Технического обслуживания машинно-тракторного парка

ПЛАНИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ

Разработка графиков машиноиспользования

Численный состав машинно-тракторного парка определяем путем построения графиков машиноиспользования. Основанием для построения графиков является годовой план механизированных работ.

Для определения числа тракторов, необходимого для выполнения всего объема работ, и их загрузки по периодам года строим графики загрузки тракторов.

График загрузки трактора - это наглядное изображение занятости тракторов в течение года. При этом строим графики загрузки по маркам тракторов и отдельно по каждому трактору.

При построении графика загрузки по маркам тракторов по оси ординат в масштабе откладывают потребное число тракторов n каждой марки, а по оси абсцисс откладываем календарный период выполнения работ в месяцах.

На графике по каждому трактору по оси абсцисс откладывают календарный период выполнения работ в месяцах года, а по оси ординат -соответствующую продолжительность рабочего дня каждого трактора.

Пользуясь данными плана механизированных работ, последовательно по номерам сельскохозяйственных работ по оси абсцисс - календарный период выполнения работ для тракторов данной марки. В этом случае каждый прямоугольник представляет собой в определенном масштабе количество тракторо-дней, потребное для выполнения работы. Прямоугольники отдельных работ, совпадающих по срокам выполнения, строят один над другим, общая высота прямоугольников определяет количество тракторов, необходимое в каждый период времени работы. На графиках каждому трактору присваивается хозяйственный номер. Этим обеспечивается детальное планирование использования тракторов.

По графику загрузки устанавливают потребность в тракторах и соответственно подсчитывается необходимое число сельскохозяйственных машин каждого типа (марки).

По графикам загрузки тракторов определяется наработка каждого трактора (кг.израсх.топлива) в планируемом периоде. Данные сводятся в таблицу:

Таблица 2. – Наработка тракторов в планируемом периоде

Марка и хоз. номер трактора Расход топлива, кг
I квартал II квартал III квартал IV квартал За год
           

Планирование технического обслуживания тракторов

Ведется аналитическим способом.

Расчет ведется с учетом прошлой наработки машин и проведенных ТО по формуле:

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (1)

где технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - количество планируемых ТО i –го вида, шт;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru -планируемая наработка;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru -наработка от начала эксплуатации или от последнего капитального ремонта до планируемого периода;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - периодичность ТО i –го вида;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru -сумма ТО высших номеров по сравнению i –м видом в планируемом периоде;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - сумма равных и высших номеров ТО в сравнении с i –м видом до планируемого периода.

Первоначально определяют виды и количество ТО до начала планируемого периода:

- число текущих ремонтов технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (2)

- количество ТО-3 технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (3)

- количество ТО-2 технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (4)

- количество ТО-1 технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (5)

Затем в планируемом периоде:

- число капитальных ремонтов технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (6)

- число текущих ремонтов технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (7)

- количество ТО-3 технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (8)

- количество ТО-2 технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (9)

- количество ТО-1

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (10)

Периодичность проведения КР и ТР для одной марки тракторов определяется по формулам:

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (11)

Весенне-летние (ВЛ) и осенне-зимние (0З) сезонные ТО проводят в апреле - мае н сентябре - октябре и совмещают с одним из очередных ТО.

Практика проведения технического обслуживания тракторов показы­вает, что сезонные ТО наиболее часто совпадают с ТО-2 и ТО-3. Поэтому для каждой марки тракторов количество ТО-2 и ТО-3 уменьшится на 1/2 количества сезонных обслуживании.

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (12)

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (13)

Перед текущими и капитальными ремонтами проводят ресурсные диагностирования для каждого трактора:

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (14)

где технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru -количество ресурсных диагностировании.

Данные по расчетам количества ТР и ТО тракторов в допланируемом периоде сводятся в таблицу.(Таблица 3)

Таблица 3. – Количество ТР и ТО тракторов в допланируемом периоде

Марка и хоз. номер трактора Количество, шт
ТР ТО-3 ТО-2 ТО-1
         

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следую­щие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); первое техниче­ское обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); се­зонное техническое обслуживание (СТО).

Основным назначением ЕТО является общий контроль, обеспечиваю­щий безопасность движения и надёжность при работе на линии, поддержи­вание внешнего вида и заправка топливом, маслом и охлаждающей жидко­стью. ЕТО выполняются после работы на линии и перед выездом на линию.

Основным назначением первого и второго технического обслужива­ния является снижение интенсивности изнашивания путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регули­ровочных и других работ. Техническое обслуживание должно обеспечить безопасную работу агрегатов, узлов и систем подвижного состава в преде­лах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в обяза­тельный перечень операций.

ТО-1 и ТО-2 выполняются через определенные пробеги, устанавли­ваемые для каждой марки автотранспорта, в зависимости от условий эксплуатации.

Условия эксплуатации делятся на три категории характеризующие техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, а также интенсивность движения

(Таблица 7)

Для первой категории условий эксплуатации Положением о техниче­ском обслуживании предусмотрены величины пробега между ТО-1 и ТО-2 приведенные в Таблице 8.

Таблица 7 Категории условий эксплуатации и их характеристики

Категория условий эксплуа­тации   Типичные группы условий работы автомобилей   Техниче­ская кате­гория дорог  
I   1.Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытиям за пределами пригородной зоны. 2.Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покры­тиям в пригородной зоне, улицы небольших горо­дов (с населением до 100 тыс жителей).   I II III     I II III  
II   3.Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненными к ним покрытиями в горной мест­ности, 4.Улицы больших городов. 5.Автомобильные дороги с щебеночными или гра­вийным покрытием. 6.Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги.   I II III   I II III   IV, V IV, V
III 7.Автомобильные дороги о щебеночным гравий­ным покрытием в горной местности. 8.Непрофилярованные дороги и стерня. 9.Карьеры котлованы и временные подъездные пути.   IV, V   IV, V IV, V

Таблица 8. Периодичность технического обслуживания подвижного состава

(для 1 категории условий эксплуатации)

    Типы автомобилей   Периодичность ТО, км  
ТО-1   ТО-2  
  Легковые      
  Автобусы      
  Грузовые ГАЗ      
  Грузовые, остальных автозаводов      

Для определения периодичности ТО автомобиля, работающего в определенных условиях, периодичность для 1 категории умножается на корректирующий коэффициент К1, таблица 9.

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (23)

где технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - периодичность ТО в км;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - периодичность ТО, нормированная для 1 категории условий эксплуатации, км. (Таблица 8)

Таблица 9. Коэффициент корректирования периодичности технического обслужива­ния, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов

Категории ус­ловий эксплуатации   Коэффициент К1  
Периодичности ТО   Удельная трудо­емкость ТР Нормы межре­монтных пробегов
I   1,0   1,0   1,0  
II   0,8   1,2   0,8  
III 0,6   1,5   0,6  

Ремонт

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ре­монт подразделяется на:

1. Капитальный ремонт (КР), производимый на специализированных ремонтных предприятиях и предназначенный для регламентированного восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80% от норм для новых автомобилей или агрегатов.

2. Текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предпри­ятиях или на станциях технического обслуживания, по потребности.

Положением о техническом обслуживании, предусмотрено нормиро­вание пробега автомобилей до капитального ремонта с учетом условий эксплуатации, типов и моделей автомобилей.

Особенности условий эксплуатации типов и моделей автомобилей при определения пробега до капитального ремонта учитывается с помо­щью корректирующих коэффициентов на которые умножается нормируе­мый для первой категории условий эксплуатации пробег до капитального ремонта.

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru (24)

где технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - пробег до капитального ремонта для данного автомобиля, км;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - норма пробега этого автомобиля для первой категории условии эксплуатации, км;

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - коэффициент корректирования межремонтного пробега учитывающий категорию условий эксплуатации (таблица9);

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - коэффициент корректирования межремонтного пробега, учиты­вающий тип и модификацию подвижного состава (таблица 10);

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru - коэффициент корректирования межремонтного пробега, учиты­вающий природно-климатические условия работы автомобиля (Таблица 11).

Таблица 10. Коэффициенты корректирования трудоемкости ТО и текущего ремонта к норм межремонтных пробегов подвижного состава о учетом типа модифи­кации- К2

    Тип и модификация подвижного состава   Коэффициент К2  
Трудоемкость ТО и ТР   Нормы межре­монтного пробега  
  Седельные тягачи   1,10   0,95  
  Автомобили с прицепом   1,15   0,9  
  Автомобили с двумя прицепами   1,20   0,85  
  Автомобили самосвалы   1,15   0,85  
  Автомобили самосвалы с приц.   1,20   0,80  

Таблица 11. Коэффициенты учета природно-климатических условий при определении трудоемкости ТР и норм межремонтного пробега К3.

Зоны и районы Коэффициент К3  
удельная тру­доемкость ТР   нормы межре­монтного пробега  
центральная зона   1,0   1,0  
пустынно-песчанные и горные районы   1,1   0,9  
зоны холодного климата   1,2   0,8  
крайний север   1,4   0,7  

ПЛАНИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Методические указания к выполнению курсовой работы (Специальность 110304.65)

ОМСК-2013

ВВЕДЕНИЕ

Высокопроизводительное использование машинно-тракторного парка – важнейшая задача инженерно-технических работников сельского хозяйства. Для успешного ее решения в первую очередь следует обеспечить постоянную техническую готовность машин к выполнению механизированных сельскохозяйственных работ. Особенно это требование относится к энергонасыщенным тракторам и современным уборочным комбайнам. Производители современной сельскохозяйственной техники предъявляют ряд обязательных мероприятий выполняемых при ее эксплуатации. Главным мероприятием обеспечивающим поддержание машин в работоспособном состоянии является планово-предупредительная система технического обслуживания.

Цель курсовой работы. Усвоить методику и приобрести практические навыки в составлении планов и графиков технического обслуживания тракторов, автомобилей.

1. Изучить действующие положения по организации и планированию технического обслуживания и текущего ремонта.

2. Усвоить методику планирования организации технического обслуживания тракторного и автомобильного парка

3. Определить объем механизированных работ, оптимальный состава МТП для его выполнения, разработать графики машиноиспользования, расхода топлива и проведения ТО.

4. Определить периодичность технического обслуживание тракторов и автомобилей для заданных условий.

5. Составить график цикличности технического обслуживания автомобилей по пробегу, в км

6. Составить план-график технического обслуживания автомобилей на месяц

7. Определить для заданных условий трудоемкость технических обслуживании ТО-1 и ТО-2, текущего ремонта

8. Определить продолжительность простоя при технических обслуживании и текущем ремонте.

9. Составить диагностическую карту.

Оформление работы. Записку оформляют на бумаге формата А4, с нанесенной рамкой согласно ГОСТа. Графическая часть работы оформляется на миллиметровке (либо ватмане), формата А4, А3, А2, А1.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА МТП И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ

Тракторы всех марок при их использовании по назначению (ГОСТ 20793-81) и хранении (ГОСТ 7751-79) подвергают техническому обслуживанию следующих видов:

Виды технического обслуживания Периодичность или условия проведения технического обслуживания
При обкатке (ТО-О) Ежесменное (ЕТО) Первое (ТО-1) Второе (ТО-2) Третье (ТО-3) Сезонное при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО-ВЛ) Сезонное при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ) В особых условиях эксплуатации   При подготовке к длительному хранению   В процессе длительного хранения     При снятии с длительного хранения Перед началом, в ходе и по окончании обкатки 8-10 ч 125 мото-ч 500 мото-ч 1000 мото-ч При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше +5 °С   При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже +5 °С При эксплуатации трактора в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышенных температурах; на каменистых почвах; в условиях высокогорья; на болотистых почвах Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях За 15 дней до начала использования

Комбайны и сельскохозяйственные машины при их использовании (ГОСТ 20793-81) и длительном хранении (ГОСТ 7751-79) подвергают техническому обслуживанию следующих видов:

Виды технического обслуживания Периодичность или условия проведения технического обслуживания
При обкатке (ТО-О) Ежесменное (ЕТО) Первое (ТО-1) Второе (ТО-2)   При подготовке к длительному хранению   В процессе длительного хранения     При снятии с длительного хранения Перед началом, в ходе и по окончании обкатки 8-10 ч 60 мото-ч 240 мото-ч   Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях За 15 дней до начала использования

ТО в особых условиях эксплуатации включает дополнительные операции к работам ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СТО-ОЗ и СТО-ВЛ.

При использовании тракторов в южной климатической зоне страны сезонные виды технического обслуживания допускается не проводить.

Периодичность номерных ТО тракторов установлена в мото­часах. Допускается регламентация периодичности номерных ТО по количеству израсходованного топлива или в условных эталон­ных гектарах. Соответствующие нормативы приведены в табли­це 1.

В зависимости от условий использования тракторов допускают­ся отклонения (опережение, запаздывание) фактической перио­дичности ТО-1, ТО-2 и ТО-3 до 10% от установленной величины.

Техническое обслуживание СТО-ВЛ, СТО-ОЗ выполняют при очередном ТО-1, ТО-2 или ТО-3.

Перечень работ по каждому виду технического обслуживания трактора конкретной марки указан в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации».

Таблица 1 - Периодичность технического обслуживания тракторов

Марка тракторов Периодичность технического обслуживания
ТО-1 ТО-2 ТО-3
л. кг. ус.эт.га л. кг. ус.эт.га л. кг. ус.эт.га
К-701
К-700А
Т-150, Т-150К
Т-4А
Т-100М, Т-130М
ДТ-75М
Т-70С
Т-54В
МТЗ-80, МТЗ-82
ЮМЗ-6Л, -6М
Т-40М, Т-40АМ
Т-28Х4М
Т-25А, Т-26А1
Т-16М

1.1. Составление плана механизированных работ

Расчет количественного состава машинно-тракторного парка ведется графоаналитическим способом. Он предусматривает сначала разработку схем производства культур в хозяйстве, затем расчет технологических карт и составление годового плана механизированных работ.

Методика расчета сводится к выбору объектов и сроков тракторных работ исходя из типовых технологических карт разработанных в хозяйстве. Одним из основных показателей качества выполнения операций, существенно влияющих на урожайность является своевременное выполнение работ. Начало выполнения работ в хозяйственных условиях планируют для каждого поля отдельно, с учетом состояния поля. Чтобы получить высокие экономические показатели и хорошее качество работы для сельскохозяйственного процесса надо выбрать наиболее рациональный состав агрегата, включая машины и оборудование, все это необходимо для того, чтобы все работы были выполнены в запланированные сроки с наименьшими затратами ресурсов и времени. Машинно-тракторный агрегат комплектуется с учетом размеров полей, рельефа местности, объемов работ. Количество обслуживающего агрегат персонала определяется в зависимости от выбранных машин.

План механизированных работ (Приложение 1) включает в себя два раздела:

1 раздел - технологический: технология возделывания и уборки культ и агротехнические сроки проведения работ.

2 раздел - технический: содержит данные по составу используемых агрегатов, составу обслуживающего персонала, производительности машинно-тракторного агрегата, норм выработки и расхода горючего.

После составления плана механизированных работ количественный состав машинно-тракторного парка будет определяться путем построения графиков машиноиспользования (Приложение 2).

1. Для определения числа машино-тракторных агрегатов используется формула:

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru

W0 - объем работ, га

Wн - нормативная сменная выработка агрегата, га

Дф - фактическое число рабочих дней, день

nсм - число смен в сутки

2. Число механизаторов на весь объем работ определяется по формуле

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru

3. Необходимое количество топлива на весь объем работы определяется по формуле:

технического обслуживания машинно-тракторного парка - student2.ru

где g - расход топлива на единицу работы, кг/га .

Wч - часовая производительность, га/ч.

Также в плане механизированных работ приведены: объем работ, производительность часовая, сменная, суточная и за период, число отработанных машинно-дней.

В плане механизированных работ объем и сроки выполнения работ принимают исходя из типовых технологических карт для культур возделываемых в хозяйстве. Продолжительность работы в течение суток устанавливается исходя из утвержденных нормативов, общехозяйственные работы нормируются в процентном отношении от основных работ в полеводстве.

Нормативную производительность агрегата за смену и расход топлива на единицу объема работ устанавливают на основе технически обоснованных норм выработки и расхода топлива.

Наши рекомендации