Соответствие обозначений марок моторных масел
Обозначение по ГОСТ 17479.1–85 с изм. № 3 | Ранее принятое обозначение | Обозначение по ГОСТ 17479.1–85 с изм. № 3 | Ранее принятое обозначение |
М-4З/6-В2 | М-4З/6В2 (АСЗп-6) | М-10-Г2 | М-10Г2 |
М-6З/10-В | М-6З/10В | М-8-Г2(к) | М-8Г2к |
(ДВ-АСЗп-10В) | М-10-Г2(к) | М-10Г2к | |
М-16-А(т) | М-16ПЦ | М-8-Г2(у) | М-8Г2к |
М-20-А | МС-20П | М-10-Г2(у) | М-10Г2у |
М-8-Б | Мт-8П | М-14-Г2(цс) | М-14Г2ЦС |
М-6З/10Б2 | МТЗ-10П | М-14-Г2(к) | М-14Г2к |
М-12-Бз | М-12Б | М-14-Г2 | М-14Г2 |
М-14-Б2 | М-14Б | М-16-Г2(цс) | М-16Г2ЦС |
М-16-Б2(т) | МТ-16П | М-20-Г2 | М-20Г2 |
М-8-В2 | М-8В2 | М-10-Д2 | М-10Д |
М-10-В2 | М-10В2 | М-16-Д2 | М-16Д |
М-10-В2(с) | М-10-В2С | М-10-Д2(м) | М-10ДМ |
М-14-В2 | М-14В2 | М-8-Д2(м) | М-8ДМ |
М-14-В2(з) | М-14В2З | М-10-Д2(цл20) | М-10ДЦЛ20 |
М-16-В2 | (М16В2) М-16ИХП-3 | М-6З/14-Д2(м) | М6З/14ДМ |
М-20-В2 | М-20В2 | М-14-Д2(м) | М-МДМ |
М-20-В2(ф) | М-20В2Ф | М-14-Д2(цл20) | М-14ДЦЛ20 |
М-10-Г2(цс) | М-10Г2ЦС | М-14-Д2(цл30) | М-14ДЦЛ30 |
Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров - SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации API (Американский институт нефти). Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Они дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и API, найти его ближайший отечественный аналог.
Марки, состав и применение моторных масел
Номенклатура смазочных материалов и специальных жидкостей представлена в ГОСТ Р В 50920–2005
Универсальные (единые) моторные масла.М-6З/10-В (ДВ АСЗП-10В) - долгоработающее всесезонное масло. Его получают загущением масляной основы типа АСВ-6 или АСВ-5 полиизобутиленом и вязкостной присадкой КП-10. Масло на основе АСВ-6 с температурой застывания минус 30°С маркируется м-6З/10-В, а на основе АСВ-5 с температурой застывания минус 40°С маркируется М-6З/10-В с композицией моющей, многофункциональной, антиокислительной, противоизносной, диспергирующей и антипенной присадок. Масло на основе АСВ-6 применяют всесезонно без средств предварительного подогрева при температуре до минус 20° С, масло на основе АСВ-5 - при температуре до минус 30° С. При более низких температурах для пуска двигателей применяют средства предварительного подогрева. По качеству масло М-6З/10-В превосходит масла группы В и может применяться для смазки высокофорсированных дизельных двигателей, (взамен масел М-8-Г2(к), М-10-Г2(к)), но с сокращенным сроком смены (например, срок смены масла М-6З/10-В в двигателе КамАЗ-740 - 12 000 км).
Сроки смены масла в бензиновых двигателях - через 18 000 км, в дизелях без наддува - через 15 000 км. В ряде случаев может использоваться как моторно-трансмиссионное масло.
Дублирующие масла М-4З/8-Г(рк), М-8-В, М-8-Г2(к), М-10-Г2(к), М-10-В2, М-4З/6-В1. М-4З/8-Г(рк) получают загущением смеси масла АСВ-5(80%) и диоктилового эфира себациновой кислоты (ДОС - 20%) полиметакрилатом (ПМА-Д). Содержит моющую и антиокислительную (сульфонаты и алкилсалицилаты), беззольную, моюще-диспергирующую (С-5А), противоизносную (ДФ-11), антипиттинговую (Б-1), защитную (Бетол-1), противопенную присадки, а также ингибитор коррозии (НГ-107М). Масло М-4З/8-Г(рк) допущено к применению в высокофорсированных бензиновых и дизельных (без наддува) двигателях как универсальное всесезонное рабоче-консервационное моторное масло, обеспечивающее работоспособность двигателя в интервале температур окружающего воздуха от минус 35° С до плюс 50° С и консервацию двигателей в течение 15 лет.
Срок смены в бензиновых и дизельных двигателях соответственно 18 000 км пробега и 500 часов работы.
Дублирующие масла: М-4З/6-В1, М-6З/10-В, М-8-Г2(к), М-10-Г2(к).
Масла для бензиновых двигателей.M-4З/6-B1 - загущенное полиметакрилатом маловязкое масло (веретенное АУ), полученное из сернистых нефтей, содержащее моющую, многофункциональную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки. Имеет хорошие моющие и вязкостно-температурные свойства. Применяется на среднефорсированных бензиновых двигателях всесезонно в холодном климатическом районе и зимой - в умеренном климатическом районе. Может применяться в качестве зимней марки в некоторых типах дизелей, а также в качестве моторно-трансмиссионного масла.
Дублирующие масла: М-4З/8-Г(рк), М-8-В, М-6З/10-В. М-8-Г1 (зимнее), M-10-Г1 (летнее), М-6З/10-Г1 (всесезонное) - масла селективной очистки, содержат композиции высокоэффективных присадок. М-6З/12-Г1 готовят на основе смеси дистиллятных компонентов различной вязкости с добавлением присадок, обеспечивающих высокие противоизносные свойства. Применяется всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре от минус 20° С до плюс 45° С в высокофорсированных двигателях (ГАЗ, ВАЗ).
M-5З/10-Г1 готовится на основе базового масла АСВ-6 с добавкой вязкостной присадки и высокоэффективных композиций других присадок. Обладает хорошими эксплуатационными свойствам, применяется в высокофорсированных бензиновых двигателях и в первую очередь в автомобилях ВАЗ.
Масла для дизелей.М-8-Г2 (зимнее) и М-10-Г2 (летнее) представляют собой масла селективной очистки из сернистых нефтей на основе дистиллятного и остаточного компонентов соответственно М-8 и М-10, содержат моющую, многофункциональную, антиокислительную, противоизносную, антипенную присадки. Масло М-8-Г2, кроме того, содержит депрессорную присадку. Применяются на высокофорсированных быстроходных дизелях с умеренным наддувом соответственно зимой и летом.
Дублирующие масла: М-8-Г2(к), М-10-Г2(к), М-6З/10-В. М-8-Г2(к) (зимнее) и М-10-Г2(к) (летнее) представляют собой масла селективной очистки из сернистых нефтей на основе дистиллятного и остаточного компонентов соответственно М-8 и М-10. Содержат многофункциональную, моющую, антиокислительную и антипенную присадки. Применяются на высокофорсированных быстроходных дизелях с наддувом (КамАЗ, «Икарус») соответственно зимой и летом. По эксплуатационным свойствам превосходят масла М-8-Г2 и М-10-Г2. Дублирующие масла: М-8-Г2, М-10-Г2, М-6З/10-В.
Масла для быстроходных транспортных (танковых) дизелей.М-12-В2(рк) - полусинтетическое масло на основе смеси масла МС-20 (20%) и поли-альфа-олефинов (М-9С) (80%). Содержит моюще-диспергирующую, моющую, антиокислительную, антикоррозионную, вязкостную, защитную (ингибитор коррозии НГ-110М), антипенную присадки.
Применяется на быстроходных транспортных дизелях. Обеспечивает холодный пуск двигателей от минус 20° С. Всесезонное рабоче-консервационное масло.
Дублирующие масла: М-16-В2 и М-16-Б2(т).
М-14-Г2(к) - масло селективной очистки из сернистых нефтей на основе смеси дистиллятного и остаточного компонентов. Содержит моющую, моюще-диспергирующую, антиокислительную, противоизносную и антипенную присадки.
Предназначено для быстроходных транспортных дизелей типа В-84, В-46, В-52, В-2, УТД-10, УТД-29 и их модификаций в качестве всесезонного масла взамен М-16-В2 и М-16-Б2(т). Можно применять вместо масла М-10-Г2(к) для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом.
Дублирующие масла: М-16-В2, М-16-Б2(т), М-8-В2(с), М-12-В2(рк).
М-16-Б2(т) (МТ-16п) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и антипенной присадок. С использованием новой более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла М-16-Б2(т) превышает требования к маслам группы Б.
Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.
Дублирующие масла: М-14-Г2(к), М-12-В2(рк), М-16-В2.
М-16-В2 (М-16ИХП-3) - масло селективной очистки на основе дистиллятного и остаточного компонентов М-16. Содержит многофункциональную, моюще-диспергирующую, антиокислительную, антикоррозионную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для быстроходных транспортных дизелей с наддувом. Обеспечивает холодный пуск двигателя от минус 5° С.
Дублирующие масла: М-14-Г2(к), М-12-В2(рк), М-16-Б2(т).
Трансмиссионные масла
К трансмиссионным маслам относятся нефтяные смазочные масла для механических и гидромеханических трансмиссий.
Трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания механических трансмиссий автомобилей, танков, бронетранспортеров, тракторов, тягачей, дорожных и других машин, выполняют следующие функции: снижают износ трущихся деталей, уменьшают потери энергии на трение, отводят тепло от трущихся поверхностей, защищают детали механизмов от коррозии. Масла, предназначенные для работы в гидротрансмиссиях, кроме того, выполняют функцию рабочего тела, передающего усилия.
Объем производства трансмиссионных масел значительно меньше объема производства моторных масел, однако по значимости для постоянной готовности военной техники они не уступают моторным маслам.
Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел.Условия работы зубчатых передач характеризуются высоким давлением в местах контакта зубьев, относительно большими скоростями перемещения трущихся поверхностей и значительным выделением тепла в зубчатых зацеплениях.
В обычных зубчатых передачах (цилиндрические, конические) удельное давление в полосе зацепления зубьев составляет 600-2000 МПа, а в гипоидных передачах достигает 4000 МПа и более.
В цилиндрических и конических передачах трущиеся поверхности при вращении колес взаимно обкатываются практически без скольжения, т. е. в полосе зацепления имеет место трение касания. В отличие от этого в гипоидных передачах происходит дополнительное скольжение вдоль зуба вследствие разности между скоростями качения и скольжения (так называемое явление проскальзывания). Поэтому абсолютное значение результирующей скорости скольжения в гипоидных передачах больше, чем в передачах с обычным зацеплением, и достигает 15 м/с. Чем больше скорость скольжения на поверхности контактирующих зубьев, тем больше скорости сдвига действуют на смазочный слой.
Удельные давления и скорости относительного скольжения в парах трения агрегатов трансмиссии являются важными эксплуатационными факторами, обусловливающими необходимость обеспечения высоких противоизносных свойств трансмиссионных масел.
Следующим по важности фактором, характеризующим условия работы трансмиссионного масла, является температура. Температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется в широких пределах. В момент начала работы агрегата после длительной остановки она равна температуре окружающего воздуха. При установившемся режиме работы температура масла зависит от количества энергии, расходуемой на трение в агрегате, и от интенсивности отвода тепла в окружающую среду.
Температура масла, работающего в гидромеханических трансмиссиях, изменяется в более широком интервале, чем у масла для механических трансмиссий. Если минимальные рабочие температуры обоих масел совпадают, то средние эксплуатационные и максимальные рабочие температуры первого из масел значительно выше.
Исходя из условий применения, к маслам для гидромеханических трансмиссий предъявляются следующие основные требования: высокие антифрикционные свойства; высокие противоизносные свойства; необходимые фрикционные свойства, чтобы обеспечивать нормальную работу дисков сцепления и тормозных лент без пробуксовывания и схватывания; высокая стабильность; не корродировать металлические детали системы, а также не разрушать резиновые и другие уплотнения, не вспениваться.
Образование большого количества пены в масле нарушает работу автоматики системы управления. Кроме того, такое масло из-за резкого увеличения площади контакта с воздухом подвергается интенсивному окислению. На величину пенообразования оказывают большое влияние химические свойства масла. Так, противопенные свойства масла могут ухудшаться при введении в него противоизносных, загущающих и особенно моющих присадок. Этот показатель зависит также от поверхностного натяжения и плотности масла. Склонность масла к образованию пены возрастает с повышением температуры. Для улучшения противопенных свойств масел к ним добавляют присадку ПМС-200А, эффективно действующую в небольших концентрациях (не выше 0,005%).
Классификация трансмиссионных масел.Среди трансмиссионных масел, используемых в Вооруженных силах, наибольшее распространение имеют масла для агрегатов трансмиссии автомобильной, бронетанковой и авиационной техники.
Многообразие требований к трансмиссионным маслам в зависимости от области применения и обилие марок приводят к необходимости обобщения различных спецификаций и создания единой классификационной системы обозначения этих масел. В настоящее время за рубежом действуют несколько классификаций трансмиссионных масел. У нас для разделения по классам вязкости и эксплуатационным группам, а также для установления стандартных обозначений минеральных трансмиссионных масел принят ГОСТ 17479.2–85. С помощью буквенных и цифровых знаков определяют соответствующую принадлежность масла к классу и группе вязкости. В зависимости от уровня вязкости трансмиссионные масла разделяют на четыре класса (табл. 2.7).
Таблица 2.7