбором цепей, сменных грузозахватных приспособлений и их неправильным установлением (навеской) на погрузчик;
г) неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;
г) действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);
3.1.2. Механические виды опасности, связанные с составными частями погрузчика, с грузами, которые перемещаются, и обусловлены, например, формой (острые кромке, режущие элементы, остроконечные части и т.п.), местом установки, массой и устойчивостью (потенциальная энергия частей, которые могут быть урухомлени под действием силы тяжести), массой и скоростью (кинетическая энергия частей при контролируемого или неконтролируемого движений), ускорения, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломок или к разрушениям, накоплением энергии внутри погрузчика (в упругих элементах, в жидкостях, газах, находящихся под давлением) нарушением безопасных расстояний:
а) сдавливания;
б) порез;
в) розитнення или отсечения;
г) намотки, втягивания ли захват части одежды, конечностей т.п.;
г) удар;
д) укол или прокалывания;
е) разбрызгивания жидкости под высоким давлением;
е) потеря устойчивости элементов;
ж) скольжения, преткновения или падение (на погрузчики или с погрузчика) работников;
3.1.3. Электрические виды опасности от электрошока или ожогов, которые могут привести к травмам или смерти, или вследствие фактора неожиданности, вызванного электрическим ударом, - до падения работника по причине:
а) контакта работников с частями автопогрузчика, обычно находящихся под напряжением (прямой контакт);
б) контакта работников с частями автопогрузчика, находящихся под напряжением из-за неисправности (непрямой контакт);
в) действия электростатических процессов, например контакта работников с электрически заряженными частями;
г) термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов при коротких замыканий и т.п.;
3.1.4. Термические виды опасности, приводящие к ожогам, обморожения и других травм, вызванных:
а) контактом работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой;
б) пламенем или взрывом;
в) работой в горячем или холодном производственной среде;
3.1.5. Опасность, вызванная шумом, что может привести к:
а) длительного нарушения остроты слуха;
б) звона в ушах;
в) усталости, стресса и т.д.;
г) иных последствий, например нарушений равновесия, ослабление внимания и т.п.;
г) помехи языковым коммуникациям, акустическим сигналам т.п.;
3.1.6. Опасность, вызванная вибрацией, что может привести к значительным нарушениям здоровья (расстройство сосудистой и нервной систем, нарушения кровообращения, болезни суставов и др.);
3.1.7. Опасность, вызванная материалами, веществами (и их компонентами), используемых или выделяет погрузчик, что работает, а также перемещаемыми грузами вследствие:
а) их вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аэрозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновение через кожный покров;
б) пожаро-и взрывоопасности;
3.1.8. Опасность, вызванная попранием эргономических требований и принципов при разработке машин:
а) неудобная рабочая поза или чрезмерное или повторяющееся физическую нагрузку на организм водителя;
б) пренебрежение средствами индивидуальной защиты;
в) недостаточное местное освещение;
г) умственное перегрузки, стресс и т.д., возникающие во время рабочего процесса, процесса контроля за работой погрузчика или технического обслуживания в пределах их использования по назначению;
г) неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления;
д) неудобная конструкция или размещение приборов контроля;
3.1.9. Опасность, вызванная неожиданным запуском, неожиданным превышением скорости и т.д., вследствие:
а) выхода из строя или нарушения в работе системы управления;
б) прекращение подачи энергии и восстановление энергоснабжения после перерыва;
в) внешнего воздействия на электрооборудование;
г) действия природных атмосферных факторов;
г) ошибки водителя в управлении погрузчиком (за недостаточной соответствие погрузчика способностям и навыкам водителя);
3.1.10. Опасность, вызванная ошибками производителя при составлении руководства по эксплуатации и т.п.;
3.1.11. Опасность, вызванная поломками при работе, вследствие:
а) усталостного разрушения;
б) недопустимого величины деформации;
в) критического износа;
г) коррозии;
3.1.12. Опасность, вызванная предметами, падающими (инструмента, деталей погрузчика, вещей обслуживающего и ремонтного персонала и т.д.);
3.1.13. Опасность, вызванная движением погрузчика, его каретки:
а) движение при запуск двигателя;
б) движение в отсутствие водителя на своем месте;
в) движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;
3.1.14. Опасность, связанная с рабочим местом водителя погрузчика, вследствие:
а) падение водителя при попытке занять или покинуть рабочее место;
б) выбросов газов на рабочем месте;
в) пожара (воспламеняемость кабины, недостаток средств пожаротушения;
г) механических видов опасности на рабочем месте (контактирование с подвижными частями, наезд, падение предметов);
г) недостаточного обзора с рабочего места;
д) неподходящего освещения;
е) неудобного места для сидения;
е) шума на рабочем месте;
ж) вибрации на рабочем месте;
3.1.15. Опасность, связанная с системой управления:
а) неправильное размещение органов управления;
б) неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы;
3.1.16. Опасность, связанная с источниками и передачей энергии:
а) опасность, связанная с двигателем и аккумуляторами;
б) опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием погрузчика;
в) опасность, связанная с соединениями и средствами буксировки;
3.1.17. Опасность, связанная с третьими лицами:
а) несанкционированный запуск или эксплуатация;
б) отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов;
3.1.18. Опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:
а) ветровая нагрузка;
б) снеговую нагрузку;
в) гололедица, оледенения;
г) сейсмическую нагрузку;
г) грозовые электрические разряды.
3.2. Риски обслуживающего и ремонтного персонала от воздействия вышеприведенной опасности должны быть исключены или сведены к минимуму за счет выполнения мер, направленных на предупреждение прогнозируемых рисков и обеспечения безопасности при эксплуатации погрузчика, приведенных в этих Правилах.
При разработке погрузчиков должен быть проведен анализ прогнозируемой опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, порождаемых механическим, электрическим, химическим (от сырья, материалов и других веществ), термическим (тепловым) воздействием, а также нарушением требований эргономики и другими причинами.