Приведение статических моментов к валу электродвигателя
В простых по устройству механизмах рабочий орган соединен с электродвигателем непосредственно (напрямую). Например, в электроприводе насоса его крыльчатка закреплена непосредственно на валу электродвигателя. В этом случае статический момент, созданный крыльчаткой насоса, равен полезному моменту на валу электродвигателя. То есть, передача энергии от электродвигателя к насосу происходит без потерь. В более сложных по устройству механизмах, например, лебедках, брашпилях и т.п. используют передачи (редукторы). В этом случае в передаче возникают потери энергии, в результате чего статический момент механизма и полезный момент двигателя неодинаковы (больше полезный момент двигателя).
Механическая часть электропривода может быть сложной кинематической системой с большим количеством элементов. Каждый из элементов обладает упругостью, т.е. деформируется под нагрузкой, а в соединениях имеются воздушные зазоры. В инженерных расчётах можно пренебречь зазорами и упругостью элементов и принять механические связи между элементами абсолютно жёсткими.
При таком допущении движение одного элемента полностью характеризует движение всех элементов устройствэлектропривода, поэтому движение в электроприводе можно рассматривать на движении одного любого элемента. чил.27
Замена механической системы, в которой элементы с разными массами совершают вращательное и поступательное движения с разными скоростями, на один эквивалентный элемент (звено),движущийся с одной скоростью, называется п р и в е д е н и е м. чек.15
В качестве такого элемента, чаще всего, принимают вал двигателя, а все вращающиеся и поступательно движущиеся элементыприводят к скорости вращения вала двигателя, хотя в общем случае, скоростью приведения может быть скорость любого элемента. Для сохранения неизменными свойств реальной системы, приведение проводится с учётом постоянства запаса кинетической энергии системы до и после приведения.
Расчёт механической части электропривода сводится к расчёту движения обобщённого механического элемента, имеющего эквивалентную массу с приведенным моментом инерции , на эту массу воздействуетэлектромагнитный момент двигателя – М и(суммарный)приведенныйк скорости вала двигателя, статический момент(момент сопротивления) механизма – М .
Статический момент(момент сопротивления) механизма – М включает все механические потери в электроприводе, в том числе и механические потери в двигателе.чил.28.
Статический момент (момент сопротивления) механизма, возникающий на валу рабочей машины, включает две составляющих:
1) первую, которая соответствует полезной работе, выполняемой механизмом (например преодоление силы тяжести груза);
2) вторую, которая соответствует работе трения и преодоления сил инерции.
Так как конечной целью расчёта сложных систем является выбор электродвигателя, то следует определить момент, который должен развивать двигатель для обеспечения установившегося (статического) режима работы.
Электропривод будет работать в установившемся(статическом) режиме (т.е. с постоянной скоростью), если момент двигателя будет равен по абсолютной величине и противоположно направлен статическому моменту сопротивления механизма.Чек.18
Рассмотрим расчёт по выбору электродвигателя на примере упрощенного электропривода лебёдки, состоящего из электродвигателя , М одноступенчатого редуктора Ри грузового барабана Б (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Кинематическая схема электропривода лебёдки: М – электродвигатель, Р– редуктор, Б – грузовой барабан
Пусть предварительно заданы параметры механизма и передачи, а именно: статический момент (сопротитвления) механизма М , коэффициент полезного действия передачи –ηи её передаточное число – ί. При работе подьёмника основная часть мощности от двигателя предаётся на грузовой барабан, но её незначительная часть теряется на трение в редукторе и преодоление сил инерции во всех устройствах электропривода.
Мощность на валу электродвигателя
Р = ω М (2-3)
Мощность на валу механизма
Р = ω (2-4)
Мощности Р и Р связаны через коэффициент полезного действия передачи:
η = (2-5)
Подставим в формулу (2-5) правые части формул ( 2-3 ) и ( 2-4 ):
η = (2-6)
Из выражения (2-6) найдем статический момент (момент сопротитвления) механизма М (2-7), это тот же статический момент (момент сопротитвления) механизма, но приведенный к скорости вала электродвигателя
М = = ,(2-7),
М = .
где: ί = – передаточное число передачи (редуктора).
Таким образом статический момент механизма – М , через кпд –ηпередачи и передаточное число редуктора – ί, привели к скорости вращения вала двигателя.
Если между двигателем и механизмом имеется несколько передач с передаточными числами , ,…., и соответствующими КПД , ,..., статический момент (момент сопротитвления) механизма, приведенный к скорости вала двигателя, определяется формулой (2-8)