Приемоперекачивающий топливный трубопровод

Выполняет следующие функции:

¾ прием и выгрузку топлива во время стоянки судна;

¾ прием и выгрузку топлива в море на ходу судна;

¾ перекачивание топлива между цистернами;

¾ предотвращает перелив топлива через головки воздушных труб при его перекачивании или приеме на судно.

Указанные операции могут осуществляться одновременно с подачей топлива к двигателям и котлам.

Кроме того, приемоперекачивающий трубопровод используют для ликвидации крена и дифферента судна при аварийных ситуациях или для устранения в необходимых случаях крена и дифферента, возникающих при расходовании топлива.

Прием топлива на судно осуществляется с помощью внесудовых средств береговых или плавучих бункеровочных баз. Для этого на главной палубе или под нею прокладывают постоянный трубопровод с приемными отростками, выведенными в специальные приемные станции, отделенные от других помещений. Как правило, приемные станции размещают в средней части судна вблизи устройства для приема жидких грузов по обоим бортам судна, а на танкерах — в районе грузовых станций.

Станции приема топлива оборудуют фильтром предварительной очистки (или грязевой коробкой), измерительным устройством (нефтемером), а также термометрами и манометрами. Топливо подают на судно по шлангам, плотно соединенным с патрубками системы с помощью специального замка, струбцин или штуцеров. Топливо может быть принято с любого борта.

Основную магистраль приемного трубопровода рекомендуется проводить прямолинейно.

Если на судне используется несколько сортов топлив, то для каждого из них можно предусматривать автономные приемные и перекачивающие трубопроводы; допускается прием разных сортов топлива по единому трубопроводу.

При заполнении цистерн запаса не допускается перелив через головки воздушных труб. Контроль осуществляется одним из трех способов: по переливным трубам, по воздушно-переливным трубам и по контрольным цистернам (рисунок 2.1).

Контрольные цистерны оборудуют световой и звуковой сигнализацией, которая срабатывает при заполнении цистерны до определенного уровня, а также устройством для постоянного наблюдения за наполнением цистерны. После заполнения в цистернах должно оставаться свободное пространство, позволяющее производить прием топлива при максимальной его подаче в течение 5 мин.

Для перекачивания топлива из цистерны в цистерну и для выдачи его на берег служат топливоперекачивающие насосы. По конструкции они бывают винтовые и шестеренные. Количество насосов определяют в зависимости от состава СЭУ и должны обеспечивать их резерв. Рекомендуется предусматривать насосы для каждого сорта топлива.

Приемоперекачивающий топливный трубопровод - student2.ru Приемоперекачивающий топливный трубопровод - student2.ru

а — по переливным трубам; б — по воздушно-переливным трубам;

1 — трубопровод от внесудовых средств; 2 — переливная труба;

3 —переливная цистерна; 4 — трубопровод к топливоперекачивающим насосам

Рисунок 2.1 – Схема приема топлива в цистерны запаса

с различными способами контроля уровня

На рисунке 2.2 показана принципиальная схема приема, перекачивания и выдачи моторного топлива крупнотоннажного судна с МОД.

Прием топлива на судно производится приемными станциями левого и правого бортов через фильтр предварительной очистки. Каждый приемный трубопровод оборудован клинкетной задвижкой и приборами. Основной запас топлива хранится в бортовых и днищевых цистернах тяжелого топлива. В состав системы входит и переливная цистерна. Приборы позволяют осуществлять дистанционный контроль уровня в цистернах запаса топлива, который ведется из ЦПУ. Предусмотрен и местный контроль уровня заполнения цистерн с помощью указательных колонок и разметок.

Перекачивание топлива из одних цистерн в другие, заполнение отстойной цистерны и цистерны котельного топлива, а также выдача его на берег и другому судну осуществляется винтовым топливоперекачивающим насосом, на приемном трубопроводе которого установлен фильтр грубой очистки.

Приемоперекачивающий топливный трубопровод - student2.ru

1 - цистерны моторного топлива; 2 - трубопровод продувания; 3 - переливная труба;

4 — патрубки приема топлива; 5- труба к цистерне сбора протечек топлива; 6 — цистерна сбора протечек топлива и масса; 7 - цистерна моторного топлива, переливная;

8 — ци­стерна запаса топлива; 9 — труба к сепараторам; 10 — насос перекачивания моторного топлива; 11— цистерна моторного топлива, отстойная; 12— труба из цистерны запаса топлива; 13— труба в расходную цистерну; 14— труба в цистерну сбора протечек топлива и масла; 15— насос перекачивания протечек топлива; 16 - цистерна котельного топлива; 17 - труба к цистерне вод, загрязненных нефтепродуктами

Рисунок 2 – Принципиальная схема трубопроводов приема,

перекачивания и выдачи моторного топлива ДУ с МОД

Осушение цистерны протечек топлива и масла производится шестеренным электронасосом или ручным насосом путем перекачивания в цистерну котельного топлива или в цистерну вод, загрязненных нефтепродуктами. Эти же насосы можно использовать и для перекачивания дизельного топлива. Система оборудована трубопроводом для сбора протечек топлива от фильтров и кранов взятия проб.

Цистерны

Для хранения жидкого топлива на судне служат топливные цистерны, которые по конструкции делят на корпусные и вкладные. Корпусные цистерны образованы элементами корпусных конструкций: обшивкой, вторым дном, переборками судна. Вкладные цистерны представляют собой самостоятельную сварную металлическую конструкцию. Размеры и форма определяются назначением и местом их установки на судне.

По назначению различают следующие судовые цистерны:

¾ основного запаса;

¾ аварийного запаса;

¾ расходные;

¾ отстойные;

¾ переливные;

¾ сточные грязного топлива и отходов сепарации.

Цистерны основного запаса обычно располагают в бортовых отсеках, диптанках и в междудонном пространстве, в виде нескольких цистерн с симметричным расположением относительно диаметральной плоскости судна и равных по объему. Общая вместимость цистерн для каждого вида топлива зависит от автономности плавания и определяется расчетом.

Цистерны аварийного запаса топлива, не требующего подогрева, предусматривают на судах неограниченного района плавания и размещают вне двойного дна. Их вместимость должна быть не менее суточного запаса топлива на энергетическую установку.

Расходные цистерны, служащие для хранения топлива, подготовленного для двигателя, располагают в бортовых отсеках, диптанках. Обычно их изготовляют вкладными. Расходные цистерны для высоковязких топлив снабжают паровыми змеевиками. На судне с одним главным двигателем обычно устанавливают две расходные цистерны на каждый вид топлива. Для создания подпора для топливоподкачивающего насоса и обеспечения бесперебойной подачи топлива к двигателю, особенно при сильной качке судна, расходные цистерны располагают по высоте над двигателями, исключая попадание случайных протечек топлива на двигатель.

Отстойные цистерны предназначены для предварительного отстоя топлива, во время которого из него выпадают твердые частицы и осаждается вода. Их размещают вблизи расходных цистерн одинаковой с ними вместимости. Отстойные (по разным бортам судна) и расходные цистерны (спаренные) при работе двигателя могут быть подключены последовательно: когда топливо расходуется из первой, во второй осуществляется его отстой.

Переливные цистерны служат для приема в них топлива, переполняющего цистерны, расположенные выше двойного дна, при их заполнении или при перекачивании топлива из одних цистерн в другие. Переливные цистерны изготовляют корпусными и вкладными, но располагают на судне как можно ниже: в двойном дне или под настилом пола машинного отделения.

Сточные цистерны предназначены для сбора утечек через неплотности топливных насосов, форсунок, поддонов вкладных цистерн, фильтров, системы автоматики и другого оборудования.

Цистерну грязного топлива устанавливают для сбора отстоя воды и шлама из фильтров, отстойных и расходных цистерн.

Цистерна отходов сепарации служит для сбора грязи и смолистых веществ топлива при работе самоочищающихся сепараторов.

Цистерны грязного топлива, сточные и отходов сепарации располагают в междудонном отсеке и соединяют трубопроводами с поддонами механизмов и другими местами утечек, откуда собирается шлам и обводненное топливо.

Топливные цистерны (отсеки) двойного дна. Каждая топливная цистерна должна быть оборудована воздушными трубами, измерительными устройствами, лазами для осмотра и очистки, а цистерны тяжелого топлива – еще и змеевиками-подогревателями для общего и местного подогрева топлива.

Воздушные трубы выводят из верхних точек цистерн на верхнюю или другие палубы выше палубы переборок в удобные и безопасные в пожарном отношении места. Концы воздушных труб снабжают противопожарными сетками, а при опасности их заливания забортной водой на трубах устанавливают невозвратные шаровые клапаны.

Для измерения количества топлива в цистернах двойного дна обычно используют измерительные трубы с размеченными для каждой цистерны футштоками. Измерительные трубы цистерн, расположенных вне машинно-котельных отделений, выводят на открытую палубу, а измерительные трубы цистерн, расположенных в районе машинного и котельного отделений, выводят под настил и снабжают непроницаемыми запорными приспособлениями, которые предохраняют судно от затопления через измерительные трубы в случае пробоины в корпусе в районе цистерны. Цистерны изготовляют герметичными, во избежание попадания в них воды.

Переливные и сточные цистерны оборудуют световой и звуковой предупредительной сигнализацией по верхнему уровню топлива.

К верхней части цистерн подводят трубопровод насыщенного пара давлением до 0,5 МПа, служащий для пропаривания перед очисткой и для тушения пожара в цистернах.

Наши рекомендации