Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования автомобиля
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования автомобилей должны производиться только в специально предназначенных для этого местах (постах технического обслуживания и электроотделениях).
К работам по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж по технике безопасности.
При выполнении работ, при которых выделяются вредные газы, пыль, искры и отлетают частицы металла и стружки, рабочие должны пользоваться индивидуальными защитными средствами (очками, масками и т. п.).
В электро отделении должна быть аптечка, укомплектованная медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.
При выполнении работ по техническому обслуживанию электрооборудования непосредственно на автомобиле необходимо соблюдать следующее:
контрольнорегулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и т. п.), проводят на специальном посту, оборудованном местным отсосом отработавших газов;
во избежание попадания одежды или рук во вращающиеся части (шкив генератора, лопасти вентилятора и т. п.) перед началом работы застегнуть обшлага рукавов и проверить, чтобы не было свисающих концов одежды, заправить волосы под головной убор;
использовать передвижные подставки и переходные мостики через осмотровые канавы;
пользоваться специализированным инструментом — комплектом инструментов (мод. 2443), а при производстве работ в электроотделении — комплектом инструментов (мод. 2444М), выпускаемых Казанским заводом «Автоспецоборудование»;
при снятии стартеров (типа СТ26, СП 03 и др.) с автомобилей необходимо пользоваться приспособлениями, облегчающими выполнение этой операции;
для транспортировки агрегатов электрооборудования, имеющих значительный вес, необходимо пользоваться тележками со стойками и упорами, предохраняющими агрегаты от возможного падения;
работать только исправным, чистым и незамасленным инструментом;
при работе гаечными ключами надо подбирать их по размеру гаек или болтов;
приржавевшие и трудноотворачиваемые гайки необходимо предварительно обстучать легкими ударами молотка, затем смочить их керосином, после чего отворачивать;
пользоваться молотками, надежно насаженными на деревянные рукоятки, изготовленные из прочного и упругого дерева (молодой дуб, рябина, береза и т. п.); пользоваться напильниками, шаберами и другими инструментом с хорошо укрепленными деревянными ручками и с металлическими кольцами, исключающими возможность их раскалывания; поверхность ручек инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; использовать зубила и крейцмейсели длиной не менее 150 мм;
нельзя пользоваться теми молотками, зубилами и крейцмейселями, ударная часть которых имеет наклеп и заусенцы;
при осмотре автомобиля необходимо пользоваться переносной электрической лампой напряжением не выше 36 В, а при работе в осмотровой канаве — не выше 12 В. Лампа должна иметь предохранительную сетку для защиты от механических повреждений и отражатель. Применение переносных ламп 127—220 В запрещается.
Безопасность работ электроинструментом, питающимся от электрической сети, напряжением выше 36 вольт, достигается соблюдением следующих правил:
к работе допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение;
электроинструмент должен выдаваться рабочему после предварительной проверки его исправности, при этом необходимо проверить путем осмотра состояние изоляции токоведущих проводов, обратить особое внимание на места их вывода из корпуса электроинструмента;
перед началом работы необходимо надеть защитные приспособления (диэлектрические резиновые перчатки, резиновые сапоги или галоши), имеющие отметку об испытании (штамп или клеймо);
присоединение к сети питания разрешается только через штепсельные соединения, имеющие заземляющий контакт;
если во время работы электроинструментом рабочий почувствует хотя бы слабое действие тока, электроинструмент необходимо немедленно отключить от сети и сдать в ремонт; 248
запрещается держать электроинструмент за провод или касаться рукавом вращающихся,частей до их полной остановки;
при прекращении работы электроинструмент должен немедленно отключаться от сети.
Все корпусы электродвигателей и оборудование электроотделения должны надежно заземляться или иметь зануление согласно действующим «Правилам устройства электротехнических установок». Использование электроустановок без заземления или зануления запрещается.
Выключатели, рубильники к электродвигателям, стендам и другому электрическому оборудованию электроотделения должны располагаться в местах, обеспечивающих их выключение с минимальными затратами времени. Запрещается применять рубильники открытого типа или с кожухами, имеющими щель для рукоятки.
При проверках генераторов, стартеров и прерывателейраспределителей на контрольноиспытательных стендах необходимо правильно центрировать и надежно закреплять эти агрегаты в зажимных устройствах во избежание травм работающих и поломки механизмов.
Рабочие места слесарейавтоэлектриков должны быть оборудованы специальными верстками, надежно закрепленными на полу. Одна половина верхней части верстака должна быть покрыта листовым железом, а другая любым, не проводящим электрический ток материалом (линолеумом, текстолитом и т. д.). Кроме того, верстак должен иметь свободно выдвигающиеся ящики для хранения инструмента. Со сторон, обращенных к проходам, рабочим местам, окнам, верстаки должны иметь защитную металлическую сетку. Устанавливаемое на них оборудование (тиски, пресс и т. д.) должно быть надежно закреплено,
Выпрессовка втулок, подшипников и других деталей должна производиться с помощью съемника и прессов.
При сверлении на сверлильном станке мелких деталей необходимо закреплять их в специальных зажимных приспособлениях (тиски, кондуктор, призмы и т. д.).
При работе на заточном станке необходимо надеть предохранительные очки, а при наличии на станке откидного прозрачного экрана следует опустить экран, чтобы в глаза не попадали частицы наждака и металла. Наждачный круг должен быть защищен стальным кожухом так, чтобы открытой оставалась только рабочая часть круга. Работать со снятым кожухом запрещается. Заточной станок должен иметь прочно укрепленный подручник, который устанавливается так, чтобы зазор между ним и наждачным кругом был не более 3 мм. Наждачный круг закрепляется зажимными фланцами, диаметр которых должен быть не менее 13 диаметра круга. Пользоваться поврежденным кругом, имеющим трещины, выбоины и т. д., запрещается.
Правку кругов разрешается проводить только в защитных очках и специально предназначенным для этой цели инструментом.
Охрана труда
Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возлагается на профсоюзные организации.
В целях предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения каждого работающего соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Общие требования безопасности работ, которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов и др. автотранспортных средств.
Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда и производственной санитарии, который является первым этапом обучения безопасности труда на данном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.
Ознакомимся с мерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара на автомобиле, нельзя:
• допускать загрязнений двигателя топливом и маслом;
• допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;
• мыть двигатель бензином;
• курить вблизи баков и приборов системы питания;
• подогревать двигатель открытым пламенем.
Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.
Заключение
В ходе написания курсового проекта был разработан участок поста электротехнических работ. Было подобрано необходимое оборудование в соответствии с производимыми работами. В курсовом проекте была полностью рассчитана: технология ремонта ротора генератора автомобиля марки «Краз 6437», экономическая эффективность данного вида ремонта, т.е. обоснована экономической выгодой ремонта относительно покупки новой детали.
Вследствие чего в процессе разработки были приобретены практические навыки планирования и организации ремонта деталей автомобиля, закреплены знания полученные в процессе обучения.
Список использованной литературы
Основная литература:
1.Суханов Б. Н., Борзых И. О., Бедарев Ю. Ф.
Пособие по курсовому и дипломному проектированию. "ТО и ТР
автомобилей " издательство Москва "Транспорт" 1985 г.
2.Суханов Б. Н., Борзых И. О., Бедарев Ю. Ф.
Пособие по курсовому проектированию "ТО и ТР автомобилей ",
издательство Москва 1991 г.
3. Интернет сайты: www.pulscen.kz, www.kazstanex.kz, www.ecoconceptcars.ru.
4. Федоренко А.А., Чумаченко Ю.Т. «Электротехника и электрооборудование автомобилей»
6.Большухина И.С. «Экономика предприятия»
7.Вяткин Г.П. «Машиностроительное черчение» 1985 г.
Дополнительная литература:
1.Федоренко В.А., Шошин А.И.
Справочник по машиностроительному черчению", издательство
Ленинград "Машиностроение", 1981 г.