Модель обслуживания машинного парка
Модель обслуживания машинного парка представляет собой модель замкнутой системы массового обслуживания.
До сих пор мы рассматривали только такие системы массового обслуживания, для которых интенсивность λ входящего потока заявок не зависит от состояния системы. В этом случае источник заявок является внешним по отношению к СМО и генерирует неограниченный поток требований. Рассмотрим системы массового обслуживания, для которых λ зависит от состояния системы, причем источник требований является внутренним и генерирует ограниченный поток заявок.
Например, обслуживается машинный парк, состоящий из N машин, бригадой R механиков (N > R), причем каждая машина может обслуживаться только одним механиком. Здесь машины являются источниками требований (заявок на обслуживание), а механики - обслуживающими каналами. Неисправная машина после обслуживания используется по своему прямому назначению и становится потенциальным источником возникновения требований на обслуживание. Очевидно, что интенсивность λ зависит от того, сколько машин в данный момент находится в эксплуатации (N - к) и сколько машин обслуживается или стоит в очереди, ожидая обслуживания (к).
В рассматриваемой модели емкость источника требований следует считать ограниченной. Входящий поток требований исходит из ограниченного числа эксплуатируемых машин (N - к), которые в случайные моменты времени выходят из строя и требуют обслуживания. При этом каждая машина из (N - к) находится в эксплуатации. Генерирует пуассоновский поток требований с интенсивностью λ независимо от других объектов; общий (суммарный) входящий поток имеет интенсивность (N — к) . λ. Требование, поступившее в систему в момент, когда свободен хотя бы один канал, немедленно идет на обслуживание. Если требование застает все каналы занятыми обслуживанием других требований, то оно не покидает систему, а становится в очередь и ждет, пока один из каналов не станет свободным.
Таким образом, в замкнутой системе массового обслуживания входящий поток требований формируется из выходящего.
Состояние Sk системы характеризуется общим числом требований, находящихся на обслуживании и в очереди, равным к. Для рассматриваемой замкнутой системы, очевидно, к = 0, 1,2, .... N. При этом, если система находится в состоянии Sk, то число объектов, находящихся в эксплуатации, равно (N - к).
Если λ - интенсивность потока требований в расчете на одну машину, то
Система алгебраических уравнений, описывающих работу замкнутой СМО в стационарном режиме, выглядит следующим образом:
(40)
Решая данную систему, находим вероятность k-го состояния:
(41)
Величина P0определяется из условия нормирования полученных результатов по формулам (41) для Рk, к = 1, 2,...,N.
Определим следующие вероятностные характеристики системы:
среднее число требований в очереди на обслуживание
среднее число требований, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди)
среднее число механиков (каналов), простаивающих из-за отсутствия работы
коэффициент простоя обслуживаемого объекта (машины) в очереди
коэффициент использования объектов (машин)
коэффициент простоя обслуживающих каналов (механиков)
среднее время ожидания обслуживания (время ожидания обслуживания в очереди)
Пример 6. Пусть для обслуживания десяти персональных компьютеров (ПК) выделено два инженера одинаковой производительности. Поток отказов (неисправностей) одного компьютера -пуассоновский с интенсивностью λ= 0,2. Время обслуживания ПК подчиняется показательному закону. Среднее время обслуживания одного ПК одним инженером составляет: =1,25 час.
Возможны следующие варианты организации обслуживания ПК:
• оба инженера обслуживают все десять компьютеров, так что при отказе ПК его обслуживает один из свободных инженеров, в этом случае R = 2, N = 10;
• каждый из двух инженеров обслуживает по пять закрепленных за ним ПК. В этом случае R = 1, N = 5.
Необходимо выбрать наилучший вариант организации обслуживания ПК.
Решение
1. Вычислим параметр обслуживания
.
2. Приведенная интенсивность
ρ = λ/μ = 0,2/0,8 = 0,25,
3. Вычислим вероятностные характеристики СМО для двух вариантов организации обслуживания ПК.
Вариант 1
• Определим вероятности состояний системы:
• Учитывая, что , и используя результаты расчета Рк, ВЫЧИСЛИМ P0:
Откуда Р0 = 0,065,
тогда
Определим среднее число компьютеров в очереди на обслуживание:
Определим среднее число ПК, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди):
Определим среднее число инженеров, простаивающих из-за отсутствия работы:
Коэффициент простоя персонального компьютера в очереди следующий:
Коэффициент использования компьютеров определяется по формуле
Коэффициент простоя обслуживающих инженеров рассчитывается так:
Среднее время ожидания ПК обслуживания
Вариант 2
Определим вероятности состояний системы:
Откуда P0 = 0,199,
Тогда
Среднее число компьютеров в очереди на обслуживание таково:
Среднее число компьютеров, находящихся на обслуживании и в очереди, рассчитывается так:
Среднее число инженеров, простаивающих из-за отсутствия работы:
Коэффициент простоя персонального компьютера в очереди:
Коэффициент использования компьютеров:
Коэффициент простоя обслуживающих инженеров:
Среднее время ожидания ПК обслуживания:
Сведем полученные результаты по двум вариантам в следующую таблицу:
Итоговые вероятностные характеристики | Варианты | |
1 | 2 | |
α1 α2 α3 Wq, час. | 0,142 0,689 0,146 1,01 | 0,199 0,64 0,199 1,56 |
Таким образом, в варианте 1 каждый компьютер стоит в очереди в ожидании начала его обслуживания приблизительно 0,142 части рабочего времени, что меньше этого показателя при варианте 2 организации работ. Далее в варианте 1 вероятность того, что ПК в любой момент времени будет работать выше, чем в варианте 2, и равна 12 = 0,689 > 22 = 0,64. Очевидно, вариант 1 организации работ по обслуживанию ПК эффективнее, чем вариант 2.
Задачи
1. Одноканальная СМО с отказами представляет собой одну телефонную линию. Заявка (вызов), пришедшая в момент, когда линия занята, получает отказ. Все потоки событий простейшие. Интенсивность потока 𝝀= 0,95 вызова в минуту. Средняя продолжительность разговора = 1 мин.
Определите вероятностные характеристики СМО в установившемся режиме работы.
2. В одноканальную СМО с отказами поступает простейший поток заявок с интенсивностью 𝝀=0,5 заявки в минуту. Время обслуживания заявки имеет показательное распределение с =1,5 мин.
Определите вероятностные характеристики СМО в установившемся режиме работы.
3. В вычислительном центре работает 5 персональных компьютеров (ПК). Простейший поток задач, поступающих на ВЦ, имеет интенсивность 𝝀 = 10 задач в час. Среднее время решения задачи равно 12 мин. Заявка получает отказ, если все ПК заняты.
Найдите вероятностные характеристики системы обслуживания (ВЦ).
4. В аудиторскую фирму поступает простейший поток заявок на обслуживание с интенсивностью 𝝀 = 1,5 заявки в день. Время обслуживания распределено по показательному закону и равно в среднем трем дням. Аудиторская фирма располагает пятью независимыми бухгалтерами, выполняющими аудиторские проверки (обслуживание заявок). Очередь заявок не ограничена. Дисциплина очереди не регламентирована.
Определите вероятностные характеристики аудиторской фирмы как системы массового обслуживания, работающей в стационарном режиме.
5. На пункт техосмотра поступает простейший поток заявок (автомобилей) интенсивности 𝝀 = 4 машины в час. Время осмотра распределено по показательному закону и равно в среднем 17 мин., в очереди может находиться не более 5 автомобилей.
Определите вероятностные характеристики пункта техосмотра в установившемся режиме.
6. Используйте условия задачи 3.5 (𝝀= 4; =17 мин.). Однако ограничения на очередь сняты.
Вычислите вероятностные характеристики пункта техосмотра в установившемся режиме.
Определите, эффективно ли снятие ограничения на длину очереди.
7. На промышленном предприятии решается вопрос о том, сколько потребуется механиков для работы в ремонтном цехе. Пусть предприятие имеет 10 машин, требующих ремонта с учетом числа ремонтирующихся. Отказы машин происходят с частотой 𝝀 = 10 отк/час. Для устранения неисправности механику требуется в среднем = 3 мин. Распределение моментов возникновения отказов является пуассоновским, а продолжительность выполнения ремонтных работ распределена экспоненциально. Возможно организовать 4 или 6 рабочих мест в цехе для механиков предприятия.
Необходимо выбрать наиболее эффективный вариант обеспечения ремонтного цеха рабочими местами для механиков.
8. В бухгалтерии предприятия имеются два кассира, каждый из которых может обслужить в среднем 30 сотрудников в час. Поток сотрудников, получающих заработную плату, - простейший, с интенсивностью, равной 40 сотрудников в час. Очередь в кассе не ограничена. Дисциплина очереди не регламентирована. Время обслуживания подчинено экспоненциальному закону распределения.
Вычислите вероятностные характеристики СМО в стационарном режиме и определите целесообразность приема третьего кассира на предприятие, работающего с такой же производительностью, как и первые два.
9. В инструментальном отделении сборочного цеха работают три кладовщика. В среднем за 1 мин. за инструментом приходят 0,8 рабочего (𝝀 = 0,8). Обслуживание одного рабочего занимает у кладовщика = 1,0 мин. Очередь не имеет ограничения. Известно, что поток рабочих за инструментом - пуассоновский, а время обслуживания подчинено экспоненциальному закону распределения. Стоимость 1 мин. работы рабочего равна 30 д. е., а кладовщика - 15 д. е.
Найдите средние потери цеха при данной организации обслуживания в инструментальном отделении (стоимость простоя) при стационарном режиме работы.
10. Билетная касса работает без перерыва. Билеты продает один кассир. Среднее время обслуживания - 2 мин. на каждого человека. Среднее число пассажиров, желающих приобрести билеты и кассе в течение одного часа, равно 𝝀= 20 пасс/час. Все потоки в системе простейшие.
Определите среднюю длину очереди, вероятность простоя кассира, среднее время нахождения пассажира в билетной кассе (в очереди и на обслуживании), среднее время ожидания в очереди в условиях стационарного режима работы кассы.
11. Пост диагностики автомобилей представляет собой одноканальную СМО с отказами. Заявка на диагностику, поступившая в момент, когда пост занят, получает отказ. Интенсивность потока заявок на диагностику 𝝀 =0,5 автомобиля в час. Средняя продолжительность диагностики =1,2 ч. Все потоки событий в системе простейшие.
Определите в установившемся режиме вероятностные характеристики системы.
12. Используйте условия задачи 3.11 (𝝀 = 0,5; = 1,2 час). Однако вместо одноканальной СМО (n=1) рассматривается трехканальная (n= 3), т. е. число постов диагностики автомобилей увеличено до трех.
Найдите вероятностные характеристики СМО в установившемся режиме.
13. Автозаправочная станция представляет собой СМО с одним каналом обслуживания и одной колонкой. Площадка при АЗС допускает пребывание в очереди на заправку не более трех автомобилей одновременно. Если в очереди уже находится три автомобиля, очередной автомобиль, прибывший к станции, в очередь не становится, а проезжает мимо. Поток автомобилей, прибывающих для заправки, имеет интенсивность 𝝀= 0,7 автомобиля в минуту. Процесс заправки продолжается в среднем 1,25 мин. Все потоки простейшие.
Определите вероятностные характеристики СМО в стационарном режиме.
14. Используйте условия задачи 3.13. Однако ограничения на длину очереди сняты.
Найдите вероятностные характеристики СМО в стационарном режиме.
Определите, выгодно ли в данной ситуации снятие ограничения на длину очереди в предположении, что дополнительных финансовых ресурсов не требуется для расширения площадки при АЗС.
15. На железнодорожную сортировочную горку прибывают составы с интенсивностью 𝝀 = 2 состава в час. Среднее время, в течение которого горка обслуживает состав, равно 0,4 час. Составы, прибывающие в момент, когда горка занята, становятся в очередь и ожидают в парке прибытия, где имеется три запасных пути, на каждом из которых может ожидать один состав. Состав, прибывший в момент, когда все три запасных пути в парке прибытия заняты, становится в очередь на внешний путь. Все потоки событий простейшие.
При установившемся режиме найдите:
среднее число составов, ожидающих в очереди (как в парке прибытия, так и вне его);
среднее время ожидания в парке прибытия и на внешних путях;
среднее время ожидания состава в системе обслуживания; вероятность того, что прибывший состав займет место на внешних путях.
16. Рассматривается работа АЗС, на которой имеются три заправочные колонки. Заправка одной машины длится в среднем 3 мин. В среднем на АЗС каждую минуту прибывает машина, нуждающаяся в заправке бензином. Число мест в очереди не ограничено. Все машины, вставшие в очередь на заправку, дожидаются своей очереди. Все потоки в системе простейшие.
Определите вероятностные характеристики работы АЗС в стационарном режиме.
17. На станцию технического обслуживания (СТО) автомобилей каждые два часа подъезжает в среднем одна машина. Станция имеет 6 постов обслуживания. Очередь автомобилей, ожидающих обслуживания, не ограничена. Среднее время обслуживания одной машины - 2 часа. Все потоки в системе простейшие.
Определите вероятностные характеристики станции технического обслуживания автомобилей.
18. Используйте условия задачи 17, однако на СТО нет возможности организовать стоянку для автомобилей, ожидающих обслуживания. Каждый автомобиль, прибывающий в момент, когда все посты заняты, получает отказ в обслуживании.
Определите вероятностные характеристики СТО автомобилей.
19. В вычислительном центре работают 9 персональных компьютеров (ПК). Простейший поток неисправностей имеет интенсивность 0,3 отказа в день. Среднее время устранения одной неисправности одним инженером равно 1,5 час. Компьютеры обслуживают три инженера с одинаковой производительностью. Все потоки событий простейшие. Возможны следующие варианты организации обслуживания ПК:
три инженера обслуживают все 9 компьютеров, так что при отказе ПК его обслуживает один из свободных инженеров, в этом случае R = 3; N = 9;
каждый из трех инженеров обслуживает по три закрепленных за ним ПК. В этом случае R = 1; N = 3.
Необходимо выбрать наилучший вариант организации обслуживания ПК.
20.Малое транспортное предприятие эксплуатирует десять моделей автомобилей одной марки. Простейший поток отказов автомобилей имеет интенсивность 𝝀= 0,25 отказа в день. Среднее время устранения одного отказа автомобиля одним механиком равно 2 час. Все потоки событий простейшие. Возможны два варианта обслуживания:
все автомобили обслуживают два механика с одинаковой производительностью;
все автомобили предприятия обслуживают три механика с одинаковой производительностью.
Необходимо выбрать наилучший вариант организации обслуживания автомобилей.
21. На вход телефонной станции, имеющей 9 каналов обслуживания, поступает в среднем 120 заявок в час. Заявка получает отказ, если все каналы заняты. Среднее время обслуживания в одном канале равно 4 мин. Все потоки в системе простейшие.
Определите вероятностные характеристики телефонной станции, выступающей в качестве СМО.
22. В магазине работает один продавец, который может обслужить в среднем 30 покупателей в час. Поток покупателей простейший с интенсивностью, равной 60 покупателям в час. Все покупатели «нетерпеливые» и уходят, если в очереди стоит 5 человек (помимо обслуживаемых). Все потоки событий простейшие.
Определите следующие вероятностные характеристики магазина для стационарного режима работы:
вероятность обслуживания покупателя;
абсолютную пропускную способность магазина;
среднюю длину очереди; среднее время ожидания в очереди;
среднее время всего обслуживания;
вероятность простоя продавца.
23. Рассматривается работа АЗС, на которой имеется пять заправочных колонок. Заправка одной машины длится в среднем мин. В среднем на АЗС каждую минуту прибывает машина, нуждающаяся в заправке бензином. Число мест в очереди не ограничено. Все машины, вставшие в очередь, дожидаются своей очереди. Все потоки событий простейшие.
Определите вероятностные характеристики АЗС для стационарного режима.
24. Имеется двухканальная простейшая СМО с отказами. На ее вход поступает поток заявок с интенсивностью 𝝀 = 3 заявки в час. Среднее время обслуживания одной заявки = 0,5 час. Каждая обслуженная заявка приносит доход 5 д. е. Содержание канала обходится 3 д. е./час.
Решите, выгодно ли в экономическом отношении увеличить число каналов СМО до трех.
25. Подсчитайте вероятностные характеристики для простейшей одноканальной СМО с тремя местами в очереди при условиях 𝝀= 4 заявки/час; = 0,5 час.
Выясните, как эти характеристики изменятся, если увеличить число мест в очереди до четырех.
26. Как изменятся характеристики эффективности СМО в задаче 3.25, если 𝝀 и µ остаются прежними, а ограничение на число мест в очереди снято.
27. Одноканальная СМО - ЭВМ, на которую поступают заявки (требования на расчеты). Поток заявок простейший со средним интервалом между заявками / = 10 мин. Время обслуживания распределено по экспоненциальному закону с математическим ожиданием = 8 мин.
Определите среднее число заявок в СМО, среднее число заявок в очереди, среднее время пребывания заявки в системе и в очереди.
28. Система массового обслуживания - билетная касса с тремя окошками (с тремя кассирами) и неограниченной очередью. Пассажиров, желающих купить билет, приходит в среднем 5 человек за 20 мин. Поток пассажиров можно считать простейшим. Кассир в среднем обслуживает трех пассажиров за 10 мин. Время обслуживания подчинено показательному закону распределения.
Определите вероятностные характеристики СМО в стационарном режиме.
29. Технические устройства (ТУ) могут время от времени выходить из строя (отказывать). Поток отказов ТУ простейший с интенсивностью 𝝀= 1,6 отказа в сутки. Время восстановления ТУ имеет экспоненциальное распределение. Математическое ожидание времени обслуживания = 0,5 суток. Количество каналов, выполняющих обслуживание ТУ, равно 5 ед. Количество заявок в очереди не ограничено.
Определите вероятностные характеристики СМО, выполняющие обслуживание ТУ в установившемся режиме.
30. Как изменятся вероятностные характеристики СМО задачи 3.29, если 𝝀 и µ остаются прежними, но число каналов обслуживания уменьшится до двух?