Виды и периодичность ТО машин
ежедневное обслуживание (ЕО);
техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность проведения различных видов технического обслуживания автомобилей зависит от типа и марки авто и условий их эксплуатации. Тяжелые условия эксплуатации: городской трафик, езда по бездорожью, эксплуатация автомобиля в зимний период при низких и летом при высоких температурах окружающей среды заставляют чаще выполнять техническое обслуживание.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводят один раз в сутки, после длительной поездки автомобиля. Оно заключается в приведении внешнего вида автомобиля и внутренних частей кузова в надлежащее состояние, в проверке заправке агрегатов и механизмов топливом, маслом, водой и воздухом, проверке укомплектованности и технической исправности всех агрегатов автомобиля, а также проверке состояния шин.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы, проводимые при ЕО, и, кроме того, ряд дополнительных смазочных, крепежных, контрольных и регулировочных работ, выполняемых, как правило, без снятия агрегатов и механизмов с автомобиля или их разборки и направленных на предупреждение неисправностей.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все работы, выполняемые при ТО-1, а также дополнительно более углубленные работы по предупреждению неисправностей и уменьшению износов.
Первое и второе техническое обслуживание проводится после определенного пробега в зависимости от условий эксплуатации.
Разрешенной максимальной массой менее 3,5 тонны:
не старше 3-х лет — освобождаются от прохождения ТО;
от 3 до 7 лет — проходят ТО раз в 2 года;
от 7 лет и старше — ежегодно.
Операция технического обслуживания | Приспособления и инструмент | Основные указания | ||
Проводить два раза в год при очередном ТО-2. Кроме работ, предусмотренных в ТО-2, дополнительно выполнять: | ||||
Контрольные и регулировочные работы | ||||
1. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры клапанного механизма | Ключ специальный для регулировки клапанов, ключ для проворачивания коленчатого вала, щупы | |||
2. Один раз в год снять топливный насос высокого давления с двигателя, проверить его на стекле и при необходимости отрегулировать | Ключи гаечные 17х19. 14х17, головка сменная 12, вороток, отвертка, стенд для регулировки насоса | |||
3. Снять дистанционный механизм с крышки коробки передач, осмотреть детали и сочленения и устранить неисправности | Ключи гаечные 13х17, 12х24, пассатижи, отвертка | |||
4. Снять рулевые тяги и гидроусилитель для проверки состояния деталей шаровых сочленений и после устранения неисправностей установить на автомобиль | Ключи гаечные 12х13, 13х17, 17х19, 24х27, молоток, отвертка | Сухари и пружины с трещинами и поврежденные пальцы (выкрашивание рабочих поверхностей, трещины и т. д.) подлежат замене | ||
5. Снять стартер, генератор с двигателя, очистить его от пыли и грязи, проверять состояние щеток коллектора, механизма привода, состояние и регулировку реле стартера, устранить обнаруженные неисправности, смазать подшипники; поставить стартер и генератор на двигатель | Ключи гаечные 12х13, 13х17, линейка | |||
6. Снять и разобрать цилиндр пневмоусилителя сцепления. Промыть в дизельном топливе детали цилиндра и при необходимости заменить изношенные детали. Особое внимание следует обратить на надежность стопорения кольцом шарового конца штока в поршне. Перед сборкой смазать трущиеся поверхности цилиндра и поршня, заполнить кольцевую канавку на поршне смазкой Лигол-24 или ЦИАТИМ-201 | ||||
После сборки и установки цилиндра на автомобиль произвести регулировку свободного хода педали сцепления и проверить герметичность привода | ||||
Смазочные и очистные работы | ||||
7. Слить масло из системы гидроусилителя рулевого управления | ||||
8. Промыть бачок насоса гидроусилителя и залить свежее масло в систему гидроусилителя рулевого управления | ||||
9. Заменить масло в амортизаторах | ||||
10. Смазать червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов | ||||
11. Смазать трос останова двигателя и включения моторного тормоза | ||||
12. Смазать трос управления шторкой радиатора | ||||
Разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны (а также прицепы и полуприцепы с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны).
Ежегодно.
Грузовые автомобили и прицепы к ним, предназначенные для перевозки опасных грузов:
раз в шесть месяцев.