Центровка валов
После выверки и соединения валов полумуфтами, затяжки анкерных болтов, раскернивания анкерных гаек, сварки пакетов подкладок, очистки фундаментов и промывки водой делают подливку бетонной смесью анкерных болтов и фундаментных плит. Через 30-60 мин после окончания подливки вновь проверяют центровку, так как она иногда нарушается в процессе последующих работ.
Сельскохозяйственные машины обычно требуют от электропривода частоты вращения на валу 300-500 об/мин. Однако столь тихоходные электродвигатели имели бы большую массу и малый коэффициент полезного действия, а также ухудшенные электрическиe характеристики. Поэтому обычно применяют высокоскоростныe электродвигатели с частотой вращения, близкой к 1500 и даже 3000 об/мин, и соединяют двигатель с рабочей машиной через понижающую обороты передачу. Ременная или клиноременная передача снижает число оборотов за счет установки на валу привода шкива сравнительно малого диаметра, а на валу машины - большого шкива. При этом передачу располагают так, чтобы активная (тянущая) ветвь ременной передачи была внизу, а свободная ветвь располагалась вверху. Это увеличивает охват шкивов ремнем и уменьшает возможность проскальзывания ремня на шкивах.
На производстве чаще всего применяют передачу при помощи муфт, соединяющих два вала с одинаковой частотой вращения. Муфта состоит из двух полумуфт, одна из которых насажена на вал электродвигателя, а другая - на вал приводимой машины. Полумуфты насаживают на валы на заводах-изготовителях и лишь в отдельных случаях - при монтаже. Муфты, так же как и шкивы, закрепляют на валах шпонками.
Надежность и длительность бесперебойной работы электродвигателей и, в первую очередь, их подшипников во многом зависит от качества монтажа по установке и центровке электродвигателей. Способы центровки (выверки) двигателя относительно вала вращаемой им машины зависят от типа передачи.
Середины шкивов правильно выполненной ременной или клиноременной передачи должны находиться в одной плоскости для того, чтобы при работе ремень шел по серединам шкивов. Так же и при цепной передаче в одной плоскости должны лежать середины звездочек. При этом валы двигателя и машины должны быть параллельны. Это проверяют шнуром или струной.При различной ширине шкивов электродвигателя и приводимой машины удобнее использовать выверочную линейку (планку) (рис. 2).
ЭД (Электродвигатель) РМ (рабочая машина)
Рис. 2. Выверка правильности взаимного расположения шкивов временной передачи
Планку устанавливают так, чтобы она касалась широкого шкива в точках 3 и 4. Затем замеряют расстояние от планки до точек 1 и 2 на узком шкиве. Взаимное положение шкивов, а следовательно, и валов двигателя и машины будет правильным, если расстояния от планки до торцовой поверхности узкого шкива (до точек 1 и 2) будут равны полуразности ширины шкивов. При большем расстоянии между шкивами для такой проверки можно применить струну.
Особенно точно положение валов проверяют при их соединении муфтами, когда смещение осей центрируемых валов на сотые доли миллиметров может вызвать недопустимую вибрацию.
Взаимное положение установленных машин проверяют центровочными приспособлениями по полумуфтам в диаметрально противоположных точках. Угловой перекос валов также замеряют по полумуфтам на расстоянии 300 мм от оси вала. При измерениях на других расстояниях допуски на угловое (осевое) смещение валов, показанные в табл. 1 для расстояния 300 мм, следует пересчитать пропорционально расстояниям замеров.
Таблица 1. Допустимая несоосность валов
Частота вращения, об/мин | Допустимая несоосность валов, мм, для муфт | |||
жесткой (фланцевой) | втулочно-пальцевой с пластинами из прорезиненной ткани и пружиной | зубчатой | ||
Подшипники | ||||
скольжения | качения | |||
0,03 0,04 0,08 0,08 | 0,04 0,04 0,08 0,08 | 0,09 0,08 0,10 0,15 | 0,12 0,12 0,14 0,20 |
Центровку проводят в два приема: визуальную(предварительную) и точную (окончательную). Для визуальной, т. е. глазомерной центровки нужно на обода полумуфт нанести риски через 90°, если маркировочные риски не были поставлены ранее, при спаренной обработке полумуфт на станке или во время подготовки механизмов к монтажу.
Для нанесения рисок угольник центроискателя (рис. 3, а) ставят на обод полумуфты в такое положение, при котором линейка 2 прилегает к торцовой плоскости полумуфты, а разметочная линейка 4 устанавливается на обод полумуфты. Риски наносят на ободе и на торцовой плоскости полумуфты по линейкам 4 и 3. Точность установки центроискателя при поворачивании на 90° проверяют движком с установочной линейкой 3. Поворачивая приспособление, наносят четыре риски через 90° на ободе полумуфты. Если диаметры двух полумуфт равны, но муфты смещены друг относительно друга на величину а (рис. 3, б), тогда один из валов нужно передвинуть по вертикали или горизонтали. Для этого можно использовать подкладки различной толщины под лапы электродвигателя. Затем прикладывают линейку к рискам полумуфты электродвигателя и наблюдают совпадение с соответствующими рисками полумуфты рабочей машины. Полное совпадение означает отсутствие перекоса или углового смещения, показанного на рис. 3, в. Если между линейкой и риской имеется угол, то конец центрируемого вала перемещают по вертикали либо горизонтали до тех пор, пока риски совпадут.
Рис 3. Предварительная выверка валов с полумуфтами:
а— нанесение рисок центроискателем; б - параллельное смещение;
в - угловое смещение; / - муфта; 2 - линейка; 3 - установочная линейка;
4 - разметочная линейка; 5 - риски
Точную проверку взаимного положения валов выполняют при помощи центровочных скоб, устанавливаемых друг против друга при совпадении рисок на полумуфтах (рис. 4). Наружную скобу ставят на полумуфту установленной машины, а внутреннюю скобу — на полумуфту центрируемого электродвигателя и закрепляют на полумуфтах хомутами на болтах. Можно применять центровочные скобы и других конструкций. Если их нет, можно воспользоваться скобами, изготовленными на месте из проволоки, концы которой загнуты навстречу друг другу, но точность замеров при этом снизится. Наибольшая точность достигается при применении центровочных приспособлений с индикаторами часового типа.
Рис. 4. Установка центровочных скоб на валы:
/ - полумуфта установленной машины; 2 - наружная скоба; 3,4 — измерительные болты; 5 - внутренняя скоба; 6- болт хомута; 7 - стягивающий хомут; 8 - полумуфта устанавливаемой машины
Зазоры между полумуфтами измеряют при совместном проворачивании валов на 90, 180 и 270°. В каждом положении подбирают такие пластинки щупа, которые входят в зазоры с легким усилием, одинаковым для всех замеров. Результаты замеров записывают и сравнивают с допусками, приведенными в таблице. Разность показаний замеров в диаметрально противоположных точках при измерении на расстоянии 300 мм от оси вала не должна превышать величины допусков.
Взаимное положение вала электродвигателя и вала рабочей машины, если последний по какой-то причине нельзя поворачивать, проверяют методом обхода одной точкой. Для этого поворачивают только вал электродвигателя, установив центровочную скобу со штифтом на полумуфту.
Монтаж электродвигателей заканчивают проверкой качества всех работ, очисткой рабочего места и установкой ограждений, предохраняющих от случайных прикосновений к вращающимся частям, в частности к шкивам и муфтам, а также к приводным ремням. Электродвигатель подключают к сети, предварительно проверив его изоляцию, просушив, если это необходимо.
5. Подключение проводов питания и заземление двигателей
Подлежат заземлению или занулению:
корпуса электрических машин, аппаратов управления электродвигателями;
приводы электрических аппаратов;
каркасы распределительных щитов, щитков и шкафов (если на них установлено электрооборудование напряжением переменного тока выше 42 В или постоянного тока выше 110 В);
металлические конструкции распределительных устройств, кабельные конструкции и соединительные муфты, оболочки и броня контрольных и силовых кабелей, металлические оболочки проводов, стальные трубы электропроводки, корпуса шинопроводов, лотки, короба, тросы и стальные полосы с укрепленными на них кабелями и проводами;
металлические корпуса передвижных и переносных электроприемников;
электрооборудование, размещенное на движущихся частях станков и машин;
Допускается не выполнять специальное заземление или зануление:
корпусов электрооборудования, установленного на заземленных или зануленных металлоконструкциях щитов или шкафов, станинах станков и других основаниях (при условии надежного электрического контакта их с этими основаниями или с установленным на них заземленным и зануленным оборудованием);
Существуют определенные требования к заземлению и занулению электроприемников различного типа.
1. Каждая заземляемая часть электроустановки должна быть присоединена к заземляющей магистрали отдельным ответвлением. Последовательное подключение к заземляющему проводнику нескольких частей запрещается.
2. Сечения медных и алюминиевых проводников для заземления различных частей электроустановки должны соответствовать значениям, указанным в ПУЭ.
3.Заземляющие ответвления к однофазным электроприемникам должны выполняться отдельным (третьим) проводником; использовать для этой цели нулевой рабочий провод запрещается.
4.Присоединение заземляющих ответвлений к металлоконструкциям следует выполнять сваркой, а к корпусам аппаратов и машин - болтами. Контактные поверхности при этом должны быть зачищены до металлического блеска и смазаны тонким слоем вазелина.
5.Металлические корпуса передвижных и переносных электроприемников заземляются специальной жилой гибкого провода, которая не должна одновременно служить проводником рабочего тока. Использовать для этой цели нулевой рабочий провод электроустановки запрещается.