Выбор марок сталей для зубчатых колес
В термически необработанном состоянии механические свойства всех сталей близки. Поэтому применение легированных сталей без термообработки недопустимо.
Прокаливаемость сталей различна: углеродистых - наименьшая, высоколегированных - наибольшая. Стали с плохой прокаливаемостыо при больших сечениях нельзя термически обработать на высокую твердость. Поэтому марку стали для упрочняемых зубчатых колес выбирают с учетом их размеров, а именно диаметра вала-шестерни или червяка и наибольшей толщины сечения колеса с припуском на механическую обработку после нормализации или улучшения.
Механические свойства наиболее употребительных сталей с учетом размеров зубчатых колес приведены в приложении 1.
Характеристики сталей определяют по формулам σВ ≈ 3,5 НВ; σВ ≈ 3,2 НВ, где первая формула - для высоколегированных цементуемых сталей, вторая - для всех других сталей.
При отсутствии данных усталостные характеристики сталей можно определить по формулам:
σ – 1 ≈ 0,43 σВ;
τ – 1 ≈ 0,6 σ – 1 .
Для унификации марок сталей в производстве и для упрощения изготовления запасных частей марки стали рекомендуется выбирать из следующего сортамента:
1) нормализация - 35, 45, 35Л;
2) улучшение - 45, 40Х, 35ХМ, 40ХН, 45Л, 40ГЛ;
3) закалка при нагреве ТВЧ - 35ХМ, 40ХН, 50ХН, 58; применение углеродистых сталей типа 45 недопустимо;
4) пламенная закалка - 35ХМ, 40ХН;
5) объемная закалка - 45, 40Х, 35ХМ, 40ХН:
6) цементация - 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХНЗА, 18Х2Н4ВА;
7) газовая нитроцементация - 25ХГМ;
8) азотирование (мягкое) - 40ХН2МА.
Выбираем для зубчатых колес редуктора сталь 40Х с термообработкой - цементация
Зубчатые колеса передач и редукторов в большинстве случаев изготовляют из сталей, подвергнутых термическому или химико-термическому упрочнению. Чугуны применяют для малонагруженных или редко работающих передач, в которых габариты и масса не имеют определяющего значения.
Способы упрочнения выбирают в зависимости от требуемой несущей способности зубчатых колес, марки стали, оборудования и трудоемкости изготовления. Чем выше требуемая несущая способность, тем более качественные и дорогие стали и сложное оборудование приходится применять, вкладывать больше труда в каждый килограмм массы передачи; если же стоимость передачи отнести к нагрузочной способности, то это оказывается экономически оправданным. Поэтому следует применять наиболее эффективные способы упрочнения, доступные имеющимся производственным возможностям.
Выбираем для зубчатых колес редуктора сталь 40Х с термообработкой - цементация
Основные способы упрочнения:
1. нормализация. Позволяет получить лишь низкую нагрузочную способность. Используют для поковок и отливок из среднеуглеродистых сталей; сохраняет точность, полученную при механической обработке; передачи хорошо и быстро прирабатываются.
Область применения: редукторы больших размеров, индивидуальное производство, малонагруженные передачи.
2. улучшение. Обеспечивает свойства, аналогичные получаемым при нормализации, но нарезание зубьев труднее из-за большей их твердости. Заготовки - средние по размерам поковки и отливки из среднеуглеродистых сталей.
Область применения: редукторы средних размеров и передачи с небольшими нагрузками.
3. закалка. При нагреве ТВЧ дает среднюю нагрузочную способность при достаточно простой технологии. Из-за повышенной твердости зубьев передачи плохо прирабатываются; недостаток такой термообработки - потери одной-двух степеней точности вследствие коробления, величина которого зависит от применяемого оборудования и культуры производства.
Размеры зубчатых колес практически не ограничены. Необходимо учитывать, что при модулях, меньших 3 - 5 мм, зуб прокаливается насквозь.
Область применения - тихоходные передачи низкой точности. Сочетание шестерни, закаленной при нагреве ТВЧ, и улучшенного колеса вследствие проявления головочного эффекта дает большую нагрузочную способность, чем улучшенная пара с той же твердостью колеса. Такая пара хорошо прирабатывается; ее применение предпочтительно, если нельзя обеспечить высокую твердость зубьев колеса, при скоростях v =12,5 м/с.
4. пламенная закалка. Обеспечивает такую же нагрузочную способность, как и закалка с нагревом ТВЧ, но коробление меньше - теряется одна степень точности. При этом способе требуется специальное оборудование, он отличается низкой производительностью.
Область применения: тяжелое машиностроение, передачи с большими модулями, низкие точности, индивидуальное производство.
5. объемная закалка. Повышает нагрузочную способность до средней. Технология проста, коробление умеренное - теряется одна степень точности. Как и все твердые передачи, прирабатывается плохо.
Область применения: мелкие тихоходные зубчатые колеса низкой точности (например, ручные тали).
6. цементация. Обеспечивает высокую нагрузочную способность и стабильность свойств; поверхности зуба насыщают углеродом до 0,8-1,1% на глубину 0,20 мм. Для цементации требуется специальное оборудование. Недостатки способа - большое коробление, потеря двух степеней точности.
Область применения - высоконагруженные передачи малых и средних размеров разных степеней точности.
7. газовая нитроцементация. Обеспечивает весьма высокую несущую способность и стабильность свойств. По сравнению с обычной цементацией приводит к меньшему короблению - теряется одна степень точности. Толщина слоя насыщения в 1,5 раза меньше, чем при цементации, и не более 1 мм при тп = 8 мм. Требуется дорогое уникальное оборудование, изготовляемое только для крупносерийного производства.
Область применения - небольшие зубчатые колеса крупносерийного и массового производства.
8. азотирование. Обеспечивает высокую нагрузочную способность практически без коробления; необходимо специальное оборудование; процесс длительный (20-50 ч); тонкий азотированный слой чувствителен к перекосам и ударам. Толщина слоя 0,2 - 0,5 мм.
Область применения - быстроходные точные передачи, работающие без ударов.
9. механическое упрочнение и электрополирование. Изломная прочность зубьев значительно повышается накаткой впадин, чеканкой, дробеструйной обработкой. Упрочнение достигает 40%. Электрополирование уничтожает тонкий дефектный слой, уменьшает шероховатость поверхности и дает небольшие завалы у концов зубьев, имитирующие бочкообразность.
Допускаемые напряжения
Допускаемые напряжения при расчете на выносливость получают делением значений пределов длительной выносливости σОНlim и σОFlim на коэффициенты безопасности SH и SF (табл. 4.1).
Обеспечить контактную равнопрочность зубчатых колес в паре удается очень редко. Поэтому необходимо найти лимитирующее зубчатое колесо пары, для которого допускаемое контактное напряжение меньше.
Если коэффициент долговечности КНа = 1, то лимитирует колесо, и допускаемое контактное напряжение
(4.1)
При значениях σОН lim 2 =640, SH=1,1, [σН ] = 582 МПа
Если НВ1 - НВ2 ≥ 100 («высокий перепад твердостей»), то для прямозубых передач [σН] определяют по формуле (4.1), а для косозубых
(4.2)
При значениях σОН lim 2 =640, SH=1,1, [σН ] = 669 МПа
При высоком перепаде твердостей рекомендуется принимать HRC1 =45 ÷ 50; НВ2 = 269 ÷ 302. Если коэффициент долговечности KНд < 1, то при HB1 > НВ2 9√и лимитирует колесо; если НВ1≤ НВ29√и , то лимитирует шестерня. При одинаковых твердостях шестерни и колеса допускаемое напряжение для прямозубых и косозубых передач определяют по формуле (4.1).
При высоком перепаде твердостей [σН] для прямозубых передач определяют по формуле (4.2), а для косозубых – по формуле
[σН ] = (σОН lim 2 / SH )*1,27/ 10 √и (4.3)
При значениях σОН lim 2 =640, SH=1,1, и=6,3, [σН ] = 683 МПа
Если лимитирует шестерня, то при определении [σН] в формулу (4.1) подставляют σОН lim 1.
При определении модуля с надежностью, достаточной для практических расчетов, можно принимать, что лимитирует колесо, если его твердость меньше твердости шестерни, и лимитирует шестерня, если твердости равны.
Допускаемое напряжение изгиба при работе только одной стороной зуба
[σF] = σOF lim ∕ SF . (4.4)
При значениях σOF lim = 560, SF=1,8, [σF] = 255 МПа
Предел длительной выносливости σOF lim лимитирующего зубчатого колеса и запас прочности определяют по таблице.
При реверсивной работе обеими сторонами допускаемое напряжение, полученное по формуле 4.2, умножают на 0,8.
Если в графике нагрузки имеются кратковременные пиковые моменты, не менее чем вдвое превышающие наибольший момент нормально протекающего технологического процесса T max , то допускаемые напряжения для проверки статической прочности определяют по таблице (приложение 3).