Эксплуатация механического оборудования. Борьба с обледенением металлоконструкций
К механическому оборудованию относятся: затворы, сороудерживающие решетки, эстакады, подкрановые пути, подвижные подъемно-транспортные механизмы, решеткоочистительные машины, тележки, для транспортировки затворов, трансформаторов и т.д.
Механическое оборудование и металлоконструкции во время эксплуатации подвергаются постоянному надзору, ревизии, профилактических, плановых и др. ремонтам, что позволят поддерживать их в работоспособном состоянии.
Основные положения эксплуатационных мероприятий для различного механического оборудования.
Затворы.
В процессе профилактических осмотров и текущих ремонтов обращают внимание на:
- состояние сварных соединений (при необходимости швы заваривают)
- надежность натяжки соединений
- состояние тросов, тяговых цепей, блоков, трущихся частей, которые периодически очищают керосином от старой смазки и смазывают новой
- состояние резины и металла
- положение опор вала затвора в подшипниках
- появление коррозии несущих элементов затвора
- блокировочные устройства, отключающие электропривод при переводе подъемного механизма на ручной привод
Если толщина слоя коррозии на затворах составляет более 10%толщины элемента, то рассматривают вопрос о его замене или капремонте. При меньшей коррозии металл зачищают и покрывают антикоррозионной краской.
При нарушении уплотняющей резины до ее замены устанавливаю местные стальные, резиновые или деревянные клиновые прокладки, которые выравнивают резину и тем самым устраняют очаги фильтрации.
Если колеса опорно-ходовых устройств не вращаются или поворачиваются с трудом, то их срочно ремонтируют. в шарнирах систематически меняют смазку. В нерабочий период (например осенне-зимний) шарниры консервируют для защиты от осадков, а перед пуском их вскрывают, тщательно зачищают и покрывают антикоррозионной и противообрастающей красками.
На металлических частях оборудования образуется донный лед. На обшивке затворов зимой с нижней стороны появляется наледь. при сильном обмерзании подъем их становится затруднительным или невозможным. тогда затвор очищают от намерзшего льда, чтобы он плотно примыкал к бетонным поверхностям. Наиболее распространенный способ недопущения значительно обмерзания или освобождения обмерзшего затвора от наледи – обогрев его отдельных элементов (чаще закладных частей).
Существуют следующие системы обогрева, работающие постоянно или временно:
- электромаслообогрев с естественной циркуляцией масла. Применяется для закладных не имеющих горизонтальных участков. У обогреваемой закладной в бетоне размещаю трубы или металлические короба, которые наполняют маслом. Его нагревают с помощью электронагревателя. Способ эффективен, экономичен и прост.
- электромаслообогрев с принудительной циркуляцией масла. Для горизонтальных и вертикальных закладных. С помощью насосов по заложенным трубам прогоняют нагретое в специальном электрическом бойлере масло, которое после охлаждения снова поступает в бойлер.
- электрообогрев с пропускание тока по закладным. Он опасен для обслуживающего персонала при напряжении 220В, поэтому в случае его применения необходимы понижающие трансформаторы. Также возможно возникновение короткого замыкания
- шинный обогрев. Отличается от предыдущего тем, что ток пропускается не по закладным, а по специальным шинам, положенным в бетоне вблизи от закладных.
- индукционный обогрев. Он основан на вихревых токах при пересечении переменным электромагнитным полем ферромагнитных тел. Он экономичнее и эффективнее, чем шинный, но дорогой и используется на небольших поверхностях.
В условиях нормальной эксплуатации поверхностных затворов, особенно перед весенним паводком, не допускается образование льда на обшивке и особенно в пазах затвора, примерзание нижней части затвора к порогу, обмерзание уплотнений, опорно-ходовых частей. Для этого у затвора поддерживают майну путем устройства траншеи шириной не менее 1м.
Способы поддержания майны:
- устройство воздуходувных установок и потокообразователей путем пуска воздуха или воды через патрубок или перфорированные трубы, уложенные в более глубоких слоях воды
- систематическая вырубка и удаление льда
- прикрытие укрепляющим материалом (солома, легкие дешевые утеплители из искусственных материалов)
- подвод от ближайшей ТЭЦ горячей воды или теплых родников.
Целесообразнее использовать различные комбинации утепляющих устройств (электрообогрев, воздушные потокообразователи, теплоизоляционные обшивки и т.д.)
Для предупреждения обмерзания затвора со стороны НБ применяют утеплители обшивки (пенобетон, минвата, пенопласт, дерево, пробку и т.п.). для большего эффекта в пространстве между обшивкой и утеплителем размещают электроподогревающие устройства.
Во избежание обмерзания решеток их верхнюю часть, выступающую из воды, утепляют или обогревают