Организация ремонтной службы на предприятии

Главная задача службы оборудования (механоремонтные службы предприятий, специализированные ремонтные тресты и другие организации отрасли) состоит в том, чтобы обеспечить эффективную, безаварийную работу оборудования при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов.

Одним из важнейших условий решения этой задачи является применение системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР), суть которой состоит в четком чередовании и регламентации периодов ритмичной работы оборудования в соответствии с установленным режимом и профилактических мероприятий с целью предупреждения преждевременного его износа, включая плановые ремонты и межремонтное техническое обслуживание.

Согласно этой системе оборудования в процессе эксплуатации подвергается техническому обслуживанию (профилактический уход и надзор, регулировка, смазка, очистка, периодические осмотры инженерно-техническим персоналом, устранении дефектов и неполадок, необходимые испытания и т.д.) и плановым ремонтам, направленным на восстановление его работоспособности , частично утраченной в период работы. Системой ТОиР предусмотрено предварительное изготовление запасных частей для замены поврежденных и предельно изношенных, а также расчет и планирование затрат труда ремонтного персонала и материалов для выполнения намеченных ремонтных работ.

Предприятия, ремонтные тресты и другие подразделения отрасли, обязаны неуклонно соблюдать требования системы ТОиР, так как их нарушение неизбежно приводит к росту внеплановых простоев оборудования, повышению уровня трудовых и материальных затрат на его ремонт и снижению технико-экономических показателей производство.

Организация ремонтной службы на предприятии возлагается на отдел главного механика. В задачу отдела и подчиненного ему ремонтно-механического цеха входит поддержание в работоспособ­ном состоянии оборудования предприятия на основе системы плано­во-предупредительного ремонта. На промышленных предприятиях имеют место три основных вида организации ремонтных работ:

Централизованный, при котором все ремонтные работы вы­полняются силами и средствами отдела главного механика и его ремонтно-механического цеха. Этот вид характерен для предприя­тий с небольшим количеством оборудования.

Децентрализованный, при котором все виды ремонта, вклю­чая капитальный, производят ремонтные бригады цеховых или рай­онных (нескольких цехов) ремонтных баз. Ремонтно-механический цех предприятия выполняет лишь капитальный ремонт сложных аг­регатов, а также изготовляет и восстанавливает детали и сбороч­ные единицы при отсутствии у цеховых ремонтных баз необходи­мого для этого оборудования. Этот вид характерен для предприя­тия с крупными цехами и большим количеством оборудования.

Смешанный, при котором цеховые ремонтные базы произво­дят все виды ремонта, кроме капитального, который выполняется ремонтно-механическим цехом.

В состав ремонтно-механического цеха обычно входят станоч­ное, слесарное, электрогазосварочное отделения, а на крупных предприятиях еще и отдельные по восстановлению и повышению износостойкости деталей и сборочных единиц ремонтируемого обо­рудования путем металлизации, хромирования, цементации, термо­обработки и др. В задачу ремонтно-механического цеха входят мо­дернизация действующего парка оборудования и изготовление за­пасных деталей к нему.

Обеспечение правильной эксплуатации и плановый ремонт энергетического оборудования входят в функции отдела главного энергетика (на крупных предприятиях с большим энергохозяйст­вом) или объединенного отдела главного механика и энергетика (на заводах с ограниченным энергохозяйством).

Поскольку ремонт оборудования не является самостоятельным производством, централизация ремонтных работ осуществляется в экономически оправданных пределах, которые исключают увеличение потерь в основном производстве из-за снижения оперативности в выполнении ремонтных работ и возрастания простоев оборудования.

Полная централизация оказывается эффективной для небольших производств. Для средних и крупных производств целесообразен смешанный способ выполнения ремонтных работ.

По организации работ ремонты могут быть классифицированы:

По месту работы:

1) ремонт на месте установки машины;

2) ремонт всей машины в РМЦ;

3) ремонт “скелета” машины на месте установки, а узлов – в РМЦ.

По объему работ:

1) подетальный – замена изношенных деталей;

2) поузловой – замена отдельных узлов;

3) помашинный (поагрегатный) – замена всей машины (агрегата) резервной.

По времени работ:

1) равномерно распределенный на весь год;

2) сосредоточенный на период остановки технологической установки (остановочный ремонт);

3) сосредоточенный на часть года (сезонный ремонт).

Основными направлениями развития и совершенствования организации ремонтной службы на предприятиях являются:

1) дальнейшее повышение уровня внутризаводской централизации и специализации ремонтной службы;

2) развитие выполнения ремонтных работ с гарантированным уровнем качества, удостоверяемым выдачей гарантийного паспорта;

3) повышение технической вооруженности ремонтного персонала с широким использованием средств механизации, специализированных инструментов и приспособлений при выполнении ремонтных работ;

4) внедрение прогрессивных форм и методов ремонта (поагрегатного и узлового).

Наши рекомендации